The Saboteur – экшн-приключенческая игра в открытом мире, происходящая в оккупированной германскими войсками Франции эпохи Второй мировой войны. Это последняя игра, разработанная студией Pandemic Studios. Версии для BlackBerry и iOS разработала и опубликовала Hands-On Mobile.
Сюжет
Действие происходит в 1940 году. Протагонист Шон Девлин (основанный на Уильяме Гровере-Уильямсе) является много выпивающим ирландским автомехаником, завсегдатаем гоночных групп Парижа. Он прибывает в германский город Саарбрюккен, с ним его учитель Витторе Морини, лучший друг Жюль Руссо и сестра Жюля Вероника. Шон готов гоняться в Гран-При. Ему встречается девушка и гонщица Скайлар Сейнт Клэр, с которой он поддерживает нестабильные отношения.
Шон начинает соперничать с Куртом Диркером, печально известным гонщиком и чемпионов нацистов. В ходе гонки Диркер применяет недозволенный прием: стреляет в шину Шона. Чтобы отомстить, Шон и Жюль планируют ворваться на фабрике Доппельзиг, где работает Диркер, и расстроить его машину; хотя Скайлар предупреждает их, что Диркер не тот, кем кажется. На фабрике Шон и Жюль попадают в плен и подвергаются пыткам Диркера. Диркер является комендантом СС. Он уверен, что Шон и Жюль шпионят для британцев. На глазах Шона Диркер пытает и убивает Жюля. Шону удается сбежать и стать свидетелем разрушения города нацистами. Шону удается спасти Витторе и Веронику, прежде чем они убегают в Париж. Шон сообщает семье Жюля о случившемся и обещает отомстить Диркеру.
Месяцами позже, Шон живет в борделе «Красота ночи», принадлежащем семье Жюля. С ним встречается Люк Годен, местный писатель, лидер сопротивления нацистской оккупации и любовник Вероники. Он привлекает Шона в свое движение. Шон получает задание: бороться с операциями нацистов, убивать их высокопоставленных офицеров. Кроме того, он связывается с лидерами и членами сопротивления. Среди таковых – Отец Денис, лишенный духовного сана католический священник, Дюваль Мингл, чья возлюбленная предала его ради высокопоставленного нациста, Маргот Боннер, желающая сохранить французскую культуру, которую нацисты стремятся уничтожить. В ходе своей работы Шон приобретает репутацию, как член сопротивления. Тем временем, в Париже действуют отряды Диркера, выслеживающие и убивающие членов сопротивления.
Шон снова встречает Скайлар, которая признается, что является британским шпионом. Скайлар ведет Шона к своему начальству, и Шон получает серию новой работы. В частности, надо похитить у нацистов неизвестное сокровище. Вскоре Шон и Скайлар получают задание по спасению германского ученого, Доктора Кесслера. Становится известно, что на фабрике Доппельзиг Кесслера принуждали создавать ядерное оружие. Спасенный Кесслер отказывается работать с кем-либо, пока не спасена его дочь Мария. Шон забирает Марию у похитителей и доставляет ее в штаб-квартиры сопротивления. Нацисты нападают на них, они вынуждены скрываться в катакомбах. В ходе этого рейда Веронику захватывают и собираются казнить в соборе Парижской Богоматери. Шон идет спасать ее.
Люк предлагает план по свержению лидеров нацистов, проводящих гонку. Водитель должен подорвать их при помощи специально начиненной машины. Шон выигрывает гонку и успешно ликвидирует большинство лидеров, но Диркер выживает и берет контроль над оставшимися нацистами. В ответ нацисты уничтожают «Красоту ночи», убивая родителей Вероники и Витторе. Шон спешит в катакомбы, где нацисты нападают на сопротивление. Хотя Шону удается отбить нападение, лидеры сопротивления гибнут. Люк попал в ловушку под валунами, Вероника вынуждена убить его, так как он не может выбраться. Доктора Кесслера и Марию снова берут в плен.
Шон, Вероника и Скайлар едут на фабрику Доппельзиг и спасают Кесслеров. Спасенный ученый демонтирует оружия и взрывает фабрику. Теперь Шон и Вероника возвращаются в Париж, где люди восстали против нацистов. Вероника становится новым лидером Сопротивления. Шон выслеживает Диркера на Эйфелевой башне, где тот казнит своих людей за то, что они его подвели. Наконец, Шон сталкивается с Диркером на верхушке башни. Шон либо стреляет в Диркера и тот падает с башни, либо позволяет Диркеру спрыгнуть самому. После смерти Диркера Вероника спрашивает, закончилось ли всё, на что Диркер отвечает, что всё только начинается.
