На дворе 1995 год. Люди удивляются приходу 3D, объекты состоят аж из нескольких десятков полигонов. Понятно, что с популяризацией объёмного формата многие разработчики принялись вновь изобретать и адаптировать игровые жанры. Согласитесь, гонки в 3D выглядят и чувствуются совершенно иначе, чем кучка пикселей с видом сверху. Перемещение персонажа в платформере в абсолютно любую сторону заставляет отвисать челюсть, ведь раньше мы могли наблюдать только движение в двух плоскостях. Были ещё, конечно, изометрические игры, симулирующие глубину пространства, но это не считается.
Не могу сказать, что Reflection Interactive первыми изобрели жанр автомобильных боёв, но они точно сделали его популярнее. Ребята на тот момент были уже порядка десяти лет в игровой индустрии и успели выпустить знаменательную трилогию Shadow of the Beast. Критики приняли игру сдержанно, похваливая за графику, но ругая за недостаточную интерактивность. Мол, всё не плохо, но есть к чем стремиться. Destruction Derby вышла на MS-DOS, Sega Saturn, Nintendo 64 и PlayStation. Мы поговорим про последнюю версию.
Сюжет
Конечно, никакого сюжета здесь нет - только форменный беспредел с крушением транспорта. Открывающий ролик достаточно скромен, смотреть там особо не на что. Полминуты нам представляют логотипы разработчиков и издателей, а затем под рёв мотора проявляется дерзкий логотип игры. Если мы ничего не нажимаем в течение какого-то времени, нам включают демонстрационный ролик со спланированной гонкой, где автомобили в гонке за первенство агрессивно толкают друг друга и разворачивают на сто восемьдесят градусов. Честно говоря, смотрится это не впечатляюще даже для того времени. Что ж, посмотрим что предложит нам геймплей.
Геймплей
Игровой процесс строится следующим образом. Вначале вы выбираете один из доступных автомобилей. Роскошных тачек вы тут не найдёте. Держу пари, выбрав какой-нибудь Porshe-911 у вас бы сердце обливалось кровью от каждой царапины на его виртуальном корпусе, я уж не говорю про серьёзные повреждения. Машины здесь предельно просты и выглядят так, будто из забрали прямо со свалки металлолома. Это добавляет некой "гранжевости" проекту. Правда, автомобилей на выбор тут всего три. Видимо, у разработчиков ушло много сил на создание системы столкновений, при которой каждая машина гнётся по-разному. А может просто поленились.
Далее вы должны выбрать игровой режим. На обозрение даётся четыре варианта. Расскажу вкратце о каждом из них.
Первый именуется так же, как и игра. В нём вы должны будете на бездорожной арене уничтожать другие автомобили путём столкновения с ними. Играется это весело, при каждом столкновении от машины отлетают двери, мнутся капоты и сдуваются шины. Реализма добавляет и тот факт, что после пары таких серьёзных ударов у вас может частично отказать управление. Машину может всё время вести влево или же она будет с трудом разворачиваться. А если как следует вмажут по радиатору, то он незамедлительно загорится, не оставив вам никакого шанса на победу. Всё это смотрится сочно и зрелищно, как будто вы участвуете в реальном автомобильном дерби.
А теперь самое прикольное. За нанесённые удары вам начисляются очки. Причём, чем сильнее и изощрённее удар, тем больше очков вы получаете. Разумеется, побеждает тот, у кого больше всего очков. Или кто останется в живых. Присутствует и стандартный гоночный режим, где вы должны финишировать на трассе раньше своих оппонентов. При этом очки за крушение чужих тачек не начисляются - только за позицию.
Третий режим называется "Агрессивной гонкой". К нему применимы все правила предыдущего режима, с той единственной поправкой, что за поломку чужих транспортных средства вам дают премиальные баллы. В итоге полученные за позицию и разрушения очки суммируются, и побеждает тот, у кого их больше. То есть, вы можете финишировать и третьим, но по количеству очков обгоните всех своих соперников, и всё равно получите золото. И наоборот, вы можете заставить всех участников глотать пыль и добраться до финиша секунд на десять быстрее остальных, но по количеству очков окажетесь в хвосте. Это интересный подход к гонкам. Он заставляет мыслить иначе и предпринимать другие стратегические решения. Ведь важно одновременно следить за дорогой, искать жертву и думать о том, как бы не пострадать самому. Гораздо веселее, чем обычные гонки!
