Всем привет! Поиграл я не так давно в Rise of the Tomb Raider, и впечатления остались не сказать, что хорошие. К слову, первая часть, т.е. перезапуск 2013 года, мне очень понравилась, поэтому продолжение банкета ждал с пением в сердце. И вот в 2014 году анонсировали продолжение, прилепив в заголовок слово Rise и отправив Лариску в Сибирь. Стал ждать еще усерднее, ведь про нашу Родину игры делают редко, и большинство из них заполнены клюквой на 99%. Сначала объявили, что игра будет эксклюзивом для Xbox 360 и ONE, однако, как это обычно случается с эксклюзивами Xbox'а, игра стала портироваться и на компы, и на Playstation. Выход на комп состоялся зимой этого года, но мой боевой дух уже к тому времени иссяк, поэтом я стал ждать взлома Denuvo и, как водится, дождался. Ну запустил я, поиграл и немного обалдел. Часика так через 3. Почему? Давайте разберемся.
Святой источник для Лары Крофт
После событий первой игры Тамбовский Рейдер Лара Крофт становится полноправным археологом и берется за поиски некоего Святого Источника, на который разок так глянешь и - опа! - становишься бессмертным. В свое время поиском этой штуки страдал отец Лары, однако без должного финансирования проект закрыли, а лорда Крофта зачмырили, после чего тот благополучно самоликвидировался.
Теперь Лара намерена продолжить его дело, обходясь своими женскими силами, и отравляется в Сирию, где находит гробницу Пророка, который в свое время сей артефакт умело заюзал. Следом за Лариской едет орден Троицы, который твердо намерен изъять все, что не прибито к полу, и использовать в своих, конечно, гнусных целях. Прибыв к гробнице, Лара находит совершенно чистый саркофаг - бери да пользуйся, после чего крышу сносит спецназ Троицы. После словесной перепалки Ларка взрывает все к чертям и сматывается оттуда домой.
Дома проблемы. Иона (повар из первой части) не соглашается помогать Ларе и уходит, после чего в дом проникает вор и крадет книгу с инструкцией по поиску Китеж-града, в котором-то и находится сей вожделенный Источник. Недолго думая, Лара вместе с Ионой отправляются следом - в Сибирь...
Сюжет, откровенно говоря, поражает своей тупизной и схожестью с предыдущей игрой. Ларка по уже виденному плану теряет друзей, выживает в дикой природе, находит новых друзей (этого, правда, в Tomb Raider не было), узнает много нового и в конце концов отправляется прямиком к цели, выпиливая древних воинов, но уже не самураев. Однако, если раньше все это выглядело как дешевый, но неплохой фильм, то сейчас все повернуто туда, куда не надо. Смотреть на все это становится скучно довольно скоро, и флешбеки об отце Лары никак не спасают положение. Предсказуемость прет изо всех щелей. Единственный плюс заключался в неожиданном сюжетном повороте, который, к сожалению, оказался единственным. Все это явно создает впечатления, что Рианна Пратчетт - бездарный сценарист.
Следует отметить, что игра сделала хороший шаг в сторону кино. Тут вам и камера крутится по голливудскому мотиву, и освещение подают когда это нужно, и различные моменты выглядят очень круто. Особенно мне запомнился момент, когда Константин молился Богу и просил силы, а потом у него из ладоней потекла кровь! Вот ему и знак! Таких моментов, кстати, немало. Даже сцену после титров засунули в лучших традициях современного кино. Вот уж чего не ждал!
Китеж-град и Сибирь?
В поисках Святого Источника, а соответственно и древнего города Китежа, Лара Крофт рванула в Россию, правда не в Нижегородскую область, а в Сибирь. Ну, разработчикам виднее, где Китеж находится. В Сибири, так в Сибири. При этом создается впечатление, что о самой Сибири создатели игры знают ровно вот столько:
*там холодно
*там нечего жрать
*там полно русских
Поэтому мы получаем следующее. В Сибири огромные ледники, как будто там Ледниковый период, следом - тайга, где полно волков и прочей местной живности. Хотя песцов там не наблюдается, зато в первой же русской деревне по снегу бодро шагают куры. Довершают все многочисленные постройки со времен СССР. Хорошо хоть не со времен Ивана Грозного.
В целом Сибирь выглядит уныло. Она, конечно, и в реальности не фонтан жизнелюбия, но тут разработчики обрисовали Сибирь в цвета Чернобыля: заброшенная территория, на которой живут непонятные племена. Племена этих русских, кстати, давным-давно захватили подлые солдаты тоталитарного Совка, забрав у них демократию и оправив их на рудники и в шахты. Так что теперешние Потомки, как они себя называют, усердно прячут все, что они накопали от Троицы, которая точит на них зуб уже давно.
