Abuse – прокручиваемый экшн от Crack Dot Com, вышедший на IBM PC, Linux и Mac; версия для Mac является портированной и сделана компанией Bungie, она отличается несколькими улучшениями (преимущественно графического рода). Сначала игра вышла как shareware, потом ее завершили и официально издали через Electronic Arts. Большая часть игровой логики написана на диалекте языка программирования Lisp.
Abuse уже более 15 лет является всеобщим достоянием, хотя игровые файлы не выходили за пределами оригинального условно-бесплатного контента. В большинстве разработок по выпущенному исходному коду используются графические изменения и сетевые улучшения, предназначенные для современных компьютеров (оригинальная игра вышла для системы MS-DOS, предшественника Windows).
Игрок контролирует Ника Вренну, ошибочно посаженного в тюрьму, персонал которой проводит над заключенными нелепо неэтичные эксперименты. «Злоупотребление» (Abuse) – название эффектов одного особо отвратительного эксперимента, пошедшего в неверном направлении. Ник – один из немногих избежавших агрессивной мутации. Нику необходимо уничтожить каждый живой источник мутации и сбежать из тюрьмы. Ходили слухи, что в первоначальной истории были инопланетяне, но по ходу разработки их убрали по непонятным причинам; эти слухи имеют некоторые основания, так как многие мутанты более похожи на инопланетян, чем на людей. Тем не менее, сюжет в игре занимает второстепенное место. Хотя внешне игра похожа на экшн-платформеры типа Contra, по геймплею она ближе к FPS, так как передвижение осуществляется клавишами клавиатуры, а для стрельбы и прицеливания используется мышь. Уровни сделаны с учетом данной специфики: враги надвигаются со всех направлений, и довольно часто бывают ситуации, когда игрок сталкивается с массой надвигающихся врагов и может выжить, лишь отстреливаясь и убегая в противоположном направлении.
В оружиях прослеживается небольшое влияние FPS, используется примитивная физика. Стартовое оружие, лазерный пистолет, имеет неограниченный запас патронов. Остальные оружия добываются в виде усилений, как в Contra, но игрок может свободно переключаться между оружием, используя цифровые клавиши. Наиболее эффектное оружие – взрывное. Гранатомет стреляет по дуге, поэтому попадать во врагов не совсем просто. Ракетница, получаемая после гранатомета, работает более прямолинейно.
На уровнях часто встречаются переключатели, лифты и телепорты, а также, в традициях старых игр, есть много скрытых проходов (обычно они обозначены трещинами на стенах). После выстрела по трещине открывается секрет – от боеприпасов к тому или иному оружию до телепортов, позволяющих пропускать часть уровня. Настенные панели в виде переключателей сохраняют игру. Также, переключатели являются средством решения простых головоломок. В защите от врагов помогают «аптечки» и щиты, попадающиеся наряду с боеприпасами.
Для улучшения производительности игра имеет ограниченную «активную зону»: на уровне кода активными являются только объекты в определенном видимом радиусе. Поэтому свободно блуждающие враги и постоянно работающие механические устройства, находящиеся за пределами данного радиуса, не могут атаковать игрока. Не могут выйти за радиус и снаряды из оружия с «бесконечной дальнобойностью».
Игра поддерживает сетевую игру по IPX/SPX. В первоначальной версии была поддержка TCP/IP, но в розничную версию она не вошла.
Разработка и другое
В Abuse первоначально была очень отличная от конечной история. Изначально происходило вторжение инопланетных «муравьев», а игрок был специальным агентом, отправляющимся в «улей» для скрытного уничтожения инопланетян путем отключения охлаждающей системы. Ссылка на эту историю есть в скрытой секции возле конца 14-го уровня: большая область с бордовой плиткой.
29 февраля 1996 года игра вышла в незаконченной условно-бесплатной (shareware) версии через Electronic Arts в Америке и Origin Systems в Европе. Оливер Ю из Crack dot Com портировал игру на Mac OS и выпустил через Bungie Studios 5 марта 1997 года. Портированная версия была существенно переработана, графика стала выглядеть лучше в разрешении 640х480.
Примерно через 2 года после релиза игры Crack dot Com решила выпустить ее исходный код. Кроме того, игровые данные условно-бесплатного релиза, за исключением звуковых эффектов, также стали общедоступны.
На основе исходного кода игровое сообщество занялось технической работой, в частности, сделало игру рабочей по сетевым протоколам TCP/IP. В 2001 году Abuse адаптировали к мультимедийной библиотеке SDL с другими техническими улучшениями вроде повышения глубины цвета (оригинал был ограничен 8-битной глубиной, то есть мог отображать не более 256 цветов).
SDL-версия сделала простым портирование на современные платформы: Microsoft Windows, Linux/X11, OS X. За несколько лет игра неофициально стала доступной и на таких платформах, как BeOS и Nintendo Wii. Также, под названием Abuse Classic игра вышла на iPhone/iPod Touch. До 2011 года игру поддерживал на своем сайте Сэм Хосевар. В 2014 году игру портировали в SDL2 и перенесли на хранилище GitHub.
В 2016 году, на 20-летие игры, разработчик из сообщества выпустил «юбилейный порт» на основе предыдущих работ. В его версии появились пользовательские разрешения, рендеринг OpenGL, поддержка контроллера Xbox 360, исправленная музыка.
Критик из Next Generation, рассматривая оригинальную версию для DOS, заявил: «в игре есть всё, что нужно аркадной классике: интуитивное управление, многообразие оружия, существ, устройств и ловушек… куча секретов». Он похвалил включение понятного редактора уровней, назвал сильнейшей частью игры глубину головоломок, но раскритиковал слабость сюжета. Оценка от Next Generation – 4/5. Также игру рассматривали в 144 номере Computer Gaming World от 1996 года.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.