Richard & Alice – инди-игра в стиле point-and-click adventure, разработка Льюиса Денби и Эштона Рейза. Это история двух заглавных персонажей, которые большую часть игрового времени пребывают в необычной тюрьме с кожаными диванами и телевизорами для заключенных. Действие происходит в будущем. Из-за непредвиденных погодных изменений половину планеты укрыли снега и льды. Перемена погоды вызвала деградацию общества. В игре чередуется настоящее время, в котором игровым персонажем является Ричард, и серия воспоминаний, в которых игровой персонаж – Алиса.
Сюжет
В камеру рядом с Ричардом садят Алису. Будучи единственными заключенными в пределах достижимости, они начинают общаться. Ричард говорит, что он экс-военный, арестованный за дезертирство. Алиса утверждает, что она сидит за убийство, хотя Ричард поначалу не верит этой женщине с саркастическими манерами. Когда Алиса изъявляет желание посмотреть на семейное фото Ричарда, разговор переходит на тему прошлого, и Алиса начинает историю своего попадания в тюрьму.
В воспоминании некий старик похитил Алису и ее 5-летнего сына Барни. Мать и сын сбежали из подвала, в котором их удерживали, и побежали в снега.
Действие возвращается в тюрьму. Ричард и Алиса обсуждают предназначение тюрьмы. Из телевизора игрок может узнать, что конечное предназначение тюрьмы – элитное подземное убежище на случай дальнейшего ухудшения климата. Тюремная стадия объекта – не что иное, как тестирование пригодности условий. Тюрьма входит в план «Проект Тифон», связанный с созданием глубокой подземной сети. В продолжении разговора Алиса признает, что она действительно кого-то убила. В опциональных диалогах игрок может узнать историю депрессии Алисы, которая, как выясняется, получает медикаменты от охранников.
Алиса продолжает историю. В следующем воспоминании она со своим сыном ищет укрытие и находит выглядящий заброшенным дом. Внутри находятся еда, одежда, обвалившаяся лестница и признаки недавней жизни. Алиса находит шкатулку воспоминаний, в которой хранятся фото и ключ. Открыв этим ключом запертую дверь, Алиса попадает в ванную, покрытую высохшей кровью. В других комнатах здания Алиса находит загадочные записки и обрывки информации, которые говорят, что дом использовался для подозрительной деятельности. Также здесь находятся порванные военные бумаги, принадлежащие некому Малькольму Йорку Мозли. Алиса и Барни делают из одежды постель, заколачивают дверь и остаются на ночь.
В тюрьме Ричард и Алиса пытаются понизить температуру в камерах. Однако, механизм заклинивает и температура падает ниже нуля. Пара посылает охранникам письмо с просьбой о помощи. Затем Алиса продолжает историю.
В третьем воспоминании Алиса ведет Барни к его отцу, Марку. Они доходят до импровизированного кладбища и кладут цветы на могилу Марка. Прежде, чем уйти, они говорят с Марком.
В тюрьме становится всё холоднее. Герои посылают еще одно письмо, но обнаруживают, что система не работает. В найденном руководстве говорится, что в чрезвычайных ситуациях следует нажать кнопку, скрытую под душевыми кабинками. Ричард и Алиса нажимают на свои кнопки, раздается звуковой сигнал, но ничего более не происходит. Ричард опасается ужесточения наказания, но Алиса уверяет его, что вряд ли он будет наказан сильнее, чем сейчас.
В очередном воспоминании прошло некоторое время; Барни болен. Алиса решает забраться в верхнюю часть дома, чтобы поискать лекарства. Она считает, что Барни болен пневмонией, хотя сыну говорит, что у него простуда. Алиса находит церковь с несколькими полезными предметами. Затем она забирается по разрушенной лестнице дома и обнаруживает многочисленные трупы и записку, согласно которой эти трупы, когда были живыми, удерживались здесь. Также Алиса узнает, что в бункере под церковью есть лекарства. Вместе с сыном она направляется туда. В церкви Барни активирует старую машину, обрабатывающую данные о погоде. Барни убеждает Алису записать информацию, и Алиса делает это на старой фотографии. В бункере Алиса находит еще одно мертвое тело и записку с указанием личности мертвеца. Тем временем, двое мужчин проникли в церковь и вступили в разговор с Барни. Один из них, явно взволнованный, подозревает в Барни сына члена «Полярных медведей», местной печально известной банды. Второй мужчина просит Барни не говорить, что они были здесь, затем оба, к облегчению Алисы, уходят. В бункере Алиса нашла лишь инсулин.
В настоящем времени Алиса и Ричард близки к замерзанию до смерти, поэтому решаются на побег путем поджога. Хотя двери камеры выдерживают дольше, чем ожидал Ричард, побег удается. Ричард признается Алисе, что он был неоткровенен с ней. Пара продвигается к ближайшему лифту, Ричард обрадован удачей и спрашивает, почему Алиса не разделяет его энтузиазм. Алиса отвечает, что он не поймет, и переходит к последней части своей истории.
