Современную американскую литературу можно разложить по небольшому количеству классов: любовные романы для подростков-девочек (впрочем, они популярны еще и у домохозяек); шаблонные приключенческие боевики, такие как книги Джеффа Лонга и Джеймса Роллинса; а также всевозможные ужасы и триллеры, многие представители которых, в отличие от экземпляров других названных классов, имеют хоть какие-то хорошие качества и их не хочется выбросить сразу же после прочтения первого абзаца.
Но попадаются в сегодняшней американской литературной среде и настоящие алмазы: «Короткая и удивительная жизнь Оскара Уо» Жуно Диас, «Дорога» Пола Маккартни, «Поправки» Джонатана Франзена. Или например, дебютная работа Энди Уира «Марсианин». История о бравом и имеющим чувство юмора Марке Уотни, случайно оставшимся одним-единственным астронавте на целом Марсе и вынужденным колонизировать его, ожидая помощи с земли, стала настоящим открытием. Никому не известный писатель выпустил динамичную, научную обоснованную, захватывающую книжку-пособие о том, как выжить одним на целой планете только с помощью изоленты и собственных фекалий, собравшую кучу положительных отзывов как и от обычных читателей, так и от критиков. Приплюсовывая к этому еще и простоту сюжета, можно сказать, что экранизация произведения была лишь вопросом времени.
Не знаю как у других, но у меня сразу возникли некоторые сомнения. И во многом они связаны с выбором режиссера. Да-да, когда-то Ридли Скот снимал великолепные фильмы, но с последней действительно выдающейся работы «Черный ястреб» прошло уже пятнадцать лет. После неё оскороносный режиссер занимался странным приквелом к своему главному детищу «Чужой», неплохими историческими фильмами, типа «Робин Гуда» и «Царства Небесного», а также совсем уж блокбастерной и обычной иудейской притчей «Исход: Цари и Боги». Доверия не добавляли и последние продюсерские проекты, которые были настолько средними, что на Ридле Скотте можно было смело прибивать табличку со словом: «Скатился». «Марсианином» режиссер показывает, что на покой уходить ему еще рано. Он все еще умеет вызывать у зрителя различные эмоции, от напряжения и смеха до самых настоящих слез. И это важно, иначе бы экранизация не получилась и в половину такой, какой она представлена сегодня. А она — настоящее филигранное творение. Хоть тут, как всегда, и не обошлось не без недостатков.
Самая большая проблема фильма — его начало. Первые секунду идут нормально: нам показывают огромные равнины Марса, потом подкалывающих друг друга членов экипажа «Ареса-3», тем самым давая немного оценить их характеры, а дальше, когда НАСА сообщает команде, что на них идет песчаная буря, режиссера как будто срывает. Только нам сообщили о буре, как мы уже видим тарелку сбивающую Уотни и отбрасывающую его в неизвестном направлении; резкая смена кадра и мы уже летим вместе с командой на корабль, пока главный герой остается быть на планете. Всё это происходит примерно за пять минут и снято настолько рвано, что какой-то ни было атмосферы на момент начала вообще не чувствуется. В принципе, в этом может быть виноват первоисточник, так как начало там тоже не шибко медленное, но в отличии от книги, фильм ничего не поясняет: едва-едва показывает отношения между членами экипажа, ни поясняет то, с какой целью они отправились на Марс, ни знакомит нас с главным героем. Из-за этого ты только и думаешь: «Что тут вообще происходит? »
Марс в фильме выглядит очень правдоподобно. Единственное, что немного не совпадает с реальностью, так это цвет поверхности планеты. Пусть с космоса Марс выглядит темно-оранжевым, как доказывают снимки с марсоходов грунт там достаточно сероватого цвета.
Благо, что после слишком быстрого начала следует показательно долгое, но интересное обозревание жизни единственного человека на целой планете. И с этих самых минут ты начинаешьчуть ли не обожать астронавта Уотни, который умудряется, находясь в крайне тяжелой психологической ситуации, блистать остроумными шутками и удивлять своей выдумкой. Этакий космический Робинзон Крузо с отличием лишь в том, что моряк из Йорка не танцевал под музыку диско. Впрочем, оно и к лучшему.
Внимание, внимание! Дамы и господа! В нашем марсианском парке развлечений, сделанном в честь первого поселенца Марка Уотни, представлены следующие аттракционы: полеты в песчаной буре, выращивание картошки с помощью своих же удобрений, взрывные игры с водородом, поездки на марсоходе вместе с реактором внутри и многие другие! Приходите все желающие, но помните, что администрация за ущерб вашему здоровье ответственности не несет!
