Return of the Obra Dinn – головоломка, разработанная независимым американским разработчиком Лукасом Попом из Японии, изданная его японской студией 3909. Это вторая коммерческая игра Попа после Papers, Please (2013), она вышла на macOS и Microsoft Windows в октябре 2018 года, и через год – на Nintendo Switch, PlayStation 4 и Xbox One.
Действие Return of the Obra Dinn происходит на борту вымышленного призрачного корабля Британской Ост-Индской компании в начале 1800-х. Команда и пассажиры корабля таинственным образом умерли или пропали, а цель игры – узнать, как это произошло. Игрок, являясь агентом доставочной компании, оценивает произошедшее, применяя сочетание дедуктивного мышления и используя часы Мементо Морте для возвращения к моменту смерти члена команды. Так игрок определяет идентичность каждого из 6 членов команды, узнает, как они умерли, и, если возможно, убийцы. Игра, показываемая от 1-го лица, использует «1-битный» черно-белый графический стиль, вдохновленный играми с ранних компьютеров Macintosh.
Return of the Obra Dinn хвалили за геймплей, визуальный стиль и повествование. Несколькими публикациями игра была названа одной из лучших в 2018 году, была номинирована на награды и выиграла несколько из них.
Геймплей
Игрок берет роль страховщика в лондонском офисе Британской Ост-Индской компании. Застрахованный компанией корабль «Обра Динн» ранее, в 1803 году, исчез, когда плавал около мыса Доброй надежды; позже его прибило к порту, причем вся команда из 60 человек или умерла, или пропала. Игрок должен узнать судьбу всех членов команды, узнать их имена, где и как они встретили свою судьбу, были ли убиты, кто был киллером, или где они, если живы.
Игра демонстрируется от 1-го лица, игроку позволено исследовать Обра Динн в монохромном размытом стиле, подражающем играм со старых моделей компьютеров Macintosh, симулировавших тени и цвет. Для помощи с завершением задания, игрок получает книгу записей, включающую рисунки всех членов команды, список команды и схему корабля. Также он получает похожее на карманные часы устройство Мементо Мортем, которое можно активировать, когда игрок встречает на корабле один из трупов. Мементо Мортем проигрывает звуки моментов, предшествовавших смерти персоны, и позволяет исследовать обстановку в замороженном моменте смерти. Так игрок сможет определить присутствовавших персонажей и выяснить другие визуальные детали.
Когда игрок просматривает каждый момент, книга записей автоматически заполняется определенными деталями о событии (расположение, визуальная идентичность членов команды, присутствовавших на событии, диалоги, слышимые в моменты перед смертью); это позволяет игроку сопоставлять новую информацию с уже имеющейся. В некоторых случаях, Мементо Мортем реагирует на этот процесс, раскрывая другую смерть, ведя игрока туда, где лежал труп; затем повторяется процесс расследования. Определенные секции корабля недоступны до тех пор, пока игрок не посмотрит в определенной области все моменты смерти. Игрок может в любой момент посмотреть эти воспоминания, если считает, что это поможет найти новые фрагменты, не принятые во внимание раньше.
По большому счету, Return of the Obra Dinn является большой логической головоломкой: игрок использует дедуктивное мышление для определения судьбы каждого члена команды. Выбор судеб происходит из предопределенного списка глаголов – поскольку некоторые смерти визуально неоднозначны, игра допускает некоторый дрейф и принимает более, чем одно решение. Игра не дает явных намеков по тому, как каждый член команды умер или кем он был. Игрок должен сужать поле возможностей методом исключения. Игрок может совершенствовать свои догадки, получая больше информации. Игра заканчивается только тогда, когда игрок корректно определил имена и судьбы. Когда игрок сумел установить имена и причины смертей любых трех человек, игра доводит до него эту информацию, закрепляет изменения и снижает комплексность головоломки.
Сюжет
Когда Обра Динн, исчезнувший почти на 5 лет, вернулся в свой английский порт, Британская Ост-Индская компания послала страхового агента узнать, что случилось на борту корабля. С помощью Мементо Мортема и других улик страховщик проясняет последовательность событий, начиная с отплытия корабля.
Обра Динн отплыл с множеством пассажиров, включая двух королевских формозанцев и их охранников, переносящих изысканный сундук с сокровищами. Они говорили, что сундук поможет отразить опасности из океана. После выхода в море происходит первое несчастье: одного человека убивает падающий груз, двух других убивает пневмония. Однако, небольшая группа команды видит возможность украсть формозанский ящик. При приближении к Канарским островам они похищают королевских формозанцев и сундук с помощью шлюпки. Уплывая, они попадают под нападение русалок. Русалки убивают нескольких человек группы. Нападение прекращает формозанец, доставший из ящика ракушку. Русалки оглушены, но формозанец умер. Оставшийся член команды возвращается на Обра Динн вместе с пойманными русалками и ракушками. Взятые на борт, русалки атакуют и убивают членов команды, затем их подавляют и запирают в лазарете.
Из-за большого количества трагедий и обнаруженных русалок Обра Динн разворачивается и возвращается в Англию. Русалки учиняют ужасный шторм, а пара морских демонов верхом на гигантских крабах-пауках забирается на борт корабля, намереваясь добраться до лазарета. Прежде, чем демонов обезвреживают, те убивают часть команды. Затем на корабль нападает кракен и убивает нескольких людей, включая жену капитана. Капитан угрожает убить всех русалок, надеясь положить конец атаке. Он убивает двоих, тогда последняя русалка отзывает кракена. Ракушек и оставленную в живых русалку, согласившуюся вернуть корабль в Англию, выбрасывают за борт. Выжившие пассажиры и часть команды решают покинуть Обра Динн и отправиться на западный берег Африки. Корабельный хирург, зная, что Британская Ост-Индская компания будет обследовать корабль с помощью Мементо Мортема, нарочно убивает в лазарете обезьяну и забирает ее лапу, прежде чем уйти с остальными. Выжившая команда обращается к капитану, желая забрать ящик и ракушки в награду за все свои трудности. Команда не знает, что капитан выбросил ящик и ракушки в море. Капитан убивает оставшуюся команду, затем, с помощью тела своей жены, совершает самоубийство.
