Шторм в Карибском море с проливным дождем, росчерками молний, утробным ворчанием грома и черными тучами. От реи к рее перелетает чертов зеленый попугай, вспоминая всю родню команды и закладывая невероятные словесные виражи. Кок готовит, обезьянка ворует, а капитан заперся в каюте и играет в своих кукол. Что с них взять – пираты.
Игровые жары, как люди. Кто-то солидный и интересный, кто-то веселый и бестолковый, кто-то и вовсе бессмысленный. К несчастью, большинство посещающих нас в последние годы гостей игрового мира, к какому бы жанру они ни относились, оказываются не только бессмысленными, но и беспощадными. Самобытность, креативность, смелость, хардкор – все забывается, постепенно смазывается и в итоге мы имеем индустрию клонов. У них разные костюмы и прически, они говорят на разных языках, – пытаются быть непохожими друг на друга, но только в мелочах. В остальном – спиленные углы и ошкуренные шероховатости в угоду казуалам, красивая картиночка, претензии на аутентичность … откуда что берется? Сиквел, приквел, сиквел приквела, приквел сиквела, origin, revelations, absolution. Есть конечно же в этом и светлая сторона, но я бы назвал ее скорее «сторонкой», – следование традициям. В этом случае цифры «два», «три», «десять» говорят нам о том, что перед нами Та Же Старая Добрая Игра, но отполированная, доработанная, добротная, не несущая в себе ни знаний, ни истины, ни просветления. «Старая песня о главном – 3». О главном для кого-то из нас.
Сегодня наша беседа пойдет о новом госте из игрового мира – Risen 2: Dark Waters (далее R2:DW). Нам предстоит понять, кто же перед нами: хитрый клон-засланец казуалов или правнук нашего старого доброго знакомого из начала этого тысячелетия. Ну что ж, не откладывая в долгий ящик...
Траве и грибам скажем НЕТ!
Спешу расстроить всех эстетов и декадентов собравшихся у мониторов в предвкушении. Пираньи несколько лет медитировали, собирали информацию, гадали на кофейной гуще и проводили исследования на животных и достигли-таки просветления. В R2:DW травы не будет. То есть совсем. Ушли в далекое прошлое времена, когда представители бОгемы собирались на болотах или в притонах портовых городов, или в бандитских лагерях и с наслаждением затягивались вкусно пахнущей самокруточкой, размером с хорошую флейту, вдыхая опыт, здоровье, космическую энергию и выдыхая едкий зеленый дым. Долгое время подобные сцены были своеобразной визитной карточкой представителей готической серии, куда со спокойной душой можно отнести и первую часть игры если не по архитектурному стилю, то по духу-то уж точно. Все кануло в лету. «Дети, запомните – курение вредно для здоровья!», – всем своим видом нам говорит упитый в хлам главгеройский герой.
И дело не в том, что нам вынь да положь плантации с травкой, окаймленные порослью грибочков, а в том, что понемногу, по капельке пропадает та самая атмосфера, созданная еще на заре новой эры (хотя на самом деле неизвестно сказали ли мы свое последнее «до свидания» Рыбам, бросившись в объятья Водолея). К слову о той самой атмосфере. С появлением Risen мы переселились из сказочного леса Вини-пуха и Пяточка на вполне себе обитаемый остров, воспетый если не пером Р. Стивенсона, то уж Р. Сабатини всенепременно. Но скрупулезная и жадная до мелочей всемогущая рука девелоперов позаботилась о том,чтобы мы не потерялись на этой новой для нас земле и уж точно не почувствовали себя покинутыми. Оглядывая окрестности, мы всегда могли обнаружить что-то интересное и приятное. Например, разбитую повозку, в останках которой можно найти рассыпанные золотые монетки, скрытую за зарослями могилу, у надгробья которой добрые люди оставили щит и меч усопшего. Куриные яйца, разбросанные на ферме (систематическое употребление которых, к слову, увеличивало силушку богатырскую буквально на глазах).