Заключительный режим предлагает вам гонку на время. Точнее даже не гонку, ведь вы на трассе присутствуете один. Думаю, вы догадались, что главным условием этого режима становится вовремя перейти через финишную черту. Установленные рекорды вы можете улучшать до бесконечности.
А ещё в эту игру можно было играть вдвоём, если у вас имелся специальный кабель для соединения двух приставок. Однако, в версии для MS-DOS была предусмотрена полноценная игра по сети. Печалит тот странный факт, что разработчики не добавили в игру для Playstation разделительного экрана, чтобы два человека могло играть на одной консоли. Версия для Nintendo 64 - вообще отдельный разговор. В ней было многократно увеличено количество автомобилей, трасс, подтянута графика и добавлен новый режим. Также там появилась возможность играть вчетвером по сети.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Destruction Derby не слишком подходит игре. Почти часовой саундтрек пестрит сплошь клубными мотивами, причём не первого эшелона. Такая музыка могла бы худо-бедно подойти под полуночные тусовки наркоманов или безудержные групповые оргии с коксом и шлюхами (или какой-нибудь части Wipeout), но уж точно не под гоночную игру со ржавыми машинами, где главной темой является агрессия. При всём этом музыка вполне не плохо слушается отдельно от игры. На тех самых тусовках, например. Звук не отвлекает внимания от игры. Правда, иногда слух режут нелепые возгласы закадрового комментатора, который будто бы говорит с набитым ртом. Шум двигателей, звуки разбивающихся стёкол и резкого торможения - всё это звучит убедительно. Но без особого изыска.
Послесловие
Destruction Derby - смелая игра. В ней есть к чему придраться, но стоит отдать должное, играть в неё всё равно весело. Недаром она положила начало целой серии игр и была вдохновителем многих других игр схожего жанра. Весьма странные решения с невозможностью поиграть вдвоём на одном экране; засунуть в явно рокерскую игру техно-саундтрек; сделать откровенно ограниченный магазин автомобилей моментально окупаются задорными игровыми режимами, которые заставляют взглянуть на гонки по-новому. Если вам надоело тупо ездить из точки А в точку Б, а ваши соперники то и дело норовят вставить вам палки в колёса, не сдерживайте себя и как следует проучите их - здесь это даже поощряется! Что может приятнее, чем вернувшись вечером после долгой поездки через пробки, лихачей и дамочек с собачками, которые подрезают вас на каждом углу, вставить диск в приставку и как следует выместить накопившуюся за день злобу на местных автомобильных болванчиках? Можете смело считать Destruction Derby «Мортал Комбатом» от мира гонок. Единственное, чего не достаёт в этой игре, так это какого-нибудь жуткого Fatality со взрывом и разлетающимися автомобильными ошмётками. Печалит, конечно, тот факт, что пользовательские машины никак не настраиваются, поэтому сделать индивидуальный транспорт никак не выйдет. Но помните - первый блин должен быть комом. Иначе на каких ошибках учиться? Разработчики, если и не создали жанр гонок на выживание, то уж точно дали ему новый виток. Этой сериeй вдохновятся потом Burnout и FlatOut — тоже небезызвестные продукты. Ну, а данная игра положила начало целой серии, в которой вышло ещё три игры. Одни определённо повышали планку качества, заданную первой частью, другие же наоборот спускали серию на землю. Но важно одно — без умопомрачительного оригинала не родилось бы сиквелов. Если вы в своё время прошли мимо Destruction Derby... Не буду советовать тут же бежать за диском, однако, если вы любитель классики, то ознакомиться не будет лишним.
ИТОГО:
- Графика: 8/10
- Геймплей: 5/10
- Музыка: 5/10
- Звук: 8/10
ВЕРДИКТ: 6.5
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.