Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer – ролевая игра, расширение к Neverwinter Nights 2. Подобно первой игре, ее действие происходит в Забытых Королевствах, мире из настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. В Mask of the Betrayer используется версия 3.5 правил данной игры.
Игра продолжает сюжет Neverwinter Nights 2, следуя приключениям главного персонажа (Носителя осколка). Герой выясняет природу проклятия, заставляющего его поглощать призраков, а иногда и души. События происходят в двух нациях Забытых Королевств: Рашемен и Тэй, что на «неприступном востоке» Фэйруна.
Расширение встретили положительными оценками. Игрокам понравились новые черты персонажей, например, заклинания и боевые способности, а также сюжет и сеттинг. Технические аспекты игры встретили неоднозначно: кто-то хвалил изменения, кто-то жаловался на технические сбои, не исправленные со времен оригинальной игры. Многим не пришлась по нраву новая механика «пожирания призраков», заставляющая игрока постоянно восстанавливать жизненную силу персонажа путем поглощения призраков, нежити и богов. На Metacritic игра имеет баллы 82% (25 обзоров) и 8.9 (154 оценки).
Геймплей
Mask of the Betrayer – расширение к Neverwinter Nights 2, поэтому геймплей в основе идентичен этой игре. В геймплее используются правила настольной ролевой игры Dungeons & Dragons. Игрок может создать персонажа с нуля; возможен импорт персонажа из оригинальной игры или использование новых рас, классов и подвигов. Чтобы начать игру, персонаж должен иметь как минимум 18-й уровень. Потолок уровней поднят с 20 до 30, поэтому позволены персонажи эпического уровня с аккомпанирующими престижными классами и подвигами. В Mask of the Betrayer включены все расы из оригинальной игры, а также 2 типа эльфов и 4 типа генаси. Также представлено 2 новых базовых класса, «любимая душа» и «призрачный шаман», и 5 новых престижных классов. В оригинальную игру добавлено свыше 100 подвигов и магических заклинаний.
Как и в других играх Dungeons & Dragons, прогресс основан на бое. У героя есть разные возможности, зависящие от его класса и способностей: от ближних и дальних физических атак до заклинаний. У игрового персонажа есть возможность иногда решать головоломки, такие как разрыв контакта с демоном путем поиска лазейки. За некоторые действия, например, устранение врагов, игровой персонаж получает очки опыта. В течение игры можно нанимать последователей и создавать группу. У каждого последователя свои мотивы, и герой может разочаровать последователя своими действиями.
Сеттинг
Подобно другим играм серии Neverwinter Nights, события происходят в Забытых Королевствах. Сюжет игры – прямое продолжение Neverwinter Nights 2. Главная кампания проходит в Рашемене поблизости от королевства Тэй, а движущей силой сюжета являются Красные волшебники Тэй.
Сюжет
В Первом акте история Носителя осколка возобновляется после поражения Короля Теней. Игрок просыпается в подземном кургане в Рашемене. Там он встречает Сафию, Красного волшебника Тэй. Он следует за Сафией в Театр масок, что в городе Мулсантире, чтобы найти Лиенну, знакомую матери Сафии. Лиенна сможет дать игроку необходимые ответы. К сожалению, на театр напали красные волшебники, а Лиенна была убита. Позади театра игрок находит портал в Теневую плоскость – темное отражение Первичной материальной плоскости. В теневом мире игрок побеждает волшебников, убивших Лиенну. После возвращения в обычный мир выясняется, что Мулсантир под осадой призрачного бога Окку, который требует крови игрока. Игрок выступает против Окку и побеждает его армию призраков. В конце боя игрок узнает, что главный герой стал пожирателем призраков, и для собственного выживания должен поглощать разных существ, в том числе и обычные смертные души.
Во Втором акте игрок встречает группу существ, похожих на горгулий. Они сообщают, что Лиенна и его «красный близнец» приказали им похитить игрока на Береге Мечей. Данный заговор был будто бы вдохновлен Дремлющим Шабашем – группой ведьм-сестер, обитающих в древнем затопленном городе. Игрок использует эту наводку для путешествия к озеру Мулсантира, где обнаруживается еще один теневой портал. В теневом мире игрок попадает в затопленный город и встречает ведьм. Ведьмы говорят, что Лиенна и Нефрис, мать Сафии, ответственны за текущую дилемму героя. Они посылают игрока в Академию Нефрис в Тэе, чтобы узнать ее мотив.