Как ни прискорбно, R2:DW не может похвастаться этим. Разработчики бросив все свое внимание, фантазию и силы на расширение игрового мира совсем не подумали, что его еще нужно чем-то наполнить. Я имею в виду, чем-то помимо текстур камня и моделей деревьев. Гуляя по своему первому острову, я старался наслаждаться практически осязаемым запахом тропиков, морским бризом, оранжевым закатом, но где-то на задворках сознания крутилась назойливая мысль: «Как пусто и одиноко». Конечно прогулки на свежем воздухе скрашивают всякие зверушки, но могут ли милые обезьянки и тараканы заставить нас позабыть об этом ощущении покинутости?
После небольшой пробежки, плантация сахара (фу!) была мною обнаружена, но проблеск надежды был бессердечно задушен – она пустая. Рабы трудятся, обливаются потом, стражники стоят по стойке смирно. И вроде тростник есть, но попытки присвоить его себе для дальнейшего использования в небезызвестных процессах брожения – суть полностью бесплодны, поскольку в игре есть всего несколько видов итеративных предметов: сундуки, амуниция, оружие, грибы, ягоды, бухло и НПС. Все. Занавес.
Но все же ощущение, что мы на Карибском море никуда не пропадет... ах эти белоснежные пляжи! Тут и там попадаются морские звезды и ракушки, вынесенные прибоем на песок. Журчат небольшие ручейки, утекающие в большое плаванье с морскими течениями. Среди густой тропической зелени прячутся угловатые и несуразные храмы предков местных аборигенов. И конечно же пиратский дух, лопни моя селезенка! Поселения джентльменов удачи просто радуют глаз. Кажется вот сейчас ты сможешь прикоснуться к пыльной бутылке грога, которую перед тобой поставил трактирщик, больше похожий манерами на палача, чем на хозяина приличного заведения. Попойки, драки, стрельба по черепам и кокосам, портовые девки – какие еще развлечения нужны бывалым морским волкам, якорь мне в...?
Исчезли доспехи, щиты, двуручные мечи и шлемы. Они были чужими в этих тропических морях. Теперь балом правят парики и лакированые туфли, банданы и ботфорты, шляпы с плюмажем и кожаные плащи. Прощайте луки и стрелы! Грохочут восьмифунтовые пушки, абордажные пистолеты и мушкеты, оставляя после себя облака порохового дыма, пахнущие, к слову, далеко не розами. Прогресс не остановить, и, наверное, это замечательно.
Да, несомненно, что-то, что никак не стоило вырезать, было потеряно, но так всегда: где-то теряем, где-то находим. Пираньи прочувствовали дух Нового света и передали его нам с тем же искусством, с каким преподнесли раньше готику феодального средневековья.
Рому и Грогу скажем ДА!
А вот и наш измученный нарзаном (вы только посмотрите в его наполненный страданием глаз!) главгерой. Если дорогой читатель имел удовольствие быть с ним знакомым по первой части, от его взгляда не укроются некоторые гм... изменения в облике Безымянного. После победы над огненным титаном, мирно сидевшим у костерка в глубинах вулкана на острове Фаранга, наш протагонист принял несколько судьбоносных решений:
-
Бросить курить.
-
Начать активно пить.
-
Вступить в инквизицию.
Благо опыт в общении с будущими сослуживцами был преизрядный: все помнят как геройски мы пощекотали селезенку Мендосе? То-то! Но хитрые инквизиторы решили, что в своем старом облике наш с вами герой будет позорить мундир. Свиное рыло, калашный ряд. Я думаю все поняли. И Безымянный был передан бригаде пластических хирургов для облагораживания общего вида и придания большей аристократичности носу. Но что-то в ходе операции пошло не так, и бедный товарищ не только потерял свой собственный правый глаз, но еще и волосы от шока отрастил. Однако, бессовестные эскулапы решили пойти еще дальше и продолжить свои бесчеловечные эксперименты на людях. Вследствие чего, вся ролевая начинка была вынута наружу, перемешана, обрезана, изменена до неузнаваемости. Из нашего героя вырезали всю его тягу к старой-доброй магии и запихали любовь к куклам, ритуальным ножам, вырезанным глазам, духам и изготовлению бус из бисера.
