Doki Doki Literature Club! – американская бесплатная визуальная новелла в стилистике аниме. Изначально игра распространялась через itch.io, потом стала доступна на Steam. История разворачивается с точки зрения школьника, присоединяющегося к школьному литературному клубу с целью поухаживать за одной из 4 девушек, состоящих в клубе. В Doki Doki Literature Club! нетрадиционная структура сюжета, с несколькими концовками и раскрываемыми катсценами с каждым из главных персонажей. Хотя поначалу игра кажется легковесным симулятором знакомств, на самом деле это психологический ужастик, основательно проламывающий «четвертую стену».
Игру разработали примерно за 2 года в команде, ведомой Дэном Сальвато, ранее известным по моддингу в составе Project M. По словам Сальвато, вдохновение для игры пришло от его смешанных чувств к аниме, от восхищения сюрреалистичными и тревожными событиями. После релиза Doki Doki Literature Club! была принята положительно: хвалили успешное применение элементов ужастика и необычный тип жанра визуальной новеллы. Игра породила интернет-мемы и привлекла большое онлайновое внимание. Расширенная версия игры, Doki Doki Literature Club Plus!, вышла на Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One, Xbox Series X/S и Windows 30 июня 2021 года. Она тоже была принята положительно, с похвалами в адрес побочных историй и геймплея на консолях, но с некоторой критикой отсутствия изменений. В отличие от релиза 2017 года, Plus! стала премиум-игрой.
Геймплей
Doki Doki Literature Club! – визуальная новелла с небольшим уровнем интерактивности. Она содержит сцены статических 2-мерных изображений персонажей в 3-мерной перспективе. Иногда игрок принимает решения, продвигающие сюжет. Описания и диалог изображены в форме сопровождающего текста, без голосового озвучивания. Повествование игры ведет протагонист (управляемый игроком), член заглавного литературного клуба. В клуб он попал по приглашению подруги детства Сайори. Все решения, принятые игроком в ходе сюжета, влияют на развитие отношений протагониста с ключевыми женскими персонажами: Сайори, Юри и Нацуки. Но, в конечном счете, они мало влияют на исход игры. На взаимодействия персонажей с протагонистом сильнее всего влияет мини-игра, в которой игрок должен сочинять стихи из случайно выбранных слов. У каждой девушки литературного клуба свои словесные предпочтения, она положительно реагирует, если игрок выбирает слова, которые ей нравятся. Реакции персонажей стилизованы в форме миниатюрных чиби-аватаров персонажей, которые во время мини-игры отображаются внизу экрана. Аватары подпрыгивают, реагируя на выбор игроком одного из их любимых слов. С Моникой так завести отношения нельзя, что позже влияет на сюжет игры. В зависимости от результатов этих мини-игр, игрок видит сцены с персонажем, которому стихи понравились больше всего. Повествование разделено на 3 акта и эпилог, причем игра каждый раз перезапускается. В определенной точке игрок должен манипулировать файлами игры, чтобы продвинуть сюжет.
Сюжет
Сайори, веселая подруга детства протагониста, приглашает его в школьный литературный клуб, чтобы излечить его от замкнутости. Главный персонаж нехотя соглашается на ее предложение и быстро встречает других членов клуба: напористую Нацуки, застенчивую Юри и игривую главу клуба Монику. После каждого дня в литературном клубе его члены сочиняют стихи, которыми на следующий день делятся с другими членами клуба. Со временем, пока клуб готовится к школьному культурному фестивалю, где персонажи будут читать свои стихи перед более широкой аудиторией, Сайори признается протагонисту, что страдает от депрессии. Протагонист помогает Юри или Нацуки с их заданиями. Каждая пытается поцеловать протагониста, прежде чем он снова встречает Сайори. Протагонист может либо признаться Сайори в чувствах, либо остаться ее другом. В любом случае, на следующий день Моника пассивно показывает протагонисту нехарактерно болезненное стихотворение Сайори, где настойчиво приказывается кому-то «убраться из ее головы». Понимая, что с ней нечто происходит, протагонист отправляется в дом Сайори и видит, что она повесилась. Игра неожиданно завершается.
