Onimusha: Dawn of Dreams – четвертая главная часть серии японских самурайских экшнов Onimusha. Главным персонажем на этот раз стал Соки, основанный на реальной персоне Юки Хидеясу, второго сына Токугавы Иэясу. Одним из главных отличий игры от прошлой части стало свободное управление камерой, хотя в нескольких секциях сохранилась фиксированная камера. Как и в Onimusha 3: Demon Seige, были использованы полностью трехмерные фоны, а не пререндеренные фоны, как в первых двух частях.
В игре есть оригинальная японская озвучка, если игрок хочет слушать ее; такая возможность ранее была только в первой игре серии. Даже в японской версии есть опция текстового и голосового английского сопровождения. Также, можно менять вещи от субтитров до зеленой крови.
Геймплей
Большим изменением для серии стала возможность управлять другим персонажем во время геймплея: игрок может легко переключаться между персонажами. Другого персонажа контролирует искусственный интеллект, также этому персонажу можно отдавать определенные команды.
В игре весьма много элементов RPG: можно повышать уровень персонажа, здоровье, ману, специальные способности. Когда ты убиваешь врага, из него выпадает душа, которую можно поглотить и использовать для обновления оружия. Доступна система магазина, где игрок может покупать новые оружия и обновлять их. Можно купить аксессуары, дающие игроку определенные преимущества, в зависимости от того, что они используют, можно покупать другие предметы, типа лекарств. Ты можешь получать новые навыки и улучшать их.
Dawn of Dreams использует полностью трехмерную графику и дает возможность управлять камерой, тогда как в прошлых играх камера была статичной. Чаще всего игрок контролирует персонажа Соки, вооруженного мечом. Тот сохранил способности прежних героев Onimusha: магические навыки, способность поглощения душ побежденных врагов. Демоническая душа позволяет игроку повышать мощь оружия и защиту, восстанавливать здоровье персонажа и магические силы. На короткое время Соки может входить в режим Они, повышающий его силы.
Заработав достаточно опыта, Соки повышается, во время чего игрок может повысить любой его навык и, в результате, получить новое движение. В ходе приключения Соки встречает нескольких союзников, которые присоединяются к нему в бою. Игрок отвечает за управление их вооружением, повышения. В ходе геймплея вторым персонажем управляет искусственный интеллект, а игрок может отдавать ему приказы, используя кнопки направления движения. Вспомогательного персонажа можно контролировать напрямую, получая доступ к его уникальным навыкам. Например, Джубей может пользоваться своим малым весом для прохождения по ненадежному полу, а Тенкай может взаимодействовать с духами. Поддерживается и кооперативный режим, позволяющий второму игроку контролировать второго персонажа.
После прохождения уровня игрок отдыхает и имеет шанс вернуться на прежний уровень с определенным партнером, чтобы добыть новые предметы. Напарники Соки могут совмещать предметы, полученные Соки, для создания лекарств. В магазинах игрок может покупать оружие, которое можно обновлять, а также ценные предметы вроде лекарств и аксессуаров, дающих разнообразные бонусы.
В игре есть Темный Мир, куда можно свободно заходить после некоторой стадии игры. Если активный персонаж носит в этом мире один из секретных костюмов Street Fighter II, то будет запущена соответствующая музыкальная тема персонажа из версии Super Street Fighter II Turbo для Panasonic 3DO.
Сюжет
Действие Onimusha: Dawn of Dreams происходит через 15 лет после победы протагониста над злодеем Одой Нобунагой в конце Onimusha 3: Demon Seige. Вассал Нобунаги, Хидеёси Тойотоми, захватывает страну, объединяет ее под одним знаменем и, по сути, завершает войну, которая разрывала страну под правлением его бывшего властелина. Но мир не длится долго: природные бедствия служат предзнаменованием, среди них «Звезда предзнаменования», появляющаяся в небе. По стране распространились слухи о возвращении монструозной расы Генма. Как и прежний властелин, Хидеёси использует генма для упрочения своей власти. Его единственный незаконнорожденный сын, Юки Хидеясу, отказывается помогать ему, и выступает против него под именем Соки.
Разработка
Хотя Onimusha 3: Demon Siege позиционировали как последнюю игру в серии Onimusha, Кейдзи Инафунэ из Capcom объяснил, что это была только последняя игра в сюжетной линии Оды Нобунаги. Capcom получила много просьб разработать продолжение. Вместо создания сиквела «Onimusha 4» команда решила видоизменить франшизу и запланировала изменение геймплея. Игру анонсировали в апреле 2005 года. В презентации раскрыли вводные события игры и нового главного персонажа. Разработка заняла 2 года. Процесс создания игры резко отличался от прошлых разработок. Сначала над дизайном игры работало небольшое количество разработчиков. Потом команда расширилась за счет художников и программистов. Впоследствии команда часто объединялась для обсуждения идей по завершению дизайна игры.