Надо ли говорить, насколько тяжела была психологическая травма покорителя титанов? Пытаясь найти какое-то равновесие в жизни, он выкинул все свои легендарные доспехи в море, разучился готовить и сделал пункт второй в своем списке важных дел – первоочередной задачей.
Пройдемся по переработанной боевой системе. С сожалением сообщаю, что мы разучились уворачиваться. Да, невероятно, но факт, – во время операции герою напрочь удалили инстинкт самосохранения, выражающийся в плавном уходе в сторону от быстро и неминуемо приближающейся пасти аллигатора. Призванный компенсировать этот недостаток пинок, работает абы как и через раз. Отпихивая маленького жука мы рискуем лицезреть лишь его сальто назад без смещения с исходной позиции в какую бы то ни было сторону, вышеупомянутому аллигатору и гулям вообще по-буддистки плевать на дрыганья нижних человеческих конечностей в их сторону (что приводит к ситуации – кто-кого быстрее закликает мышкой, а у аллигаторов, надо сказать, мышки хорошие), зато огромные гориллы, самцы которых, к слову, могут весить до двухсот пятидесяти килограмм отлетают назад так, что любо-дорого глядеть. Хотя это все, вполне возможно, будет исправлено с первым же патчем.
А вот бой с человекообразными противниками стал, на взгляд Вашего меня, несколько приятнее. Блоки, парирования, исполнены достаточно достойно и плавно, приятно глазу. Интересно реализованы контратаки и прерывания сильных ударов все тем же верным пинком. К тому же в герое, ставшем пиратом, проснулась неимоверная тяга ко всяким гадостям и подлостям в сторону оппонентов. Так что прилетающий в голову в разгаре дуэли кокос или соль в глаза, здесь явление достаточно обыденное, и вносящее приятное разнообразие. Ну, а пистолет – всегда пистолет, вытащил, направил, выстрелил. Ура!
Но увы и ах, здесь нас поджидает уже ставший привычным черпачек дегтя. НПС, которых великий сценарий не завещает убить, не только совершенно бессмертны, в отличие от предыдущих частей, они еще и не могут быть честно обворованы в момент отдыха после нокаутирования пулей по голове. R2:DW стала первой игрой Пираний, в которой, у поверженных в той же тренировочной дуэли противников, нельзя отобрать их оружие. Воображение услужливо рисует картину: вот нанесен последний удар и враг, обессилев, падает на жесткий песок, попутно пряча свою любимую шпагу под живот, чтобы она ни дай Бог не досталась победителю. Ну а обшаривать карманы лежачего не по-пиратски. Честно.
Непривычно выглядят теперь и физические показатели героя. Жизни более не прибывают с каждым уровнем, их всегда ровно сотня (с помощью обучения можно ненамного поднять и лишь один раз) и называются они как-то зловеще – кровь. С фиксированием количества кровушки, стало вполне понятно, почему в пиратском мире умерла кулинария. Нам больше не нужны уникальные блюдА, чтобы восполнять огромные запасы жизни героя. Теперь все найденные вкусности превращаются в нечто, под общим названием «провиант». Прощайте яства, навсегда увеличивающие параметры, прощай комбинирование лука, картофеля, рыбы, специй и мяса. Нашли яблоко, сыр, мясо, пиво или воду – провиант увеличился на один пункт. И правильно, не пиратское дело – у плиты стоять, обвязанным черным фартучком с Веселым Роджером (а чего ему грустить, он ведь мертв, Роджер).