В фильме собрался поистине звездный состав. Как мне кажется, лучшую кандидатура на роль Марка, чем Мэтта Дэймона сложно найти. Актер давно доказал, что он умеет играть очень разные по своему типажу роли, и как-то странно было бы писать, что здесь он облажался. Вообще, его актерский талант любой может оценить посмотрев «Марсианина» и недавний «Интерстеллар», где он так же сыграл одинокого астронавта, но если в первом случае его герой ведет себя предельно по оптимистически, то вот второй персонаж фактически является антитезой первому, и отыгрывает их Дэймон совершенно по разному.
У фильма шикарный саундтрек. Такую красивую, по-настоящему космическую музыку я слышал наверное только в «Обливионе».
Кстати, я не зря вспомнил последнее творение Кристофера Нолана. Так в фильме Ридли Скотта засветилась Джессика Честейн, играющая командира экипажа Мелису Льуис и исполнявшая роль дочери Купера. Тем не менее, все второстепенные персонажи служат лишь двигателем сюжету и их сложно оценивать как-то отдельно. Собственно, зачем было приглашать таких именитых актеров как Джефф Дениэлс или Шон Бин, кроме как именами на афишах — непонятно. Играют сносно, но они явно достойны более серьезных ролей.
Многие научные нюансы в фильме не объясняются. Вероятно, из-за ограничения экранного времени, но могли хотя бы просветить откуда Уотни берет воздух для жилого модуля. А то рядом сидевший здоровый дядька после одной сцены ухмыльнулся со словами: «Тупые америкосы не знают, что на Марсе нет воздуха».
На самом деле, Марсианин, хоть и рассчитывается на широкую аудиторию, фильм не для всех. А если быть точнее, то можно сказать, что он не для циников. Циники, смотря сколько денег тратит НАСА на спасение одного астронавта, скажут, что это бред. Циники, видя неунывающего Уотни, возразят, что такого не может быть. Циники удивятся, что нет ни одного урода, портящего всё спасение. На то они и циники, но должен признать, что вся эта оптимистичная история у меня иногда тоже вызывала сомнения. Но при всем этом, моё мнения закрепляется на том, что стоит всё-таки выключать при просмотре своё внутреннее циничное существо. Иначе вы просто не поймете замысел всей картины и фильм останется для вас мечтательной сказкой о дальних космических полетах.
Итог: Невероятно воодушевляющее кино
Наверное, самое приятное, что я увидел на сеансе Марсианина, это с какими глазами выходили люди из зала. Их очи прямо таки горели жаждой новых открытий. И это символ того посыла, который заложен в фильм. Кто-то скажет, что это скорее открытая пропаганда астронавтики, и эти умные люди, по сути, будут правы. Однако, лично я думаю, что такая пропаганда нужна в сегодняшнее время. В время когда сидеть на заднице и смотреть сериалы, жрать, срать, работая при этом в каком-то задрипанном офисе, считается нормальной жизнью. Мало кто сейчас куда-то стремится просто даже для себя, не говоря уж о стремлении что-то сделать для развития цивилизации в целом. Поэтому пропаганда «Марсианина» прекрасна. Фильм словно говорит всем людям: «Эй, ты, дегенерат! Может, поднимешь свою утробу с места и что-нибудь совершишь для всего человечества?». Сложно после этого валяться и ничего не делать. Хочется быть таким как Марк Уотни — первооткрывателем и человеком жертвующим собой ради чего-то большого.
Если такое мотивирующие кино и дальше будет появляться, то думаю, что не стоит опасаться нашего дальнейшего будущего. Ибо наше будущее будет лежать в руках настоящих людей. В руках исследователей мира, где мы родились, ценящих человеческую жизнь, а не политических паразитов. И возможно, только возможно, наши фантастические утопии, так красиво описываемые в научно-фантастических книгах и коммунистических трудах дедушки Ленина, станут реальностью. А пока, жертвуете себя во славу науки. И берегите изоленту. Ведь изолента спасет мир.
по поводу того, что кислорода нет... ну тут будущее, наверняка там есть специальный аппарат, который его производит, "опасную батарейку" он выкопал, с помощью нее и запускает все системы
должно было что-то жизненное случиться, например, они бы захватили корабль, зная, что их потом отдадут под трибунал за нарушение приказа, а в конце бы еще и все погибли или главный герой погиб, к которому они чуток не успели, тогда бы трагедия была бы, которая запомнилась, а так очень милый детский сюжетец вышел и фильм с ожидаемым концом
так то автор говорит, что в зале кто-то возмущался -- "А то рядом сидевший здоровый дядька после одной сцены ухмыльнулся со словами: «Тупые америкосы не знают, что на Марсе нет воздуха»." -- у меня то особо вопросов не возникало