Planetarian: The Reverie of a Little Planet – японская пост-апокалиптическая визуальная новелла от Key, бренда VisualArt's, к прошлым работам которого относятся Kanon и Air. Игра вышла через интернет 29 ноября 2004 года для ПК, получив рейтинг «для всех возрастов». Позже игру портировали на PlayStation 2 и PlayStation Portable, а также на мобильные устройства. История посвящена мужчине, который находит неисправного робота в мертвом городе. Мужчина, именуемый просто «мусорщиком», остается с этим роботом и пытается починить проектор планетария, в котором происходит история.
Key называет Planetarian «кинетической новеллой», поскольку в геймплее нет ни выборов, ни альтернативных концовок. Игрок проходит всю историю, исключительно читая, слушая и наблюдая. История написана Юичи Сузумото, дизайнером персонажей был Эджи Комацу. Саундтрек сочинили и аранжировали фирменные композиторы Key, Магоме Тогоши и Синдзи Орито. Подростковый сборник коротких рассказов в мире Planetarian вышел в апреле 2006 года. Было произведено 3 аудиодрамы. В 2016 году David Production сделала аниме-сериал из 5 эпизодов и аниме-фильм. Историю, оформление и музыку Planetarian хвалили, версия для PS2 заняла первое место среди консольных игр в 2007 году с точки зрения удовольствия.
Геймплей
Planetarian – пост-апокалиптическая новелла, где игрок руководит мусорщиком. В отличие от традиционных визуальных новелл, игроку не дается выбора по развитию истории, а концовка возможна только одна. Игрок может решать, когда прокручивать диалоги, или запускать игру в режиме автоматического проигрывания. Таким образом, Planetarian не является видеоигрой в привычном смысле, а больше походит на DVD-фильм. Игрок может скрывать текст и возвращаться к любым прошлым диалогам. Игру можно сохранить в любой момент в любой из 5 слотов сохранения; также есть опция загрузки, дающая загрузить любые из автоматически сохраняемых маркеров глав.
По длительности Planetarian является самой короткой из игр Key. Исключая вводную и закрывающую секции, история состоит из 16 частей. Первая половина проходит в планетарии, вторая вне разрушенного города, где находится планетарий. Новелла длится 4 часа 40 минут в режиме автоматического просмотра. После прохождения на заглавном экране появляются 2 новые опции: просмотр 20 изображений и прослушивание 8 из 9 музыкальных треков игры.
Сюжет
Из-за истощения природных ресурсов, перенаселения и провала Космического исследовательского проекта человечество практически ликвидировало себя посредством биологической и ядерной войны. В темных руинах постоянно идет ядовитый радиоактивный дождь. Одна из войн прошлого была на лунном море Нектарис. Кровопролитие продолжается через 30 лет после войны из-за автоматических военных машин, которые убивают всех, кто нарушает их территорию. Оставшиеся люди, называемые «мусорщиками», ищут вокруг что-то для выживания. Таков и протагонист игры.
Главная локация игры – вымышленный универмаг Флауэркрест в заброшенном городе. Он основан на реальном магазине Мацубуси из Сидзуоки, хотя планетарий на крыше – вымысел. Начало истории происходит в планетарии, где протагонист впервые встречает Юмеми. В комнате больше всего бросается в глаза планетарный проектор «Мисс Джена», расположенный на сцене. Когда протагонист прибывает, в планетарии есть электричество, но лишь ненадолго. Раз в год, на 168 часов, в планетарий подается электричество, но проектор сломан. Остальные этажи здания разрушены, покрыты плесенью и полны неистовых крыс.
Персонажи
Мусорщик: безымянный солдат, живущий добычей полезных предметов в разрушенных городах. Входит в заброшенный город и попадает в покинутый планетарий на крыше здания, который сперва принимает за военный объект. Там он встречает гиноида Юмеми Хошино с внешностью маленькой девочки. Юмеми сильно раздражает его своими постоянными разговорами. Из-за выживания в дистопическом мире у протагониста жесткий характер. Он носит гранатомет и водозащитный жилет, чтобы скрыть кожу от токсического дождя. Для получения питьевой воды использует фильтр. Постоянно ищет редкие вещи типа сигарет и алкоголя, которые продаются по высоким ценам.