В Академии игрок проходит через портал Астральной плоскости и встречает Миркула, бывшего бога мертвых. Миркул раскрывает, что проклятие пожирателя призраков возникло как наказание для его бывшего слуги, Акачи «Предателя», который когда-то возглавил крестовый поход против владений мертвых. Пустая и голодная душа Акачи теперь проживает в теле игрока, а собственную душу игрока заменила Стена Неверующих.
В Третьем акте игрок встречает Основательницу Академии, а Сафия понимает, что она, Лиенна и Нефрис – осколки души Основательницы, и что Основательница когда-то была возлюбленной Акачи. Основательница объясняет, что Лиенна и Нефрис знают о своем происхождении, а Сафия находилась в неведении ради ее же безопасности. Также Основательница признает, что она вызвала текущее положение игрока, так как захотела использовать его для устранения проклятия, а вместе с ним и страданий Акачи. Основательница возвращает игроку серебряный меч Гит, который дает ему возможность открыть Ворота Предателя и отправиться в мир мертвых. Там игрок находит Город Правосудия, которым правит нынешний бог мертвых Келемвор Лионсбейн. Когда игрок прибывает, за стенами города находится армия под командованием капитанов Акачи времен его Первого крестового похода. Капитаны узнают в игроке наследника Акачи, а игрок решает: возглавить атаку на Город Правосудия или выступить против нее.
После боя игрок узнает, где его душа, и вырывает ее из Стены Неверующих. Вслед за победой над Безликим Человеком Келемвор рассказывает концовку, которая зависит от решений игрока в течение игры.
Разработка
Mask of the Betrayer была запланирована еще до релиза Neverwinter Nights 2. Анонс игры состоялся в апреле 2007 года. Глава Obsidian Entertainment Фергюс Уркхарт отметил, что в Mask of the Betrayer будет продолжена история второй части, что будут сделаны улучшения развития персонажей и системы компаньонов подобно тому, как это было сделано для предыдущей игры Obsidian, Star Wars: Knights of the Old Republic II. Главный директор Кевин Сондерс назвал игру «высокоуровневой» и сообщил, что для начала геймплея персонаж должен будет иметь хотя бы 18-й уровень.
Приоритетом для разработчиков было улучшение производительности оригинальной игры. Сондерс отмечал: «в течение разработки мы исправили многие баги, оптимизировали производительность, лучше применили графическую технологию, в общем, связали свободные концы. Например, мы изменили управление камерой и группой, добавили стратегический режим в стиле RTS, благодаря которому бои стали приятнее». Программисты улучшили движок Neverwinter Nights 2, в частности, добавив фильтр обесцвечивания, который превращает почти все цвета в оттенки черного и белого. Были созданы новые среды в регионах Рашемен и Тэй, как то заснеженные леса и магическая академия. В Mask of the Betrayer эти регионы из Dungeons & Dragons впервые появились в видеоигре. Obsidian сообщала: «наша цель в погружении игрока в страну Рашемен. Оформление, музыка и персонажи были подобраны и изготовлены для передачи этой очень интригующей области Forgotten Realms».
В наборе инструментов оригинальной игры были сделаны модификации, имеющие целью обеспечить большие возможности для создателей модов и упростить игроку роль «Ведущего» (Dungeon Master). Для игры создали более двух дюжин монстров, в том числе новые типы големов, драконов и ведьм. Были добавлены новые эффекты заклинаний, модели персонажей и пространственные эффекты. Сондерс отметил, что модели генаси были особенно сложны для художников, и он первоначально хотел заменить их новыми расами.
Разработчики плотнее занялись системой компаньонов. Компаньоны, согласные с действиями героя и чувствующие хорошее отношение, обладают определенными преимуществами, в частности, в бою. Если с компаньонами обращаться плохо, они могут даже покинуть героя. Сюжет игры по сравнению с Neverwinter Nights 2 разработчики назвали менее всеохватывающим и более персональным. Сондерс также отметил, что сюжет игры очень мрачен и завершает историю Носителя осколка.