Зато выпить – вот это по-нашему! Вся жизнь в море и на суше построена на алкоголе. Это незаменимое топливо на котором живет и работает любой житель этих милых островов, от глав героя, до замечательного гномика-вора Джаффара. Нам предстоит решать поистине титанические головоломки: как помочь пиратам снова изготавливать ром, как помочь загрузить корабль пиратов ромом, как доставить корабль, нагруженный ромом пиратам без рома на другом острове. А как хорошо алкоголь отражается на здоровье вы таки знаете? Даже в разгар жесточайшей битвы, когда шансы на выживание стремятся к нулю, глоток Кровавой Мэри восполнит всю потерянную кровь, выбитые зубы, сломанные кости и утраченные конечности. Вот бы нам такую «медицину»!
Пятнадцать человек на сундук мертвеца
Как наверняка помнит уважаемый читатель, и Gothic, и первый Risen были театром одного актера, бесстрашно запихивающего мечи в глотки драконов и беззастенчиво будящего всяких сонных богов и прочих титанчиков. Лишь иногда на сцену выбрасывался совершенно ненужный статист, пытающийся своими сюжетными репликами неумело оправдать свое присутствие. Мы сочувственно улыбались ему и, покровительственно опуская богатырскую руку на его тощее плече, кивали: «Не волнуйся, это всего на пять минут».
Но тогда мы были безымянными героями-одиночками в поисках пути в этом суровом мире. Всегда с самых низов. В R2:DW наш протагонист уже состоявшаяся сильная личность (инквизитор, пират, капитан, пьяница), а значит ему потребуется команда. От взоров Пираний не укрылись продукты некой компании BioWare и их осенило: «У нашего героя будет свой корабль с блэкджеком и... командой». И вот перед нами они, – все такие разные, и в то же время вызывающие невольную улыбку. Кок, который стоит у плиты и при попытке заговорить сообщает, что он сейчас в процессе калибров... в смысле приготовления вкусного. А могли ли вышеупомянутые BW похвастаться персонажем, который вот так запросто мог сказать главгерою вместо: «Сейчас много дел ...», сокровенное: «Ты классный!». Ведь не трудно, а как приятно!
Фирменный юмор немцев на самом деле заставляет улыбаться чуть ли не каждый раз, когда с вами заговаривает член команды. Самое веселье начинается, когда нелегкая забрасывает нас на Остров Воров, где обитают широко известные в узких кругах гномы (карлы) из прошлой части, вполне сносно разговаривающие на человеческом наречии, «Сукада»! Один весьма примечательный ворюга сразу сообщает нам о том,что он «Умный хрен! И учил язык у пират», что очень многое объясняет. Ну как можно не полюбить, ругающегося через слово гнома, в пиратской шляпе? После непродолжительной беседы выясняется, что Тали-Зор... в смысле Джаффар должен покинуть родной остров ради паломни... в смысле, великого путешествия, из которого он должен привести необычную штуку, которая сделает его полноценным представителем воровского гномьего сообщества. Ах, как это мило!
В недружелюбных джунглях мы встречаем принцессу племени аборигенов, которая сможет научить нас играть в куклы из частей тела умерщвленных зверушек, чем собственно откроет для нас доселе невиданный мир вуду и, соответственно, очень необычные и вкусные пути решения внутрисюжетных задач. Как приятно, воспользовавшись расческой со стола пренеприятнейшего коменданта, заставить его плясать под нашу дудку, напугать до смерти девушку-пиратку из команды расспросами а-ля «А зачем ты так пристально рассматриваешь мой корабль?» и принудить ненавидящего нас всеми фибрами своей инквизиторской души начальника стражи осыпать главгероя золотом. К слову, темнокожая принцесса не только является самой смазливой женщиной в игре, но и весьма остроумно и полезно комментирует диалоги протагониста с обитателями южных островов. К тому же, взяв ее с собой на романтическую прогулку по пляжу с непременным любованием закатом, Вас может ждать приятный сюрприз в виде лечения Ваших ран с помощью нефритово-золотого скипетра. Что может быть приятнее во время диспутов со всякими морскими гадами?
