Ascendancy – научно-фантастическая стратегия, разработанная для операционной системы MS-DOS. В 2011 году компания The Logic Factory выпустила версию этой игры для iOS. Ascendancy – это борьба за доминирование в галактике. Во введении игры сказано: «невероятно разные культуры соперничают за одни и те же миры. В гигантском перевороте один из видов захватит господство». Версия для iOS – это так называемое «Универсальное приложение», то есть подходит и для iPad, и для iPhone/iPod.
Оригинальная Ascendancy вышла в середине 1990-х. Это было золотое время космических игр 4X. Несколько обзорщиков похвалили игру за графику, увлекательность и удовольствие, которое доставляет геймплей. Оригинальная версия выиграла премию Software Publisher's Association Codie Award за «лучшую стратегию 1996 года», согласно голосованию представителей индустрии видеоигр.
Музыку к игре написал Ненад Вугринец (Nenad Vugrinec). Вводная тема и несколько других треков напоминают тему «Into the Crystal Cave» из Final Fantasy III.
Геймплей
Игрок становится лидером инопланетной расы, которая ведет человечество в исследование и колонизацию новых миров. Свою задачу игрок выполняет путем строения структур и космических кораблей, исследования технологий, усиления посредством войны или дипломатии.
Игрок начинает с одной колонией на своей планете. Он может выбирать из нескольких видов зданий, которые можно построить на поверхности планеты. Со временем, он сможет строить целые космические корабли и сможет покинуть планету. Корабли перемещаются между солнечными системами по фиксированным путям, которые именуются звездными дорогами. Космические корабли могут мирно колонизировать незанятые планеты или вторгаться на обитаемые планеты и узурпировать структуры. Кроме того, корабли могут вступать в бой с вражескими планетами и другими кораблями.
Основной дисплей Ascendancy – 3-мерная вращаемая модель галактики, на которой детально изображены солнечные системы, звездные дороги и цивилизации. Игрок может «приближать» вид для взгляда на вращаемые модели солнечных систем (включающие планеты и корабли); просматривать поверхность планеты; использовать различные экраны для управления флотом, планетами и исследованием. Данный стиль игры похож на серию Master of Orion.
Очереди в игре называются «днями».
Бои проходят в 3D-пространстве, хотя вся графика двухмерна. Когда игрок перемещает корабль, он или выбирает передвижение к какому-либо объекту (планета, другой корабль), или выбирает точку на координатах x-y, а затем выбирает точку высоты по оси z. Каждая раса в своих очередях перемещается, активирует оружие и предметы. Если игрок пытается перейти к следующему дню тогда, когда идет бой, игра предупреждает о наличии «враждебных инопланетных кораблей» в секторе; это уведомление позволяет игроку не пропустить важный бой.
Все корабли в игре строятся вручную. Вручную выполняются и почти все другие операции, от колонизации миров до расположения фабрик. Существует опция автоматического управления мирами, но искусственный интеллект справляется с ней плохо.
Планеты
На каждой планете игрок должен управлять 3 областями разработки: Исследование, Индустрия и Процветание. Очки исследования делятся между всеми колониями, и позволяют игроку изучать новые технологии, будь то продвинутые строительные структуры или компоненты космических кораблей. Индустрия в каждой колонии своя. Она определяет, как быстро планета может завершать проекты. Процветание определяет, как быстро растет население планеты, и обеспечивает рабочих для будущего строительства. Игрок начинает со способностью к строительству зданий в каждой из областей, и с течением игры получает возможность открывать больше таких способностей.
Топография планеты изображается в виде разнообразных цветных квадратов. Белые квадраты имеют общее предназначение, там можно построить любую структуру. Зеленые квадраты повышают эффективность зданий, влияющих на Процветание, красные квадраты улучшают Индустрию, синие квадраты улучшают Исследование. Черные квадраты изначально необитаемы, но их можно будет использовать позже, когда игрок исследует технологию. У планет есть 10 орбитальных квадратов, на которых можно строить верфи, планетарные защиты, космические корабли и другие структуры.
