Медведь Банджо и птица Казуи вновь работают сообща, противостоя злой ведьме Грунтильде и ее сестрам.
Сюжет
Действие начинается после завершения Banjo-Kazooie; в прошлой игре Банджо и Казуи победили Грунтильду и убежали из ее логова после того, как спасли сестру Банджо, Тути. Грунтильда была заживо похоронена под валуном. Прошло 2 года после предполагаемого поражения Грунтильды. Банджо и Казуи играют в покер со своими друзьями, Мамбо Джамбо и Боттлесом; тем временем, на крупном экскаваторе прибывают сестры Грунтильды, Мингелла и Боббельда. Они уничтожают валун и освобождают Грунтильду, которая успела сгнить и превратиться в скелет. В качестве мести Грунтильда уничтожает дом Банджо, после чего убегает вместе с сестрами. Банджо, Казуи и Мамбо спасаются при уничтожении дома, Боттлес погибает. Трое друзей решают положить конец планам Грунтильды.
Банджо и Казуи прибывают в село Джинджо, что на острове Хагс; местный король Джингалинг объясняет, что его подданные напуганы ведьмами, и дает в качестве проводника первого Джигги. Тем временем, сестры Грунтильды вводят последнюю в пушку Big-O-Blaster, восстанавливающую плоть Грунтильды посредством высасывания жизненной энергии какой-либо цели. Сестры тестируют пушку на короле Джингалинге, в результате чего тот превращается в зомби. Грунтильда планирует зарядить пушку до степени, которая позволит взорвать весь остров. Самый верный миньон ведьмы, Клунго, должен помешать действиям Банджо и Казуи. После избиения за поражение, осуществляемого Грунтильдой, Клунго сдается и покидает ведьму.
Добравшись до крепости Грунтильды, размещенной у Котла, Банджо и Казуи сталкиваются с 3-мя сестрами в рамках игры; проигравшие будут расплющены 1000-килограммовыми весами. Мингеллу и Блоббельду удается устранить, но Грунтильда убегает. Протагонисты обращают действие пушки, возвращая Боттлеса и Джингалинга к жизни. Затем они побеждают Грунтильду, находящуюся на вершине башни, уничтожают большую часть ее тела и ломают экскаватор. Банджо и Казуи возвращаются в дом Боттлеса; игра заканчивается пинанием головы Грунтильды, клянущейся осуществить месть.
Персонажи
Банджо – бурый медведь, носящий голубой рюкзак с Казуи, ожерелье из акульих зубов и желтые шорты. Имя медведя связано с его виртуозной игрой на банджо. Родина Банджо – Спиральная гора, лучший друг – Казуи. Медведь обладает спокойным, почтительным и добродушным характером – в отличие от Казуи. Является одним из 2-х протагонистов.
Казуи – птица с красным гребешком, виртуоз игры на инструменте казу. Как правило, сидит в рюкзаке Банджо. Это саркастическая и надоедливая птица, влюбленная в приключения. Обладает рядом способов атак. Является одним из 2-х протагонистов.
Грунтильда – злая ведьма с зеленой кожей. По видимости, любит викторины, поскольку управляет викториной «Башня Трагедии». Последний босс игры.
Мамбо-Джамбо – шаман, конкурент Хамбы-Вумбы. В отличие от игры Banjo-Kazooie, в данной игре Мамбо не умеет превращать Банджо и Казуи в других существ; вместо этого он исполняет заклинания, помогающие протагонистам продвигаться вперед.
Хумба-Вумба – индейская колдунья, конкурентка Мамбо-Джамбо. Это новый для серии персонаж. Хумба умеет превращать Банджо в других существ. Для осуществления магии как Мамбо, так и Хумбе нужны маленькие существа «глоубо».
Геймплей
Подобно игре Banjo-Kazooie, Banjo-Tooie содержит 3-мерные миры, заполненные различными предметами. Среди таких предметов – золотые части ножовок («джиги»), используемые для завершения паззлов, разблокирующих новые уровни. Вместо исследования главного мира на предмет поиска незавершенных паззловых досок, как в предыдущей игре, используется единственная доска, расположенная в храме, где проживает Джиггивигги. При наличии требуемого количества джигги можно сыграть в ограниченную временем игру, после которой Джиггивигги дает доступ к тому или иному новому миру. Каждая новая игра требует большего количества джигги.
Как и в первой игре, представлены музыкальные ноты, используемые для изучения новых движений; движениям обучает сержант Джемджарс, брат Боттлеса. Мамбо-Джамбо – игровой персонаж, способный действовать в каждом мире и использовать специальные магические заклинания, помогающие протагонистам. Роль Мамбо из первой игры – превращение протагонистов в других существ – выполняет колдунья Хумба-Вумба. Миры Banjo-Tooie физически связаны между собой, посредством множества точек. Уровней в игре 9, они крупны по размерам и нелинейны по структуре.