Юмеми Хошино: добрый, но чрезвычайно болтливый обслуживающий гиноид планетария с внешностью маленькой девочки. Юмеми немного повреждена и абсолютно не осведомлена об изменениях, случившихся за последние 30 лет; все объекты и базы данных, с которыми она связана, прекратили существование. Она обращается с протагонистом как с обычным гостем, называя его «Мистер Посетитель», говорит о мире до войны и не понимает никакой информации от протагониста, кроме той, что касается ее работы в планетарии. Юмеми очень привержена защите людей, и наибольшее счастье испытывает, когда помогает тем, кому служит. Если она не может помочь, то становится ужасно обеспокоенной, и пытается направить посетителя к тому, кто может помочь. Она готова даже игнорировать приказы, чтобы убедиться, что людям не причиняется вред.
Сюжет
Уклонившись от столкновения с военными машинами разрушенного города, протагонист входит в здание с куполом на крыше. Он ищет полезные вещи. Внутри здания он встречает Юмеми, которая показывает ему специальную памятную проекцию, зарезервированную для 2,500,000-го посетителя – хотя он лишь 2,497,290-й по счету. Несмотря на неприятие этого необычного робота, он соглашается посетить ее шоу. Однако, проектор «Мисс Джена» сломан. Протагонист чинит его, и Юмеми начинает шоу, демонстрируя звездное небо – которое теперь нельзя увидеть вживую из-за загрязненного неба. Посреди шоу выключается электричество, но Юмеми, по просьбе протагониста, продолжает рассказ без визуального сопровождения.
Затем они покидают планетарий: Юмеми настаивает на сопровождении протагониста к машине, находящейся за стенами города. Протагонист планирует вывезти Юмеми из города, когда ее аккумулятор сядет, затем найти способ реактивировать ее. Машина, которую герой из-за дизайна называет крабом, охраняет вход в город, откуда явился герой. Вооруженный только гранатометом, он придумывает план по уничтожению машины. Изначальный план терпит неудачу, приходится выступать против машины напрямую. Юмеми пытается защитить протагониста, но пулеметы машины разрывают ее надвое.
Юмеми тратит свою аварийную аккумуляторную жизнь на воспроизведение своих довоенных воспоминаний протагонисту, используя крошечный голографический проектор в ухе. Когда видео угасает, она говорит, что знала, что в планетарии никогда не будет посетителей, несмотря на ее бесконечный оптимизм. В последний момент Юмеми передает протагонисту свою карту памяти. Тронутый и подавленный от потери красивого мира из памяти Юмеми, протагонист выбрасывает оружие и уходит прочь со сломанной ногой. К сцене приближаются резервные автоматические юниты военной машины.
Разработка
Planetarian является 4-й визуальной новеллой у Key. Над первым релизом игры большую часть работы провели 3 человека. В отличие от всех прошлых работ Key, арт-директором был не Итару Хиноэ, а т Комацу. Комацу выбрали не только из-за его специализации на изображении механики и роботов, но и потому, что он мог представить короткие сцены по существованию робота, воспроизводящие идеалы личности. Джун Маэда, главный сценарист и планировщик проекта Key, покинул проект, его место занял Юичи Сузумото. Музыку, за исключением одной композиции Синдзи Орито, аранжировал или сочинил Магоме Тогоши, один из главных композиторов Key. Planetarian была первой игрой под брендовым именем KineticNovel, описывающим понятие «кинетическая новелла».
В оригинальной версии Юмеми озвучена только в начальной и финальной сценах, остальные персонажи молчаливы. Версия для Windows на CD включает полное озвучивание Юмеми. Версия для PS2 – полное озвучивание всех персонажей; также эта версия отличается повышенным разрешением графики и расширенным саундтреком. Во всех последующих версиях озвучены все персонажи.