При исследовании других планет игрок иногда может находить руины древних цивилизаций. Собирая эти руины, можно получить новые технологии, существенно меняющие ход игры.
Дипломатия
На экране Дипломатии игрок может предлагать альянсы с другими расами, объявлять войну, меняться информацией по звездным дорогам, планетам и исследованиям. Игрок может запрашивать у союзников военную помощь, пытаться объявить войну враждебным фракциям. На экране Разведки видна информация по сравнительной силе известных видов.
Параметры игры
При начале новой игры игрок выбирает несколько параметров, в том числе расы, плотность звезд, политическую атмосферу и количество оппонентов.
Игра предлагает на выбор 21 расу, и у каждой расы есть специальная уникальная способность. Некоторые способности можно использовать через регулярные интервалы, например, способность Капелона обеспечивать своим колониям временную неуязвимость. Другие способности, например, быстрое путешествие по звездным дорогам у Хрономист, активны всегда. Все враждебные расы (под номерами 2-6) выбираются случайным образом и контролируются компьютером.
Плотность звезд в каждой игре определяется количество существующих солнечных систем. Чем выше плотность, тем больше планет, которые можно колонизировать. Звездная плотность влияет и на продолжительность игры (так как крупные галактики дольше завоевывать), и на скорость, с которой разные расы встречают друг друга, и на количество пространства для развития. После выбора плотности на старте игры происходит случайная генерация конкретных типов каждой солнечной системы.
Выбор Мирной, Нейтральной или Враждебной политической атмосферы определяет отношение компьютерных оппонентов к игроку, когда у него есть колония в одной системе с другими расами.
Хотя игрок выбирает несколько параметров, сочетание случайных выборов враждебных рас, топографий планет и типов звездных систем обеспечивает большое разнообразие игр.
Расы
В игре 21 раса, каждая с особой способностью, сильно влияющей на геймплей. Помимо способностей, расы разнятся по поведению: говоромы и ханшаки мирны и дружелюбны, шевары и фрутмаки агрессивны.
- Миньоны: тратят всего одного захватчика (invader), чтобы вторгнуться на планету, независимо от уровня защищенности последней.
- Сновелдома: имеют корабли с удвоенным здоровьем.
- Орфа: умеют строить черные квадраты.
- Камбучка: знают расположение родного мира каждой расы со старта игры.
- Ханшаки: со старта игры могут телепатически контактировать со всеми расами.
- Флудентри: жидкие существа. Каждые 60 дней могут чинить все корабельные повреждения.
- Балифлиды: хитрые дипломаты. Каждые 100 дней могут принуждать всех инопланетян заключать мир с игроком.
- Свомпараманы: каждые 62 дня могут производить дополнительную мощь для своих кораблей.
- Фрутмака: каждые 77 дней могут переносить все инопланетные корабли подальше от территории игрока.
- Шевар: могут каждые 90 дней высасывать всю энергию инопланетных кораблей.
- Говором: каждые 150 дней могут трансформировать свой наименее населенный мир в рай, где каждый квадрат обладает особым усовершенствованием.
- Унгума: каждые 70 дней могут отбрасывать корабли к началу звездной дороги.
- Дубтаки: каждые 63 дня могут красть все готовые исследования не менее чем у 2 рас.
- Капелоны: могут каждые 66 дней делать свои колонии неуязвимыми в течение одного дня.
- Мебес: могут каждые 72 дня устойчиво повышать максимальное население всех своих колоний на 2 единицы.
- Окулоны: со старта игры знают расположение всех звездных дорог.
- Арбрилы: каждые 92 дня могут блокировать все звездные дороги, пересекающие их территорию.
- Мармосиане: каждые 100 дней могут заставлять инопланетян ненавидеть любого, кто воюет с игроком.
- Хрономист: способны быстрее перемещаться по звездным дорогам.
- Чамачи: каждые 89 дней могут мгновенно обнаруживать любое исследование, проводимое игроком.
- Нимбулоиды: каждые 68 дней могут усиливать прогресс всех колониальных проектов.
