Ам-казам ребятушки! Если вы думаете что вы заядлый хардкорщик, если вы думаете что любое количество противников вам под силу, если вы думаете что реалистичность во всём - это скучно, то поиграв в мультиплеер ArmA 2 все эти мысли исчезнут, будто их и не было. Да, я увлёкся осмотром внутренностей этого симулятора военных действий, и мне хочется поделиться своими наблюдениями. Говорить о сингле я не буду, ведь он и вправду скучен донельзя, чего не скажешь о сетевом режиме.
Одна пуля – целая беда
Реалистичность до мелочей – отличительная черта всех игр от Bohemia Interactive. Это очень спорное решение, ведь кого-то это привлекает, кого-то отталкивает, но от себя могу сказать, что с реалистичностью не переборщили ни на йоту.
Плюсы:
Геймплей почти не отличается от Operation Flashpoint и ArmA под номером “один”, и это, несомненно, позволяет фанатам этих игр без проблем освоить ArmA 2. Мы также медленно двигаемся от укрытия к укрытию, остерегаясь каждого выстрела вдали, иногда подолгу отлёживаемся на одном месте только потому, что мы увидели какое-то движение или просто предчувствие подсказывает, что там смерть. Никакого дикого экшена, лишь мольба о том, чтобы противник не увидел тебя раньше. Это очень атмосферно, эффект присутствия чувствуется на самом высшем уровне, и если от забега по лесу в котором возможно засел противник будоражит кровь, то перестрелка один на один или отряд на отряд просто взрывает мозг и заставляет радоваться, сели ты вдруг, каким-то чудом, выжил.
Также очень хорошо реализованы внешние и внутренние раздражители. От свистящих над ухом пуль обзор ухудшается, взрыв снаряда сулит временное оглушение, контузию, и звон в ушах, а от стрельбы из пулемёта можно оглохнуть начисто, поэтому рекомендуется надевать беруши. От длительного бега зрение ухудшается, персонаж тяжело дышит и может даже споткнуться и упасть. Таких мелочей много, и на влияние игрока в процесс они влияют непосредственно, ведь всё это знакомо нам в нашей жизни, так происходит с любым человеком.
Со снаряжением тоже порядок, какой симулятор войны без пушек и техники? Стволов много, даже очень, в этой игре, наверное, самый большой выбор оружия и парк техники. Каждая пушка и машинка звучит совершенно по-разному, страшно подумать, сколько сил затрачено на запись всех звуков. Самое интересное, что через некоторое время вы сможете точно определять, из какой пушки стреляет враг, или какой вертолёт стрекочет в дали только по звуку. Поверьте на слово, ощущения того, что ты держишь в руках настоящее оружие, и водишь настоящий транспорт не пропадает ни на секунду. Всё очень красиво нарисовано, анимировано и озвучено.
Реалистичная система повреждений тоже очень к месту. Если спрыгнуть с большой высоты, то можно сломать ногу и передвигаться будет возможно только в положении лёжа, та же ситуация с огнестрельным ранением в ноги. От ранения в руки, соответственно будет гулять прицел, и точно стрелять будет затруднительно. При попадании в тело персонаж будет постепенно истекать кровью и без перевязки очень скоро “загнётся”, ну, а уж при попадании в голову, будьте добры умереть. Хотя может отрикошетить и от каски, но такое бывает очень редко и такое попадание будет сопровождаться длительным звоном в ушах.
Минусы:
Сложность освоения игры – самая большая проблема. Огромное количество нужных действий изначально расставлены на клавиатуре не самым удобным образом. Первые пол часа уходят на настройку раскладки под себя, но некоторые даже не пытаются порыться в настройках и сразу выключают игру, закрывая проход в самый интересный симулятор военных действий.
Командная игра и ориентирование
Плюсы:
В игре есть отряды, и каждый может выбрать для себя роль, но по одиночке ни один из бойцов ничего из себя не представляет. Всегда нужно работать слаженно, и это не значит, что всегда нужно держаться рядом. Сброс десанта и одновременный штурм с земли, разведка и попытки диверсий в тылу, захваты деревень под прикрытием снайпера на холме – всё это имеет место быть. Многие жалуются, что их убивают в первом же бою, но это потому, что наигравшись “колду” они полезли в арму с надеждой поубивать всех и вся, ну или инстинкт самосохранения немного притуплён. В мультиплеере ArmA 2 сотни разных сценариев, и они зависят от поведения игроков, слаженная команда из 4-ёх человек может навести шороху во вражеском отряде, численность которого превышает десять голов. Если играть как в среднестатистический шутер то ничего не выйдет, а ArmA нужно именно воевать, тогда от одного матча будет столько эмоций, сколько не сможет подарить даже десять конов в батлу.