Игрок возвращается к главному меню. Все прежние файлы сохранений испорчены, а затем удаляются. Повествование повторяется после старта новой игры, но Сайори нет, а персонажи не помнят о ее существовании. Моника вводит протагониста в клуб вместо Сайори. События происходят похоже на первое прохождение, но некоторый текст прорисовывается неразборчиво, спрайты персонажей иногда искажаются, часто происходит нечто похожее на компьютерные глитчи и баги. Кроме частых искажений, через диалоги и раскрываемые «специальные стихи» становится известно, что отец Нацуки подвергает ее голоданию и жестокому обращению, а обычно спокойная и застенчивая Юри постепенно становится нестабильной, одержимой, склонной к причинению вреда самой себе. Когда достигается стадия планирования культурного фестиваля, происходит разгоряченная ссора из-за того, кому протагонист поможет с фестивалем. После того, как игрок вынужденно выбирает Монику, Юри выталкивает ее и Нацуки из комнаты и персонально признается протагонисту в любви. Принимает эти признания протагонист или нет, Юри совершает суицид, пронзая себя ножом. Протагонист вынужден остаться и смотреть, как ее труп медленно разлагается в течение недели в результате нарушенного игрового скрипта. После сброса скрипта возвращается Нацуки, блюет от вида тела Юри и убегает. Затем выходит Моника, извиняется перед протагонистом за «скучный» уик-энд. Ее компенсация – удаление файлов персонажей Юри и Нацуки и рестарт игры.
Протагонист попадает в то, что осталось от классной комнаты литературного клуба. Моника сообщает, что она разумна и осознает себя, способна манипулировать кодом игры. Смятенная тем, что является не вариантом для влюбленности, а поддерживающим свидетелем, она применяет свою способность усиления негативных черт одноклубников, чтобы сделать их несимпатичными и предотвратить признания в любви от протагониста. Но это только придает ему решимости. Затем она сознается в любви не к протагонисту, а к игроку, поскольку он реальный и автономный, а не запрограммированный. Моника будет сидеть и бесконечно обсуждать с игроком разные темы, пока игрок вручную не войдет в директорию игры и не удалит файл персонажа Моники. Сначала Моника, пропадая, злится на игрока, но потом прощает его и с сожалением раскаивается, восстанавливая игру и персонажей, кроме себя.
Концовки
В зависимости от курса действий, выбранного игроком, во время эпилога игра может прийти к двум возможным завершениям. В традиционной концовке Сайори называет себя президентом литературного клуба и выражает благодарность игроку за исключение Моники. Однако, вскоре новый президент клуба Сайори по характеру становится похожей на Монику; тогда Моника вмешивается посредством текста и удаляет Сайори из игры, чтобы спасти игрока. Поняв, что ее попытки исправлений бессмысленны, Моника удаляет всю игру, пока идут титры. Она проигрывает песню «Твоя реальность», написанную ей для игрока. Игра завершается запиской от Моники, где она говорит, что распустила литературный клуб, поскольку в нем «нельзя найти счастья».
Более позитивная концовка происходит, если игрок просматривает опциональные катсцены и признается Сайори до того, как видит ее суицид; перед этим моментом необходимо несколько раз сохраняться и загружаться. Сайори, хотя и сознающая саму себя, выражает признательность игроку за эмоциональную поддержку членов клуба, слезно прощается и уверяет игрока, что все члены клуба любят его. Моника проигрывает «Твою реальность» во время титров, но не удаляет игру. Потом игрок видит сообщение от разработчика игры, Дэна Сальвато, описывающее его намерения при создании игры, его мнения про видеоигры в целом.
Ранняя концовка происходит, если до начала новой игры игрок превентивно удаляет файл Моники из директории. Сайори становится лидером клуба по умолчанию. Поняв истинную природу игры и свою роль в ней, Сайори паникует и вынужденно закрывает игру. При открытии игры заново показывается изображение повешенной Сайори.
Разработка и релиз
Doki Doki Literature Club! была разработана американским программистом Дэном Сальвато примерно за 2 года. Это его дебютная видеоигра. До релиза Сальвато был известен по созданию расширения FrankerFaceZ для Twitch, своей моддерской работой в сцене Super Smash Bros, своими уровнями в Super Mario Maker. Сальвато вдохновился на создание визуальной новеллы благодаря «любовно-ненавистным отношениям» с аниме, подчеркнул изобильное применение жанровых клише и частые сюжеты, вращающиеся вокруг «красивых девочек, делающих красивые вещи»; в этом он видел и плюс, и минус для удовольствия зрителя. Сальвато решил создать игру, которая привлекла бы внимание игрока независимо от того, как он лично воспринимает аниме.
