Gradius – горизонтально прокручиваемая стрелялка от Konami, впервые вышедшая в 1985 году для аркадных игровых автоматов. Это первая часть одноименной серии. Игрок должен управлять космическим кораблем Vic Viper и защищаться от различных инопланетян. В игре есть система усилений, в которой шкала выбора оружия называется «power meter», и работает благодаря собранным капсулам.
Аркадная версия игры вышла за пределами Японии под названием Nemesis, но в более поздних релизах было использовано оригинальное название. Аркадная версия и некоторые компьютерные версии вошли в различные компиляции, доступные на сервисах вроде Virtual Console и PlayStation Network.
Геймплей
Игрок, управляя межпространственным космическим кораблем Vic Viper, должен сражаться с волнами врагов в различных средах. В бое с боссом необходимо уничтожить гигантский корабль, в центре которого расположена одна из нескольких синих сфер. При этом путь лежит прямиком от экстерьера корабля к ядру. Игрок должен стрелять в проход и избегать шаблонных атак от оружейных установок с тела босса. В проходе есть небольшие разрушаемые стены, которые мешают пулям повредить ядро. Такие стены нужно прицельно уничтожать. У некоторых боссов есть способность регенерации стен. После того, как ядро получило много ударов, оно меняет свой цвет с синего на красный. После уничтожения всех ядер босс взрывается. Ядер нет у некоторых органических боссов; такие боссы обладают слабыми точками вроде рта, головы или глаза.
Оружейная система
В начале игры Vic Viper относительно медленный, а из вооружения имеет только слабый пистолет. Этого уровня недостаточно, в сущности, для борьбы с врагами, но его можно повысить благодаря усилениям. В большинстве аркадных игр используются отдельные предметы-усиления, а в Gradius такой предмет только один. Эффект предмета в том, чтобы улучшить текущий выбранный предмет в меню усилений, которое отображается в нижней части экрана.
Разработка
Версии Gradius выходили на Amstrad CPC, Commodore 64, Microsoft Windows, MSX, NEC PC-8801, Famicom/NES, PC Engine, Virtual Console, Sharp X1, Sharp X68000, мобильных телефонах, Sega Saturn, PlayStation и Sinclair ZX Spectrum. В английских чартах продаж игра дошла до 2-го места, проиграв лишь Feud. 20 декабря 2013 года игра вышла на Windows Store. В NES-версии был введен чит-код, который позже получил известность как «Код Konami» и использовался в многих играх Konami. В Gradius после ввода этого кода во время паузы игра максимизировала уровень корабля Vic Viper.
Игру конвертировали для аркадной платформы Nintendo Vs. Series, в версии, отличающейся от NES-версии только отсутствием чит-кодов и возможностью бесконечной игры.
Аркадная версия игры вошла в Gradius Collection для PlayStation Portable и в Konami Classics Series: Arcade Hits для Nintendo DS.
В 1990 году в Европе вышла версия игры под Game Boy, с измененным названием Nemesis. Версия стала первым релизом игры на мобильной платформе. Позже эта версия вошла в компиляцию Konami GB Collection Vol. 1, где называлась уже по-старому, «Gradius».
Лимитированное издание саундтрека к игре вышло 27 июня 1986 года через компанию Alfa Records (Konami Game Music Vol.1 – 28XA-85).Apollon Music выпустила саундтрек 5 мая 1987 года под названием «Original Sound of Gradius – KHY1016». Первый диск Konami Music Masterpiece Collection, вышедший 1 октября 2004 года, главным образом состоит из музыки к Gradius.
На западной обложке для NES-версии сказано, что в Японии был продан один миллион копий игры.
Наследие
Gradius породила несколько сиквелов, первым стала игра Salamander (1986). Серия была продолжена на седьмом поколении консолей релизом Gradius ReBirth (2008). GameSpot отмечает, что Gradius был одним из сложнейших шутеров на NES, жестче него – только Contra. IGN в обзоре релиза для Wii Virtual Console отметил игру как выдающуюся классику прокручиваемых шутеров и дал ей оценку 7/10.