От солдата требуется не только хорошая точность и беспрекословное послушание командира отряда, но ещё и способность выживать в одиночку. Не раз бывали случаи, что один из членов отряда отставал и заново выходил к отряду, полагаясь только на карту, компас, и указанные координаты. Дело в том, что на некоторых серверах отключены оповещения, не показывает расположение игроков и даже сама цель задания указывается только координатами. Это добавляет шарму игре: если вы перестанете следить за своими перемещениями на карте, то придётся искать указательный знак, на котором будет указано название населённого пункта и только потом, найдя этот пункт в карте, узнать, где ты, собственно, находишься. Ночью всё только ухудшается, но ПНВ очень выручает. Вообще бесполезных предметов в игре нет, и это определённо идёт на пользу, ведь всё это разнообразит геймплей.
Сложно описать всю атмосферность происходящего, проще поведать одну из многочисленных историй, а если вам не интересно, просто прокрутите до следующего раздела:
“ – Знаешь, не думаю что БТР'ы проехали, они бы давно были тут. Пора выдвигаться. – Я был напряжён, зрение ещё не восстановилось после забега под вертолётным обстрелом в лесу. Благо “Солнечное” гористая местность, вертолёту развернуться негде.
- Подождём, время есть, тем более они снайперов так и так расположили, нам не пройти, нас и так всего четверо.
- Да нет, пятеро, Санёк найдётся, вертушка его район не обстреляла, тем более на холме было много растительности, как, ты думаешь, его бы заметили?
- И то верно, блин, жаль нет раций, с ними было бы проще… Всё же ты прав, мы далековато, когда БТР'ы прикатят мы не успеем добежать. Давайте по кромке леса метров на триста сдвинемся.
Мы приближались к нашей цели, а целью было зачистить посёлок “Солнечное” – укрепить его легко, а чтобы обойти, нужно обегать через горы пять километров, с другой стороны море. Мы прошли указанное расстояние и опять засели за железнодорожной насыпью. Командир осматривал местность в бинокль, а я через оптику своего АК-74. И всё же моя осторожность не была лишней, примерно через минуту по нам начал стрелять снайпер, я не знаю почему он не начал стрелять раньше, может менял позицию, одно можно сказать точно, сменил он её удачно, ведь нашего гренадера он убил точно в голову. Я уже был на стороже, но это стало для меня неожиданностью, именно поэтому командир начал стрельбу первым. Обстреливал он печурок на скале, очень удобное место, но после первого выстрела придётся передислоцироваться. Но снайпер не успел, командир разорвал его из своего пулемёта частыми одиночными выстрелами. Страшно было представить, сколько народу сбежится на выстрелы, но командир приказал не двигаться. Верно, насыпь какое никакое, но укрытие, а пока мы будем искать новое, нас уже изрешетят. Я и Костя – разведчик откатились ближе к траве, а командир остался наблюдать за обстановкой. Он неожиданно вскинул пулемёт, выбежал на железную дорогу и начал стрелять, перемещаясь в полуприсяде. Он двигался к полю, и вскоре, по трассерам я увидел в кого он стрелял. Минимум шесть человек суетились меж деревьев, но они мигом слились с местностью, а командир прошёл ещё пару шагов и упал на землю. Выстрелов не было слышно, значит, используют ПБС (в простонародье – глушитель). Неприятно. Упав обратно в траву, я описал Косте обстановку, и велел молчать. Мы лежали, лежали минут шесть – семь. Я напрядено держал на прицеле область, из которой мог выйти противник.
- Слышишь? – Костя очень напугал меня. И не потому, что было неожиданно, а потому что он сказал это вслух.