Потомки - племя доброе и общительное. Они всегда рады поговорить с Ларой и даже предложить ей работу. То пещерку зачистить, то планы врагов слямзить. За выполнение этих совершенно ненужных сторонних квестов Ларе могут подарить, например, костюм или приспособление для оружия. Ну это, конечно, если вам делать больше нечего.
Клюква
Как водится, ни одна игра про Россию-матушку не обходится без показа стереотипов о русских, т.е. клюквы. Rise of the Tomb Raider без этого не обошлась, к сожалению. Если дикая ледниковая Сибирь кажется более-менее приемлемой, то дальше идет откровенная ахинея, вызывающая фейспалмы, а то и горение пятой точки.
Например, все русские в игре показаны так, как и представляют на западе. Мужчины - бородатые великаны, женщины - настоящие бой-бабы. При этом каждый второй русский ходит в тряпье и ест с котла. Ну, как в древности. Несмотря на то, что на дворе XX век, большинство людей вооружено луками, а порыскать на базе совков как-то в голову не приходит. Хорошо хоть на медведях не гоняют по Сибири, играя на балалайках и запивая водкой из матрешек.
Дальше - больше. Кругом полно советских построек, причем каждая из них выглядит в точности с клюквенным каноном. И почти на каждом третьем заборе написано СССР или что-то в этом духе. При этом кругом развешаны флаги и плакаты, жаль автоматы с газировкой убрали. Еще меня поражает тупизм и лень разработчиков. Вот подходит Лара к любой звезде с надписью: "Вечная память героям Советского Союза..." и начинает читать какую-то околесицу, что-то вроде: "Труд - сила" и так далее. Где она это прочитала? Либо у нее знания русского языка на нуле, либо у нее хорошее воображение. Разработчикам явно стоило подумать, прежде чем продавать игру в Россию, где каждый прочтет все надписи, написанные на родном языке.
И если уж начали делать игру с местом действия в России, то уж не поленитесь взять если не историка, то хотя бы переводчика. Ведь видеть такие вот слова, как, например: "БОРБАТА С ТРУДОВИТЕ ЗЛОВОЛУКИ Е ДЪЛГ НА ВСЕКИ РАБОТНИК" просто смешно, хотя русский язык навсегда останется загадкой как для зарубежных игр, так и для фильмов.
Однако, по-настоящему меня взбесила такая вещь, как "уничтожение советской пропаганды". Как русский человек, я был в шоке от подобных актов вандализма, так что ни одного испытания не завершил из принципа. Отрезание флагов СССР - это уже что-то с чем-то, но вот когда Лара сжигает плакат, посвященный советской космической программе, и говорит: "Опять советская пропаганда", наступает чисто шок. Какая пропаганда?! Это мировое достояние, дура! Но нет, в игру даже включено испытание по сжиганию плакатов с космонавтами. А давайте сожжем нашу историю, на кой она нам? За такое хочется как следует отлупить Лару и самих разработчиков по отдельности, покрывая православным русским матом.
Подводя итог, можно сказать, что клюквой игра сочится аки девочка-подросток на концерте Джастина Бибера. За что игра тут же получает минус 1 балл.
Лара Крофт как симулятор ББПЕ
Давайте поговорим о самой героине. В предыдущей части Лара Крофт подверглась полной перезагрузке, что наделило ее целой кучей анимаций и милоты, после чего Лариска мгновенно стала фап-объектом. В Rise of the Tomb Raider разработчики эту тем развили довольно слабо, а кое-где и вовсе занизили.
Если брать во внимание внешность, то тут мало что поменялось. Стоит отметить, что на лицо Лара стала красивее. Другие атрибуты изменились лишь незначительно. Например, грудь стала чуть меньше, чем были в первой части, однако булки Лары увеличились раза в полтора. Так что если надеть на героиню костюм с джинсами и курткой, то не трудно догадаться, что именно будет притягивать взгляд.
А вот характер Лары скатился в никуда. Наивность, некоторая смелость и прочие примечательности ее характера в предыдущей игре сменились откровенной решимостью и безбашенностью. Иначе говоря, Лара опять отрастила себе титановые яйца. Я уверен, что убийство первого оленя в первой части затронуло за душу каждого. Здесь же Лара без колебаний убивает как животных, так и людей. С самого начала игры.
Отдельно стоит сказать о мотивации главной героини. Зачем ей нужен Святой Источник? А действительно, зачем? Лара внятно не может сказать о причинах даже самой себе, все сводя к: "я должна". Есть мнение, что она хочет продолжить дело отца. Зачем? Не понятно. К тому же с отцом, когда тот сам искал источник, близки они не были. Мотивация героини высосана из пальца, а что высосать не смогли, то притянули за уши. Подкрепляет она свои доводы тем, что если она найдет Источник, то мир сразу станет лучше, а люди - добрее. Я даже не знаю, кем надо быть, чтобы до такого додуматься. Наверное, Рианной Пратчет.