Попутного ветра
Все предыдущие проекты плотоядных рыбок из немецкого водоема позиционировались как «roleplaying adventure” с неглубокой, но весьма остроумной ролевой системой. В R2:DW осталось слишком мало roleplaying и слишком много adventure с кардинальным изменением той самой ролевой системы. Раньше, развивая свое умение ближнего боя, мы могли лицезреть изменения невооруженным глазом: менялся хват, стойка с оружием, появлялись новые удары и движения. Сейчас же все новое не столь явно, но все же детально проработано. Плюс ли это? Не возьмусь судить. Но даже сейчас совершенно ясно, что, несмотря на все изменения, режущие глаз, или же, напротив, добавляющие счастливых минут в другом волшебном мире, перед нами достойный продолжатель традиций Gothic и Risen. И смею Вас заверить, дорогой читатель, что после небольшой работы немцев над ошибками и гораздо большей работы, которую следует провести отечественным локализаторам, R2:DW займет свое место среди хороших добротных средних игр, к которым еще, непременно захочется вернуться и не раз. А иначе и не могло быть, согласны?
Автор:
Дмитрий "Kroineko" Смирнов
P.S. Автор ищет сотрудничества с игровыми изданиями или редакцией данного портала.
Противника на половину в земле, Летающий напарник, и т.д.
Читать довольно тяжело и неудобно, информация об игре покрыта обильным количеством посторонней и ненужной инофрмацией, в этой куче теряешься где про игру написано, а где филосовские думы автора
Мой совет автору. Устройтес в какой нибудь журнал или газету, вас там хорошо встретят, но пожалуйста не идите в игровые журналы
Это временя Пушкина друг мой (надеюсь), нужно понимать и привыкать, что времена меняются, люди нынче хотят сухую чистую информацию, разбавленную толикой Юмора, драмы или Иронии, я не спорю, писать вы умеете, но нынешним это не нужна. Я обзоры пишу не для того что бы показать какой я умный или крутой или еще какой. Я пишу для себя, потом уже хочется что бы другие свое мнение сказали. Лайк мне не особо нужен, но это мотивирует
P.S. Когда как не в наше время людям нужно думать?.. Времена меняются и мы меняемся вместе с ними. А кто меняет мир? Мы сами. Пора менять его так, как мы хотим. Dixi.
ЗЫ:www.youtube.com/watch?v=E_cm98ZT7t8&feature=related
У меня такое ощущение, что вы уже лет двести живете в каком то дворце и не вдели что у нас на улицах, какие люди, что на уме у молодежи, какая экономика инфляция и т.д.
Мне 26 лет уже, у меня двое детей, я получил высшее обраозвание, я финансист. Я вижу на улицах быдло молодеж, которое каждый день спивается и самоуничтожается. Никто из них даже азбуку до конца не читал, не то что Достоевского. А вы считаете что та куча литературной информации, которая несет в себе ваш обзор будет понятен и приятен простым людям. Я не говорю что все геймеры полнейшие дебилы или что то в этом роде. На мой взгляд людям нынче нужна простота. Вы говорите что нужна думать, А НАХРЕНА? Путина выбрали что бы самим думать? Мы скот, мы хотим что бы за нас думали другие, потому что за последствия наших мыслей мы отвечать не хотим.
P.S. Для внесения ясности: следует все же понимать разницу между рецензией и описанием а-ля "Жил был Пух и пошел он к Пятачку. А потом они посовещались и пошли к Кролику". Да Вы пишите свои обзоры, я же не претендую. А я буду продолжать писать рецензии.
В играх нужно больше простаты и информации, твою рецензию очень тяжело читать к концу забываешь с чего начиналось
вообще я автору писал,а не тебе