- Заткнись! – шикнул я на него. Но я и вправду что-то слышал, и не что-то, а звук мотора, мощного мотора. БТР'ы опоздали, но лучше поздно чем никогда. Я сказал Косте что ему следует делать когда первый БТР окажется в 150-ти метрах от нас. Дождав время мы одновременно вскочили, он кинулся с криками к БТР'ам, а выпустил пол рожка в направление врага. Нам повезло, броневики не обстреляли нас сразу, как только увидели, и Костя сразу спрятался за одной из машин. Я отступал тратя по одному патрону в секунду, а противник патронов не жалел, они чудом промахивались, а когда я подошёл ближе к броневику я заорал – “Бей по трассерам!!!”. И он ударил.
***
Когда БТР обработал местность, стало очень тихо. Я молчал, а Костя докладывал командиру взвода об обстановке. В прицел АК я видел, как вдали собираются выезжать Абрамсы и на вышках начали бликовать снайперские оптические прицелы. Я забрал пулемёт командира, давно хотел пострелять из Печенега, а сейчас придётся много, очень много стрелять…”
Минусы:
Опять же сложность. С командной игрой всё просто, бывали случаи, что за непослушание бунтари получали пулю в пузо от своих же, и играть становилось легче. Ну а ориентироваться не каждый умеет, и тут возникают сложности с объяснениями. От ничего не смыслящих людей могут потребовать банального прохода в нужный квадрат, а как ориентироваться по карте он не знает, и рассчитанный до мелочей план может провалиться, но всё это, опять же, приходит со временем и команды получаются слаженными.
Пользовательские модификации
Плюсы:
Нужно отдать должное разработчикам. Игровой код они сделали извилистым, позволив народным умельцам творить с их игрой что душе угодно. Плюс - встроенный редактор миссий позволяет обычным игрокам создавать миссии без особых усилий и без заморочек с кодами и программированием. Некоторые из модификаций и миссий выходят очень интересными и пользуются популярностью среди игроков. Самый яркий пример – модификация, переносящая игроков в мир после апокалипсиса, в мир наполненный зомби, в мир, где каждый патрон на счету. Имя этому чуду Day-Z. Сейчас она пользуется бешеной популярностью, из-за неё Арма попала в топ самых продаваемых в Steam'е. На данный момент открыто около сотни игровых серверов, за основу которых идёт эта самая модификация, и почти все серверы забиты и днём и ночью. Я тоже не прошёл мимо этой модификации и могу сказать точно: Day-Z - это тот самый survival-action о котором я всегда мечтал. Это бесполезно описывать, в это нужно попробовать поиграть, или хотя бы посмотреть ролики, весь YouTube завален записями стримов и летс-плеями на эту модификацию.
Минусы:
Мало какие модификации поддерживаются разработчиками официально, именно поэтому половина из них либо недоработана, либо вообще не играбельна. Тот же Day-Z не без изъянов. Излишняя гибкость кода играет злую шутку с игроками, и повредить его во время разработки модификации – раз плюнуть, а из этого выходит множество багов, что не очень приятно.
Итог
Что же мы имеем? ИГРУ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖИКОВ, ИГРУ НА 10 БАЛЛОВ ИЗ 5-ТИ! Это великолепный сетевой режим, это незабываемые ощущения от каждой схватки, это напряжённость, даже когда ты просто бежишь по лесу и не слышишь ничего кроме треска веток и шуршания травы под ногами. Эта игра показывает, каков ты будешь на реальной войне. Здесь есть всё, с чем знакомы туристы, курсанты, отслужившие и просто увлечённые военным делом, все свои навыки ориентирования и ведения боя вы можете показать в ArmA 2. А если вы ничего не умеете, то легко можете научиться именно в этой игре, ведь здесь есть всё для этого. Неужели кто-то будет сомневаться в том, что…
Игра сделана – с душой.
P.S. Если вам жалко денег и вы предпочитаете скачивать с торрентов, нежели покупать игру, то специально для вас есть бесплатная версия с ограничениями под названием ArmA 2 Free. Вы не сможете выкрутить качество графики на максимум и модификации будут для вас закрыты, но тем не менее, вы хотя бы ознакомитесь с этой игрой прежде чем покупать.
Ты наверное был в настроении когда такой обзор катал, отлично сделал + от меня
Свой обзор рекламить не буду, твой лучше
Ну если бы на одну и ту же игру писали то можно было б сравнивать, а так... =)
Хах, Фёдор, слышали? В редакцию меня, в редакцию =DDDDDDDD
долго писал??
Большое спасибо за обзор! Прочитав его, получил море удовольствия!
зы пополнаю Webmoney