Сюжет
У разных рас разные мотивации достижения звезд. Некоторые расы – мирные дипломаты, некоторые – любознательные исследователи, некоторые – агрессоры, желающие убить или завоевать все другие формы жизни. Тем не менее, сюжета в Ascendancy мало. Игрок волен придумывать детальный сюжет, но большая его часть ограничена одним вводным экраном для каждой расы и синопсисом, выдаваемым в конце каждой игры. Цели игры смутны: игрок просто развивается, не зная определенно, зачем это делает.
Разработка
По словам The Logic Factory, вдохновение для Ascendancy пришло от «чтения фантастических книг и просмотра некоторых выдающихся шоу, исследующих возможность человеческого контакта с инопланетными формами разумной жизни.». «Мы считаем, что есть высокая вероятность существования разумной жизни среди многих миллиардов звезд и планет только в нашем Млечном Пути. Игра Ascendancy – это наш способ принять участие в этом неизбежном приключении» – отметила компания.
Релиз для iOS
В 2010 году Logic Factory обновила свой сайт и анонсировала ремейк Ascendancy для iPhone и iPad, «полностью обновленный ремейк, оптимизированный для современной беспроводной игры». Компания заявила, что игра будет похожа на оригинал, но это будет «полная переделка» по интерфейсу, «с целью управляемости на мобильных, беспроводных, сенсорных устройствах», и также в игру войдет несколько «обновлений и модификаций оригинального искусственного интеллекта».
Версия для iOS вышла на Apple app store 5 января 2011 года. Впоследствии она была удалена.
Прием
Некоторые рецензенты высоко оценили Ascendancy, так, в 1996 году игра получила премию «Лучшая стратегическая программа» Codie Award, а Next Generation Magazine назвал игру «одним из лучших космически-стратегических симуляторов» и отметил: «разнообразие рас дает часы нескучного геймплея». В 1995 году Уильям Троттер из PC Gamer назвал Ascendancy «просто лучшей опубликованной на сегодня игрой такого типа», и дал ей награду «Выбор редактора». Троттер также был одним из авторов официального стратегического руководства к Ascendancy. Брюс Герик заявил: «графика была превосходна, а методы создания кораблей абсолютно захватывающими». Энди Бучер из PC Gamer UK сказал: «игра выглядит классно… всё выглядит гладко, чисто и качественно по дизайну… Ascendancy совмещает выверенный уровень комплексности и сложности с интуитивным интерфейсом, отличной графикой и искрами юмора». Бучер заметил, что у игры «одно из лучших руководств, которое я когда-либо видел», а «такое внимание к деталям и простоту использования встречаешь гораздо реже, чем должен был бы встречать».
Другие критики, однако, порицали Ascendancy за слабый искусственный интеллект и чрезмерный микроменеджмент (поскольку интеллект не только не обеспечивал сложных соперников, но и совершенно не справлялся с управлением планетой и кораблями игрока). В ретроспективе по истории космических игр Герик сказал: «Ascendancy имела несчастье представить один из худших искусственных интеллектов в истории компьютерных игр. Интеллект был беззуб до той степени, что игра против компьютера становилась почти бесцельной». Даже Бучер отметил: «ключевая проблема игры – в искусственном интеллекте». Существует патч под названием Antagonizer, направленный на усиление искусственного интеллекта. Версия для iOS включает этот патч наряду с некоторыми другими модификациями.
Ascendancy включила трехмерную карту галактики, которая позволила кораблям перемещаться в более реалистичной галактике по сравнению с первыми двумя играми Master of Orion (в третьей части этой серии уже появилась очень похожая карта).
В инновационном интерфейсе игры возник предшественник жестов мышью: перемещение курсора к краю экрана вызывало меню выхода.
В сравнении с играми из Master of Orion и других популярных серий, Ascendancy включала существенно меньше кораблей; редко какая-либо отдельная раса имела более 30 кораблей (количество кораблей зависело от количества подконтрольных игроку звездных систем).