Геймплей
Игрок может исследовать оккупированный нацистами Париж, некоторые французские сельские местности и части Германии. Ключевой элемент геймплея – цвет. Территории, где сильно влияние нацистов, представлены черно-белыми, исключения составляют ирисы персонажей, городские фонари, кровь, синие символы Французского сопротивления, различные германские символы ярко-красного цвета. В таких территориях много германских солдат, поэтому значительно повышена вероятность, что Шона обнаружат за повстанческой деятельностью. Чтобы снова «вдохновить» район, надо ослабить оккупационные войска. Делая это, игрок возвращает надежду жителям, территория становится оживленнее и пестрее. Полностью от германцев избавиться не получится, но у Шона будет больше шансов сбежать от них; в относительно свободных территориях германцы сосредоточены на военных базах, в казармах, контрольных точках, штаб-квартирах и других стратегически важных местах. Кроме того, в борьбе за цветные зоны активную роль играют французы. Например, если Шон вступает в бой с нацистами в цветной территории, то даже проходящие случайные французы могут вмешаться в бой, не говоря про членов сопротивления.
По ходу игры Шон может обновлять свои способности и арсенал посредством «перков» типа повышения точности стрельбы из снайперской винтовки, количества патронов для всех оружий, урона. Перки обретаются через действия – типа ухода от высокоуровневой тревоги, снайперского устранения целей, подрыва определенного количества германских установок и машин. Игрок может подниматься по зданиям, бегать по крышам, иногда может найти британские ящики припасов или добраться до хорошей снайперской точки. Доступны гаражи, где можно оставлять рабочие машины и чинить поврежденные. Игрок может вступать в кулачные бои или предпочитать более стелсовый подход (например, красться или маскироваться под нациста).
Если игрок умирает при свободном блуждании, то он теряет всё оружие, включая гранаты. Оружие, патроны, взрывчатки, карты и другие предметы можно покупать у нескольких торговцев на черном рынке. Купив оружие, Шон может брать его в любое время.
The Midnight Show
Код для цифрового патча «The Midnight Show» был бесплатен для тех, кто купил новую копию игры для Xbox 360 или PlayStation 3. Для версии Windows этот контент был уже включен на диск. Позже контент выпустили на Xbox Live Marketplace и PlayStation Network (в Британии – бесплатно) для тех, у кого нет кода.
В дополнительном контенте есть новые бордели и точки укрытия. Включена мини-игра, где можно зарабатывать игровые предметы, не попадающиеся в главной кампании, типа машины. Самым заметным новведением, однако, является автоматическое отображение всех проституток топлесс, хотя эту опцию можно включать и выключать. В свое время эта опция вызвала некоторые споры.
Разработка
Игра была названа лебединой песней разработчиков, так как после ее завершения Pandemic Studios ликвидировалась.
В конце разработки из игры вырезали некоторые территории, включая нацистскую пусковую шахту гигантской ракеты, построенную в горе, так называемую «Вальхаллу». Концептуальный художник Pandemic Джейсон Хейзелрот 3 года провел за дизайном проекта. В последующих концептуальных изображениях Хейзелрот показал экспериментальный нацистский реактивный самолет XJ-05, выполнявший функцию босса, и другой реактивный самолет JX-07, помельче размером, который мог использовать игрок.
Прием
На Metacritic за несколько лет для игры собрали следующие баллы: 76% (20 обзоров) и 78% (266 оценок) для ПК, 72% (54 обзоров) и 81% (128 оценок) для PS4, 73% (69 обзоров) и 82% (148 оценок) для Xbox One.
IGN хвалил версии PlayStation 3 и Xbox 360 за их звук, черно-белое оформление, «дешевый трепет», а критиковал за недоработанный геймплей и несколько глуповатую анимацию. GameTrailers назвал версию для Xbox 360 еще одной разрушительной игрой 2009 года в открытом мире. Игру хвалили за нескучный геймплей, хотя сайт критиковал неровную озвучку, переменчивое качество графики и недоработанный конечный продукт. X-Play хвалил уникальный вид и сеттинг игры, разнообразие геймплея, критиковал плохо исполненную историю, вражеский интеллект и различные сбои.
Для версии PlayStation 3 отмечали технику сглаживания на консоли, традиционно имевшей проблемы с этим. Использование одного из синергетических процессорных юнитов PS3 для исполнения обнаружения шероховатостей и сглаживания, которое в оптимальных условиях работало так же, как 16-кратное сглаживание. Игру часто сравнивали с Velvet Assassin, вышедшей в том же году, похожей по эстетике и геймплею.
The A.V. Club поставил игре «пять с минусом» и написал: «Лучший штрих – в том, что свободный саботаж напрямую влияет на квесты, развивающие главную историю». 411Mania поставил версии для Xbox 360 оценку 7.5/10: «Если ты фанат GTA или первой, второй части Mercs, то, наверное, найдешь некоторое удовольствие в Saboteur, но для остальных игра одноразовая, в лучшем случае». The Daily Telegraph для той же консоли оценил игру на 7/10: «Весьма приятная игра в своем роде, успешно создает чистое, разухабистое развлечение. Игроки, готовые закрыть глаза на вторичный геймплей, найдут оправдание глуповатым персонажам, смешному сюжету и даже некоторым техническим недостаткам». Wired поставил версии для Xbox 360 оценку 6/10: «Большую игру лучше проходить помаленьку: час или два подъема по зданию, снайперская стрельба, безумное вождение, повторений много». Edge поставил 5/10 для версии PS3: «Классное отражение клише, стереотипов, ярлыков и логических ошибок».
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.