В данном шутере игрок может управлять персонажами Джимбо или Салли, пытаясь уничтожать инопланетян. Игра отличается высоким темпом и крайней сложностью.
Сюжет
Действие происходит в далеком 2636 году, когда инопланетные захватчики, побежденные в ходе предыдущих частей Contra, решают начать полномасштабную войну против человеческого вида, проживающего на Земле. В отличие от предшествующих частей Contra (игр для NES и Game Boy), в американской версии сохранено футуристическое место действия; впрочем, личности оригинальных героев серии Contra, Билла и Ланса, заменены на их потомков, Джимбо и Салли.
Геймплей
Благодаря технологиям, предоставленным системой Super NES, графика Contra III в сравнении с первыми 2-мя частями улучшилась, ближе подойдя к уровню аркадных версий. Дизайн уровней стал комплекснее, появилось больше возможностей для взаимодействия. Например, протагонист может хвататься за столбы и крыши, взбираться на стены и лестницы, уничтожать здания, командирские танки и другие элементы окружающей среды.
Новый стиль уровней включил погони на мотоциклах, езду на ракетах и два уровня с видом сверху (режим системы SNES, носящий название Mode 7). Система оружий переработана: теперь игрок может носить 2 оружия. Из 2-х оружий можно стрелять круговым огнем, поражающим врагов со всех сторон экрана; однако, получая урон при ведении стрельбы подобным образом, игрок теряет оба оружия. Блокировка подвижности персонажа позволяет стрелять во всех 8-ми возможных направлениях. Наконец, доступное по умолчанию оружие протагониста может стрелять автоматически. Появилось несколько новых оружий: Огневое оружие, Ракеты и Самонаводящиеся ракеты. Игрок может носить бомбы, способные устранять почти всех экранных врагов.
Уровни с видом сверху
Как и предшествующие части серии, игра включает 2 уровня с видом сверху. Это Уровень 2 (Collapsed Highway) и Уровень 5 (Steep Cliffs). Управление в таких уровнях, однако, видоизменилось. Персонаж всегда обращен лицом к направлению движения; вращение персонажа осуществляется посредством кнопок L и R. Перспектива зависит от режима игры: в одиночном режиме персонаж всегда обращен лицом вперед, а область вращается вокруг него. В режиме для 2-х пользователей действует формат разделенного по горизонтали экрана; оба персонажа обращены лицом к правой стороне. Имеется и другой режим для 2-х пользователей, с одним экраном и фиксированной перспективой.
Цели таких уровней отличаются от целей стандартных уровней с боковой прокруткой. Вместо перемещения по линейному пути, ведущему к концу уровня с поджидающим боссом, сначала игрок должен уничтожить серию целей, размещенных в установленных местах. Точку появления можно выбирать в начале уровня; экранные указатели и карта помогают игроку добраться до ближайшей цели. После уничтожения всех целей игрок переходит к новой области, содержащей босса.
Жизни, повторные попытки и читы
В североамериканской и PAL-версиях нет чит-кодов, повышающих количество жизней; вместо этого есть возможность выбора количества стартовых жизней – 3, 5 или 7. Количество повторных попыток настраивается сообразно уровню сложности, который определяет и живучесть врагов. В японской версии имеется чит на 30 жизней, а количество повторных попыток бесконечно и не зависит от сложности; имеются также читы, позволяющие выбирать уровень и получать доступ к режиму звукового режима. Максимальное количество жизней ограничено 30-ю.
Сложность и концовка
Игра содержит 3 уровня сложности: Простой, Нормальный, Тяжелый. Каждое повышение сложности влияет на несколько аспектов. Например, боссы тяжелой сложности получают новые атаки, или меняют шаблоны старых атак. Кроме того, некоторые игровые ситуации, как то полет на ракетах, усложнены, поскольку ракеты летают быстрее. Наконец, некоторые объекты и слабые точки боссов, подвергающиеся повреждениям на легкой сложности, на 2-х следующих уровнях сложности становятся неуязвимыми.
В случае прохождения игры на простой или нормальной сложности первый уровень следующей сложности начинается с сохранением оружия, жизней и очков. На тяжелой сложности последний босс обладает дополнительной формой, которую нужно устранить во время побега из Инопланетного логова. После устранения дополнительной формы босса демонстрируется настоящая концовка, вслед за которой идут титры и отображается набранное количество очков.