Страховой агент узнает всё, кроме событий, случившихся в лазарете. Вернувшись на сушу, он отсылает завершенную книгу по определенному адресу. Через год книга возвращается по почте с обезьяньей лапой. По обезьяньей лапе Мементо Мортем раскрывает события в лазарете, тем самым история злосчастного корабля становится полной.
Разработка
В ходе своей карьеры Лукас Поп полюбил «1-битную» графику, применявшуюся во многих ранних игр под Macintosh. После Papers, Please он захотел создать новую экспериментальную игру в 1-битной эстетике, и так пришел к разработке специального движка. Движок был рассчитан на возможность перемещения игрока в 3D-пространстве, но с прорисовкой пресловутого стиля в движке Unity. На этой стадии Поп столкнулся с некоторыми предварительными проблемами. Он захотел уверенности в том, что 1-битный стиль будет разборчив с большинства углов, для этого потребовалось решать проблемы с рендерингом. В частности, он обнаружил, что 1-битная графика хорошо работает при отображении в окне, но в полноэкранном разрешении вызывает у игрока морскую болезнь. Поэтому Поп был вынужден модифицировать процедуры рендеринга, чтобы получить эквивалент смазанного движения, чтобы сделать передвижения более плавными. У него возникла идея сделать эффекты рендеринга, имитирующие изображение с экрана с электронно-лучевой трубкой, но отказался от этой идеи, считая ее отходом от выбранной эстетики.
Разобравшись со стилем, Поп стал работать над определением сути игры. Первоначально он предполагал, что игровой персонаж будет постоянно умирать; игрок должен был бы видеть события смерти от своего трупа, затем перемещаться на минуту до своей смерти и манипулировать окружающей средой и остальными персонажами, чтобы воссоздать эту смерть. Однако, Попу показалось это технически трудным, и тогда ему пришла в голову мысль: использовать воспоминания о моментах смерти в замороженных кадрах, использовать этот подход и механизм для рассказывания истории. Так возник нарратив Obra Dinn, оставляющий задачу объяснения всех смертей и исчезновений членов команды с помощью моментов смерти. Впоследствии это привело к идее записной книжки, которую носит протагонист. В записной книжке он отслеживал имена моряков так же, как реальная Британская Ост-Индская компания.
Дольше всего разработка велась над повествованием. Поп представил тизер игры в 2014 году, завершая Papers, Please. Он ожидал тогда, что игра выйдет в следующем году. Однако, на разработку повествовательных и геймплейных элементов ушло более 2 лет работы. Ему потребовалось изучать некоторые хитрости, связанные с языком Майя. Для Game Developers Conference Поп выпустил бесплатную, ограниченную демо-версию, где игрок должен был определить всего 6 персонажей, но все геймплейные механики присутствовали. В демо-версии все смерти игрок раскрывал в хронологическом порядке. Отзывы были положительными, поэтому он начал расширять игровую историю, зная, что должен выразить достаточно информации в коротких моментах смерти. Для себя он создал электронные таблицы, связывающие персонажей и их судьбы, помогающие контролировать возможность игрока идти по цепочкам смертей и раскрывать смерти определенных персонажей. В результате, он создал необходимые диалоговые элементы для разных сцен, нанял актеров, которые озвучат диалоги – таких, которые могли подражать акцентам описываемой в игре эпохи.
Имея более проработанную историю, Поп создал новую демо-версию и показал ее на PAX Australia в ноябре 2016 года. Он добавил 13 дополнительных персонажей по сравнению с первой демо-версией, и, в отличие от нее, представил смерти не в хронологическом порядке. Ввиду последнего, игроки были сбиты с толку. Поп понял, что замешательство усилится, если количество персонажей будет полным, как в финальном релизе. Он нашел решение, заставив 10 событий повествования служить катализатором для определенного количества смертей. Он разбил историю на 10 секций, позволил истории и информации быть более удобоваримой для игрока. Позже это привело к дополнительной проработке механизма записной книжки, поскольку порядок смертей в страницах служил хронологией игры. Теперь записная книжка стала ключевым механизмом игры. Поп упростил использование книги, чтобы игроку не требовалось прибегать к руководствам. Также он оптимизировал управление под консоли и ПК.
Поп заявил, что его не волновала финансовая успешность Return of the Obra Dinn, так как он получил достаточно денег за Papers, Please; он рассматривал игру как возможность доставить удовольствие людям, как следствие, не находился под прессом сроков или маркетинговых аспектов.
Прием
Компьютерная версия за год собрала такие оценки: на Metacritic 89% (34 обзора) и 79% (173 оценки), на Steam 5,562 отзыва (5,390 положительных). Колин Кемпбелл в Polygon рекомендовал игру: «Return of the Obra Dinn берет детективные принципы и превращает их в калейдоскопические нарративы, озадачивающие и восхитительные. Это не просто отличная игра, это работа, сделанная сильным и творческим умом».
Некоторые издания благоволили игре сравнением с Her Story, другой загадочной игре, где игрок прояснял хронологию событий и приходил к заключениям по многочисленным видеоклипам.
Несколько изданий назвали Return of the Obra Dinn среди лучших игр года: Polygon, USGamer, GameSpot, The Nerdist, The Daily Telegraph, The New Yorker и The Escapist.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.