Тему ББПЕ развивать не стали, что плохо. Вспомним: в первой части Лара падала на штыри, вытаскивала из себя пулю и прижигала рану, ее пытались изнасиловать и много чего еще там было. Смерти в игре были такими, что сам Джон Крамер позавидует. Здесь же Лару почти никто не бьет и уж тем более не насилует, на штыри она не падает, да и смертей страшных не осталось. Хочешь красиво сдохнуть - прыгай в ловушку.
Исходя из всего выше перечисленного, могу сказать, что богатый внутренний мир Лары принесли в жертву булкам и почим фап-частям ее тела.
Battlefield of the Tomb Raider, а также Гробницы и прокачка Лары
В предыдущей игре мяса и пострелушек было довольно мало, что не напрягало нисколько. Здесь же добрые разработчики учли пожелания малолетних экспертов и превратили игру в чертов шутер от третьего лица. При этом количество вооружения пополнять не стали, добавив только несколько скинов с разными характеристиками. А так у нас опять пистолет, дробовик и автомат. И, конечно, лук. У лука осталось все, что было в первой части. Тут вам стрела и с веревкой, и с огнем. Добавили стрелы с ядом, которые валят любого врага так, что будь здоров. Кстати, за красивый эффект я называю их стрелами из криптонита.
Лук тут самым крутым оружием не является, потому что врагов тут так много, что стрел порой не хватает, и приходится браться за дробовик. Как говорится, чем дальше в лес, тем больше дров. Здесь то же самое. Количество врагов растет в геометрической прогрессии, поэтому каждый бой превращается в мясорубку, после которой кончаются все патроны. Я, конечно, не эксперт, но это не то, что должно быть в игре про головоломки и приключения.
К слову, последнее сражение было для меня адом. На среднем уровне сложности хотелось плакать и ругаться, когда помимо вертолета ко мне перли вражеские солдаты и древние воины. И это было настолько дико, что каловдутие на Ветеране нервно курит в сторонке.
Гробницы в это игре - слава Богу - теперь носят не только развлекательных характер, но и практический (поиск записок никто не отменял). Если раньше мы получали только восторженное "Ух ты!" от Лары, то теперь можем выучить какой-нибудь навык, который иначе никак не получить. Не стоит раскатывать заранее губу и бежать по гробницам, ведь полезность навыков весьма спорная. Вот, например, от подсвечивания ловушек пользы мало. Зато можно получить навык, после чего Лара сможет выстреливать по две-три стрелы, аки пулемет. Зрелищно, но не практично и уж тем более не реалистично.
Прокачка навыков и оружия тоже присутствует. Навыков стало больше, но пользы от них не прибавилось. Наиболее полезные навыки можно выучить еще за 7-8 уровней, потом - только вкачивать остальное. Полезные навыки можно посчитать по пальцами. Вот вкачав некоторые, Лара сможет сразу выпускать 3 стрелы во врагов, причем каждому в башку. Еще 2-3 полезных навыка, и на этом в гроб с интересной прокачкой забивается последний гвоздь.
Экспедиции и Баба Яга
В Rise of the Tomb Raider есть даже альтернативный режим игры. Говоря простым языком, испытания. Испытания предлагают несколько режимов. Можно побегать за очками, сдерживать волны врагов или искать предметы. Все это строго на игровых локациях, где мы уже гоняли Ларку. Не скажу, что режим интересный. Так, на разочек.
А сейчас речь пойдет о единственном достойном дополнении к игре, в котором фигурирует сама Бабушка Яга.
Сюжет повествует о том, как Лара находит девушку по имени Надя. Надюха рассказывает Лариске о том, как ее дед пошел убивать Бабу Ягу и не вернулся. Так что Ларе предстоит найти деда и разгадать тайны Долины Греха, Избушки на Курьих ножках и, конечно, доброй бубушки Ягуси. Сюжет интересен, жаль короток. Мистикой и интересными историями прет от каждой найденной записи, однако в конце чувствуешь себя героем мультика Скуби-ду. Есть мнение (и не только моё), что дополнение в разы интереснее оригинальной игры.
Баба-яга сама изменилась в далекую от русских сказок сторону. Если про нее читали на ночь детям, то, увидев Бабу-ягу из ROTTR, я не уверен, что и взрослый уснет. Во-первых, тут она выставлена каким-то демоном с собственной армией фанатов. Во-вторых, ее ступа больше похожа на пепелац. В-третьих, она говорит не по-русски(!). В-четвертых, она не Георгий Милляр.