Последнее воспоминание. Алиса стоит над Барни, который едва остается в сознании. Как кажется Алисе, Барни скоро умрет. В поисках утешения она направляется в исповедальню церкви, где находит загадочного человека. Алиса узнает, что это бывший метеоролог, работающий в церковном бункере. Он жил в доме, найденном Алисой и Барни. Человек глубоко религиозен, но не возражает против атеизма Алисы, уважая ее убеждения. Человек советует ей поискать ответы на могиле мужа. Алиса идет к могиле и обращается к Марку, в частности, рассказывает о раздумьях над самоубийством. Не получив ответа, она раздражается. Возвратившись домой, отчаявшаяся Алиса пристреливает Барни, чтобы положить конец его мучениям.
В настоящем времени Ричард пытается утешить Алису, но та уверяет, что с ней всё в порядке. В фойе пара видит повешенного охранника и большую лужу крови. Далее следуют лазеры безопасности, которые удается обойти, но выход заблокирован кодовым замком. Ричард продолжает каяться: на самом деле, покинув армию, он присоединился к группе, ведшей контрабанду с тюрьмой. Его группа нашла лазейку в системе безопасности тюрьмы, впрочем, сейчас Ричард не может вспомнить ни одного кода. Алиса просит его семейное фото. К удивлению Ричарда, взглянув на тыльную сторону фото, Алиса сообщает код к двери. Оказывается, что один из номеров, записанный Алисой в церкви, соответствует коду выхода из тюрьмы.
Оказавшись на воле, пара продолжает говорить. Выясняется, что одним из мужчин, говоривших с Барни в церкви, был Ричард. Группа Ричарда в обмен на еду, убежище и доступ к правительственным безопасным зонам продавала людей «Полярным медведям». Ричард пытается сказать, что он считал свое дело правильным, но Алиса злится на него. Они доходят до могилы Марка, рядом с которой появилась могила поменьше, для Барни. Алиса признается, что в могиле Марка похоронен не Марк, а какой-то другой человек, а где лежит Марк, она не знает. С нарастающей эмоциональностью Алиса говорит с могилой Барни.
Концовки
Действия игрока в геймплее определяют, какая из 5 концовок будет показана в финале.
1. Алиса выкапывает из могилы Барни пистолет. Ричард удивлен тем, что пистолет всё еще там. Вместе с оружием они возвращаются в церковь и готовятся там переночевать. Алиса говорит, что она зла на Ричарда из-за его прошлых действий, но с другой стороны, благодарна за то, что он составил ей компанию в заключении. Против желания Ричарда она настаивает, чтобы он оставил ей еду и ресурсы, после чего их пути должны разойтись. Игра завершается обращением Алисы к Ричарду: «иногда мне кажется, что так всегда было. Как будто, вообще ничего не изменилось».
Следующие три концовки начинаются одинаково: Алиса выкапывает пистолет и наводит его на Ричарда. Она настроена агрессивно, Ричард пытается успокоить ее.
2. …Экран чернеет, слышится выстрел. Когда изображение возвращается, видно, что Алиса застрелилась.
3. …Экран чернеет, слышится выстрел. Когда изображение возвращается, виден труп Ричарда, Алисы же нигде не видно.
4. …Алиса говорит, что не собирается убивать Ричарда, но заставляет его развернуться спиной, затем бьет его. Ричард теряет сознание. Просыпается он в закрытом сарае. На верстаке лежит его семейное фото с запиской от Алисы. Алиса извиняется за свои действия, но говорит, что ради выживания «мы делаем то, что должны делать».
5. Договорив с Барни, Алиса уходит с Ричардом. Они доходят до знака территории «Полярных медведей». Алиса и Ричард раздумывают, стоит ли идти дальше и приходят к выводу, что их шансы на выживание повысятся в составе «Полярных медведей». Игра завершается продолжением совместного путешествия.
Прием
Richard & Alice имеет 71,67% на GameRankings (9 обзоров) и 72/100 с 6.4/10 на Metacritic (12 обзоров и 8 пользовательских оценок).
В обзоре Destructoid с оценкой 8/10 отмечено: «невдохновленные головоломки и плохое оформление могут оттолкнуть вас, но тогда вы пройдете мимо задумчивой, медленно горящей истории, переходящей в нечто мучительное».
Edge Magazine, с оценкой 7/10, назвал игру «тихой мощью» и отметил удачность персонажа Барни.
Rock, Paper, Shotgun в минусы занес художественное оформление, в плюсы – сюжет и затрагивание серьезных тем.
Adventure Gamers, с оценкой 2.5/5, отметил: «хейтеры счастливых концовок, или счастья вообще, вам повезло. Richard & Alice – настолько мрачная и тоскливая игра, что, кажется, ее единственная цель – провести игрока к горькому финалу».