История страдающего амнезией протагониста и его напарницы Маны. Игра является сиквелом к Rune Factory, поэтому представляет схожую концепцию геймплея.
Геймплей
Игровой процесс Rune Factory 2: A Fantasy Harvest Moon напоминает первую игру Rune Factory. В игре действуют собственные часы и календарь; когда протагонист находится вне помещений, игровое время течет в 60 раз быстрее реального времени, то есть минута за секунду. Включены все 4 сезона (пор года), которые, однако, длятся по 30 дней. Погода может меняться – иногда дождит, изредка случаются приносящие ущерб штормы, чаще всего стоит солнечная погода.
Игрок начинает с 2-мя инструментами – лейкой и тяпкой. С их помощью можно возделывать землю для посадки и взращивать различные растения. Каждый тип семян стоит определенных денег и растет с определенной скоростью; некоторые растения можно собирать несколько раз. В начале игры пользователь получает ферму, захламленную камнями, обрубками и тому подобными вещами. Посеянные семена нужно ежедневно поливать; через несколько дней после посева можно будет собрать урожай, который можно продать, съесть, сохранить или отдать кому либо. Как правило, определенное растение можно посадить только в определенном сезоне, а если, например, весеннее растение посадить летом, оно просто погибнет. Растения можно растить в определенных областях с неизменной погодой, расположенных вне фермы; однако, эти области нужно поливать, кроме того, они обычно заполнены врагами.
Взаимодействие игрока с объектами и местными жителями идет посредством диалогов, поэтому напоминает визуальный роман; жители представляются как анимированные изображения. Кроме того, в определенных моментах сюжетной линии демонстрируются заставки. У каждого NPC есть «дружеские очки», которые можно повышать, посещая NPC и давая им предметы; у 7-ми женщин есть стат «Любовные очки», отображающий уровень любви к протагонисту. Если любовные очки женщины повышаются до 10-ти, протагонист может жениться на ней, и даже рожать с ней ребенка, который становится вторым протагонистом. Ребенок не может жениться, но может проводить «любовную церемонию».
У протагониста есть 2 вида статов: статы способностей и боевые статы. Статы способностей показывают, насколько хорошо протагонист может исполнять определенные задачи, боевые статы – обычные статы в духе ролевых игр. Боевые статы можно улучшать посредством побед над врагами. Среди навыков игрока – бой, ведение сельского хозяйства, раскопка ископаемых и другие задачи. Как правило, для каждой задачи используется специальный инструмент. Некоторые инструменты можно использовать в качестве оружия.
Проводя исследования, игрок может сталкиваться и сражаться с монстрами, что позволяет повысить силу протагониста; с другой стороны, с монстрами можно дружиться, чтобы держать их в качестве живности, рабочих или боевых компаньонов. Продукты, собранные у животных, можно сохранять в сарае, использовать для стряпни или продавать за деньги.
Игра содержит RPG-элементы. У протагониста есть 2 статусных показателя: здоровье (HP / hit points, обозначается красным цветом) и рунные очки (RP / rune points, альтернативное название – выносливость; обозначается синим цветом). Практически каждое использование экшн-кнопки (копание, поливка, бой, кастовка заклинаний и т.д.) тратит RP. Если все RP истощены, начинает истощаться здоровье, а возможность использования заклинаний устраняется. Здоровье и RP можно восстанавливать, потребляя определенные предметы, собирая руны, принимая ванну в банном доме или отправляясь на ночной сон. Встречаются квесты, в основном типа «принести то-то», но иногда и с целью убить определенное количество врагов или избранного врага.
Мир и сюжет
Действие игры происходит в нескольких областях. Главная область – ферма игрока, где происходит основная часть хозяйственных дел и где живет протагонист. В игровом доме есть базовые удобства, включая холодильник, кровать, стол и т.п. У игрока есть дневник, с помощью которого можно сохранять прогресс, и почтовый ящик, на который иногда приходит почта. Имеется несколько населенных монстрами подземелий, причем каждое основано на определенной поре года. Внутри подземелий можно найти землю, пригодную для сельского хозяйства, а также монстров, которых можно захватывать или побеждать в бою.
В определенные дни года в мире Rune Factory 2 происходят фестивали. Большинство фестивалей взяты из Harvest Moon and Rune Factory, некоторые другие основаны на реальных праздниках, как то Новый Год. Магазины по праздникам не работают.
История игры такова. Человек с амнезией блуждает по городу Алварна. Он встречает девушку Ману, которая дает ему сельскохозяйственный участок и инструменты, а также именует его «Кайлом» (имя можно менять). Развивая свою жизнь с новой личностью, Кайл женится на выбранной невесте и заводит с ней ребенка. Пол ребенка зависит от выбора имени – «Аарон» или «Ария» (имя ребенка тоже можно менять). Впоследствии Кайл помогает со строительством школы для города. Однажды он восстанавливает свою память и вспоминает, как попал в Алварну, и почему он так сильно желал построить школу. Затем, одной ночью, Кайл покидает семью. Несколько лет спустя ребенок Кайла находит наводки, связанные с отцом, и узнает о существовании Фирсома – дракона, запечатанного 1000 лет назад. Оказывается, что отец ушел, поскольку мог слиться с Фирсомом, и таким образом сдержать его силы. Ребенок использует заклинание, чтобы победить и запечатать дракона. При этом дух отца запечатывается вместе с драконом. Ребенок продолжает искать способ отделить отцовский дух от Фирсома, и находит заклинание «Омни-Гейт», успешно переносящее отца домой.