Техническая сторона
Графика очень порадовала. Видно, что хоть на что-то не положили болт разработчики. Детализация картинки на высоте. Лица как настоящие. Снег - ну чисто Новый год. Древние руины выглядят так, что хочется самому там полазить. И, конечно же, прорисована хорошо и сама Ларка. Наблюдать, как растягиваются джинсы на ее булках от движений ногами - одно удовольствие. Отдельного упоминания заслуживают PureHair, которые делают волосы Лариски детализированным до мельчайших блох и вшей волосинок. Видели работу Nvidia HairWorks в третьем Ведьмаке? Ну вот и тут то же самое.
Что касается атмосферы, то тут ее нет. Совсем. Блуждая по руинам и пещерам, я думал только одно: "Я это видел в прошлой части".
Музыка. Она есть, но цепляет так же, как и атмосфера, то есть никак.
Отечественную локализацию я обычно не критикую, однако придраться в этой игре есть к чему. Во-первых, обидно, что локализаторы не прошли игру перед тем как ее озвучивать, поэтому весьма странно выглядит момент с нахождением жетона, на котором по-русски написано "ЗАКЛЮЧЕННЫЙ", а Лара говорит, что там написано "ОСУЖДЕННЫЙ". Во-вторых, непонятные надписи на стенах, про которые я говорил ранее. Ну и в-третьих, немного бесит, что актеров подобрано мало. Качество озвучки, конечно, хорошее. Полине Щербаковой респект и уважуха. Но есть минус, заключающийся в том, что Владимир Антоник, который озвучил отца Лары, озвучил заодно каждую третью запись в игре, так что какое-то время это может вызывать некоторое непонимание.
Вердикт
Rise of the Tomb Raider не оправдывает своего названия. Вместо обещанного Восхождения по всем статьям, игра топчется на одном месте. Это все тот же Tomb Raider 2013 года, где сменилась только графика и локация. Сюжет скучный и нудный, диалоги абсолютно неинтересны. Геймплей съехал в сторону шутера, а обстановка пропитана клюквой. Продвинуто смотрится только графика и некоторые гробницы. Остальное мы уже видели.
Оценки
- Сюжет - 5.8/10
- Сибирь - 8.8/10
- Лара Крофт - 8.3/10
- Геймплей боевой - 5.4/10
- Геймплей обычный - 7.9/10
- Графика - 10/10
- Экспедиции - 3.1/10
- Локализация - 8.5/10
- Дополнение "Баба-яга" - 9.0/10
Минус 1 балл за клюкву
Общая оценка - 6.1/10
Итак, на этом мой второй обзор на этом сайте закончен! Я был очень рад тому, как Вы, уважаемые читатели, приняли мой обзор на DOOM, так что надеюсь, что и этот обзор Вам понравится. Спасибо всем, кто его прочитал. До скорого!
А обзор не читал, так как слишком много букв.
Я не считаю что эта часть плохая, но я её прошёл и уже забыл, а возвращаться желания нет. Запомнился разве бег от лавины в начале и корабль в пещере. Ну и баба яга как босс довольно годной была, хоть и отравление притянуто за уши
Тот же дум лично меня захватывал, хоть и долго играть не мог - уставал. Но зато после очередной зарубы восхищение оставалось и мысли как раз и были "ух-ты, это было эпично. Чуть не порешили"
Сложные моменты?! Я отдельно отмечал, что игра СЛИШКОМ простая. По-моему единственное где можно умереть это во время платформинга, из-за того что не всегда ясно куда идти
2. Были сражения, но не сказал бы, что их меньше, чем в первой части. Больше - да, и врагов больше. А тактики я не заметил. Наверное, из-за того, что мне обычно просто не давали к ней прибегнуть враги, которые любезно закидывали меня бомбами и сносили башку, стоило только ее высунуть из-за укрытия.
3. Факт. Но про остров и его зачистку в ROTTR, кажется, не говорят вообще. Смена "характера" ничем не обусловлена. Тут либо приходится додумывать, как это Вы сделали, либо свалить вину на разработчиков. Мне ближе второе. Вам не было жалко оленя? Ну, тут у меня даже нет слов.
4. Мне нравилось шастать по острову из предыдущей игры, но блуждать по Сибири было неинтересно. Я это, как уже писал, видел в прошлой части.
5. Спасибо. Может, это и не видно, но я ценю критику, если она имеет по собой почву, как Вы вот расписали. А что до мнения - тут виновата привычка так писать. Этот обзор не только описывает плюсы/минусы игры, но и выражает сугубо личное мнение автора. Вот не могу я писать исключительно с нейтральной стороны. Да мне и не нравится.