Говоря о элементах хоррора в игре, Сальвато объяснил, что «вдохновлялся вещами, страшными тем, что вызывают дискомфорт, а не непосредственно страшным видом». Чтобы достичь эффекта, Сальвато сделал фасад из миловидного сеттинга, который в ходе игры разламывается наряду с поведением персонажей; наконец, раскрывается роль одного злого персонажа, захватившего контроль над игрой. Создавая элементы хоррора, Сальвато вдохновлялся играми Yume Nikki и Eversion, подчеркивал для своей команды, что хочет сделать рынок визуальных новелл более смелым, менее сосредоточенным на одинаковых сюжетных концепциях. Игровые персонажи были основаны на стандартных прототипах из аниме, получили японские имена с целью подчеркивания псевдо-японкой атмосферы западных визуальных новелл. Исключением из формата стала Моника, получившая английское имя – это намек на ее индивидуальную природу, отличную от других персонажей.
Поскольку у Сальвато не было художественных навыков, он использовал бесплатную онлайновую программу создания аниме, чтобы получить первоначальные дизайны персонажей и применить эти дизайны в тестовых версиях игры. Сальвато увидел, что качество продукта недостаточное для потенциальных игроков, поэтому попросил друга, переводчика для Sekai Project, сделать наброски школьных униформ и причесок персонажей. Затем Сальвато передал первоначальную визуальную разработку к Кагефуми, который покинул проект очень рано. Далее Сальвато связался с фрилансовым художником Satchely, который создал финальные спрайты персонажей в течение нескольких месяцев. Спрайты были созданы в нескольких частях, чтобы позы были разнообразнее. Фоновые изображения изначально были созданы как 3-мерные модели, затем обработаны художником VelinquenT.
Сальвато сочинил саундтрек игры. Вводная композиция, «Doki Doki Literature Club!», исполняется на пианино и флейте под аккомпанемент струнных инструментов. У композиции «Okay, Everyone!» 5 разных версий, 4 из них исполняются на разных музыкальных инструментах, представляющих каждого из 4 женских персонажей. В версии Моники подчеркивается пианино, в версии Юри пиццикато и арфы, в версии Нацуки ксилофон и рекордер, в версии Сайори укулеле. Саундтрек игры, в целом, спокойный, за исключением зловещих «Sayo-nara» и «Just Monika». Вокальная версия «Your Reality», звучащая после титров, спета Джилиан Ашкрафт.
Впервые игра вышла 22 сентября 2017 года на itch.io, позже вышла на Steam. Игра доступна бесплатно, с опциональной оплатой по желанию. Если заплатить определенную сумму, раскроется бонусный «Фанатский пакет», включающий десктопные и мобильные обои, официальный саундтрек игры, цифровые концептуальные рисунки. Саундтрек игры вышел на двух CD (15 и 10 треков). На первый диск вошли все главные композиции игры, на второй ремиксы и альтернативные аранжировки. 28 сентября 2017 года Дэн Сальвато выложил на неофициальный сервер Doki Doki Literature Club! Discord еще один музыкальный трек, doki17.mp3. В первой половине 2019 года саундтрек еще раз вышел, через iam8bit на виниле.
1 января 2018 года главных персонажей игры, с разрешения Сальвато, добавили в Yandere Simulator в качестве скинов для заглавного персонажей.
Doki Doki Literature Club Plus!
В январе 2020 года Сальвато анонсировал добавление нового контента в Doki Doki Literature Club!, но прояснил, что это не сиквел. 11 июня 2021 года Team Salvato и издатель Serenity Forge анонсировали премиум-версию игры – Doki Doki Literature Club Plus!. Эта версия вышла 30 июня 2021 года на Windows, Nintendo Switch, PlayStation 4, PlayStation 5, Xbox One и Xbox Series X/S. Физическая версия игры для Nintendo Switch, PlayStation 4 и PlayStation 5 продается в онлайновом магазине Serenity Forge. От оригинальной игры эта версия отличается визуальным обновлением до высокого разрешения, 6 новыми побочными историями, 100 раскрываемыми изображениями, 13 новыми музыкальными треками от Nikki Kaelar, Jason Hayes и Azuria Sky, музыкальным плеером с возможностью создания собственных плейлистов или бесконечного повторения одного трека. Игру портировали с оригинального движка Ren'Py на Unity, что позволило ввести новые особенности и обеспечить кросс-платформенную разработку.