Основы
Игрок принимает роль последнего выжившего представителя продвинутой инопланетной расы, известной как «гидралы». Украв неплохой прототипный корабль, протагонист должен создать Федерацию. Цель Федерации – объединить как можно больше видов и препятствовать повторению судьбы расы героя (уничтожение военным ударом). В мире присутствуют 8 рас, у каждой расы имеется своя форма правительства. Каждая раса старается развиваться в технологической и экономической отраслях. Расы действуют независимо от игрока: торгуют между собой, наращивают флот, открывают технологии, формируют альянсы, воюют, строят космические станции и т.д. На каждой планете есть ряд параметров, характеризирующих ее состояние: экономика, окружающая среда, здоровье и пр. Игрок может посещать любые планеты и брать любое количество задач. Следует учесть, что список доступных заданий и отношение к нему на той или иной планете зависит от положения дел в галактике. Возможные действия игрока бывают как враждебными, так и дружественными. Например, это может быть шпионаж, кража технологий, улучшение экологии, помощь в исследованиях.
Бои
Бои организованы в пошаговом формате. Перед очередью игрок должен выбрать курс корабля, оружие и цели. Последнее не обязательно – можно использовать автоматическое прицеливание. Бои могут инициировать как враги, так и игрок. Постепенно мир усложняется в техническом отношении, что влечет за собой усложнение боев. Базовыми боевыми параметрами являются щит, оружие и двигатель (скорость передвижения). У многих кораблей есть префикс в названии. Он содержит в себе принадлежность к той или иной расе и тип корабля. Например, префикс SRS означает «Skylaxian Research Ship» (Скайлаксианский исследовательский корабль).
Структура мира
В игре представлено 5 галактических зон: Внутренняя система (очень близкая к Солнцу, потому горячая), Обитаемая зона (местоположение Земли, наиболее пригодная для обитания зона), Астероидный пояс (лишенная планет зона, месторасположение пиратских баз и различных аванпостов), Внешняя система (лежит за Астероидным поясом, состоит, преимущественно, из газовых гигантов) и Ледяной пояс (транснептуновая область, месторасположение некоторых аванпостов). В каждой зоне, за исключением Астероидного пояса, есть 2-3 типа планет, в общей сложности в игре 11 типов планет. Игровой год, длящийся 400 дней, разбит на 5 неравных сезонов и 20 равных месяцев (по 20 дней каждый). День в мире Last Federation длится 50 часов.
Отношения рас
Отношения между расами оцениваются в численном эквиваленте, от -100 до 100.
- Подлая ненависть: от -100 до -90
- Серьезные претензии: от -89 до -50
- Неприязнь: от -49 до -25
- Нейтралитет: от -24 до 24
- Союз: от 25 до 49
- Большое уважение: от 50 до 89
- Сердечное содружество: от 90 до 100
Отношения рас не всегда симметричны, то есть, раса А может не любить расу Б в то время, когда раса Б любит расу А.
Аналогично оценивается степень влиятельности игрока среди тех или иных рас:
- Категорическая ненависть: от -100 до -90
- Отвращение: от -89 до -50
- Недоверие: от -49 до -25
- Нейтралитет: - 24 до 24
- Доверие: от 25 до 49
- Благорасположение: от 50 до 89
- Идолизация: от 90 до 100