Поскольку игра не являлась частью саги, в ней появились новые геймплейные элементы. В трилогии с Нобунагой игрок получал четкую цель и действовал с фиксированной камерой. Dawn of Dreams предложила свободную камеру, то есть – дала игроку свободу в исследовании территорий. Чтобы избежать проблем с камерой, функцию закрепления сделали отчетливее, а на правый аналоговый стик закрепили возможность менять вражеские цели. Команда старалась ввести поддержку 60 кадров в секунду, сохранив аналогичное прошлым играм качество графики. Для расширения исследовательских аспектов игроку дали возможность возвращаться на пройденные уровни и искать предметы. Также была цель дать игроку значительно больше возможностей, как то несколько оружий и стратегии для неконтролируемых персонажей. Сравнивая изменение серии Resident Evil в ее четвертой части, Инафунэ назвал изменения более умеренными, так как Onimusha всегда была сосредоточена на экшне, а Resident Evil развивалась от хоррора-выживания до экшна. Также он упомянул бойцовскую систему, ставшую интенсивнее, чем в прошлых играх. Разрабатывая другой экшн, Shadow of Rome, продюсер Йошинори Оно и Инафунэ поняли, что могут обновить Onimusha за счет новых элементов экшна. Так как Оно не любил некоторые головоломки прошлых игр, он решил сделать их опциональными: игрок смог получить желаемый предмет, прервав головоломку.
Тогда как прошлые игры предлагали смесь реализма и фантастики, Dawn of Dreams имела концепцию «крутости». Это повлияло на главного персонажа, которому сделали крутой внешний вид. Соки не моделировали на основе какого-либо знаменитого голливудского актера, в отличие от прежних героев. Такое решение – следствие ориентации Capcom на хардкорных игроков, в отличие от былой нацеленности на обширный рынок. Поэтому механики игры стали более комплексными. Кроме того, использование актеров создало для Capcom ограничения при подготовке проектов по франшизе, не относящихся к видеоиграм. Инафунэ ожидал, что Dawn of Dreams будет адаптирована в других медиаформах. Чтобы возвратить персонажей, которые не могли жить в сюжетной линии Dawn of Dreams, команда использовала псевдонимы. Особенно часто изначально говорили про то, что истинная идентичность Тенкая – Саманосукэ Акечи, герой прошлых игр. Оно не ответил на вопросы фанатов, ожидая, что они узнают правду при игре. Несмотря на сосредоточенность на экшне, не на сеттинге, команда не уменьшила длину сюжета; напротив, содержимое сюжетной линии сделали вдвое больше, чем в Demon Siege. Оно считал Demon Siege «весьма короткой игрой», и ждал, что новую игру можно будет пройти за 30-40 часов.
Прием
Согласно Capcom, Dawn of Dreams не оправдала ожиданий после релиза. В 2006 году она заняла 41-е место в списках продаж в Японии, с результатом 325,872 проданных копий. Вице-президент по стратегическому планированию и развитию бизнеса Capcom Кристиан Свенссон говорил, что Demon Siege и Dawn of Dreams уступают в успешности двум первым частям серии. В 2012 году GamesRadar отметил Dawn of Dreams как одну из игр, которую хочется еще увидеть в HD-версии; издание отметило, что игра не достигла популярности, поскольку в то время на рынок выходили консоли нового поколения.
Несмотря на низкую популярность, игра получила положительные отклики от критиков. На Metacritic у нее средние оценки 81% (45 обзоров) и 88% (77 оценок). Похвалы достались за новые элементы экшна, увеличившие разнообразие боя. IGN комментировал: «Ты не встретишь самых умных врагов в мире, а некоторые головоломки будут скучными; но бой фантастичен, а уровень сложности четко выверен». Идею контролируемых персонажей отмечали за возможность возвращаться на прежние уровни и раскрывать новые предметы. Хотя новый режим для двух игроков приветствовали, Cheat Code Central и GameRevolution указали на некоторые проблемы в нем.
GameSpot похвалил качество голосового озвучивания, а VideoGamer.com раскритиковал его, выразил разочарованность тем, что в европейском релизе нет оригинального японского звука, в отличие от североамериканского релиза. В нескольких откликах положительно отозвались о презентации игры – за графику и катсцены. Некоторые критики отмечали определенные проблемы перевода, повлиявшие на сценарий. Тем не менее, сюжет снискал хорошие отзывы от VideoGamer.com и Cheat Code Central, в последнем его назвали приятнее, чем в прошлых Onimusha, благодаря возникшему легкомыслию. VideoGamer, признавая, что сюжет может быть труден для понимания новичков, назвал его более интересным по мере развития игры.
В 2007 году Кейдзи Инафунэ говорил, что из-за отсутствия персонажей, основанных на реальных актеров, Dawn of Dreams не настолько развлекает. Поэтому он пришел к выводу, что в случае создания других игр в серии надо добавлять таких персонажей. На тот момент интереснее создания сиквела к Dawn of Dreams ему была разработка Mega Man Legends 3.