Японский платформер Super Ghouls 'n Ghosts был впервые выпущен в 1991 году на консоли Super Nintendo Entertainment System (SNES). Он является третьей частью серии Ghosts 'n Goblins. Как и предыдущие части, игра знаменита высокой сложностью. Прежний герой, рыцарь Сэр Артур, спасает принцессу Гвиневру из лап могущественного демонического короля Сардиуса.
Геймплей
Игра похожа на прокручиваемые экшны типа Contra, но отличается большим акцентом на платформинг. Артур начинает игру с заурядной броней, которую можно трижды обновить. Первое обновление – бронзовая броня, улучшающая огневую мощь Артура. Второе обновление – золотая броня, способная заблокировать один летящий предмет, прежде чем сломаться, а также позволяющая проводить специальные магические атаки. Последнее обновление – улучшенный щит, способный заблокировать 3 предмета и ускоряющий зарядку огневой мощи Артура. Независимо от степени обновления, броня падает с Артура после любого соприкосновения с врагом; без брони Артуру грозит смерть с одного попадания. Щит блокирует летающие предметы только в том случае, если Артур неподвижен.
Как в Ghouls n' Ghosts, Артур может найти скрытые сундуки с оружиями, обновлениями брони, бонусными очками, а иногда и нежеланными штуками вроде медвежьих ловушек и злых магов со способностью трансформации Артура. Чтобы найти сундук, нужно пройти по определенной области экрана, только тогда он появится.
Одна из важных фишек, новведений игры – «Двойной прыжок»: Артур подпрыгивает, а затем из воздуха совершает второй прыжок. Движением Артура в воздухе игрок не управляет, за исключением того, что во втором прыжке можно изменить направление. По традиции серии, чтобы пройти всю игру, нужно пройти ее дважды. Во второй раз игрок проходит ее со специальным оружием – Браслетом богини. Только со специальным оружием он может выйти на бой с Сардиусом (огромным демоном в золотой броне) и увидеть истинную концовку.
Оружие и магия
Артур начинает с простым метательным копьем. В течение игры можно использовать несколько других оружий, и каждое из них обладает уникальными свойствами. Первое обновление брони повышает урон оружия, второе обновление повышает область его действия. У каждого оружия есть специальная магия.
- Копье: метается по прямой линии. Обновление до Горящего копья дает дополнительный урон. Громовая магия – выстрел с верхней границы по вертикали вниз, к текущему положению Артура; достигнув Артура, выстрел разделяется влево и вправо.
- Кинжал: метается по прямой линии. Слабее, чем копье, но скорострельнее. Обновление до Магического кинжала повышает урон и создает позади причиняющий урон след. Магия Огненного дракона создает горящего дракона, движущегося по кругу против часовой стрелки.
- Топор: метается по кривой траектории вперед. Летит медленно. Обновление до Тяжелого топора создает небольшое движение вверх до движения вперед, по волновой траектории; обновление дает прирост урона. Молниевая магия оружия – выстрел энергетическими лучами в 8 направлениях.
- Арбалет: стреляет парой стрел по диагонали вверх. Обновление до Магического арбалета создает 3 самонаводящиеся стрелы. Магия поиска раскрывает все находящиеся поблизости скрытые сундуки.
- Факел: метается поштучно по короткой дуге вперед. Когда падает на землю, создает линию вдоль ее поверхности, на которой причиняется урон. Обновление до Магического факела повышает размер и урон огней. Фаербольная магия создает 3 магических сферы, кружащих около Артура с эффектом урона.
- Коса: метается прямо вверх, есть возможность броска по диагонали вниз. Обновление до Магической косы увеличивает урон. Магия Торнадо создает с правой и левой сторон Артура по кружащему торнадо.
- Тройной клинок: метается по L-образной траектории, в конечном счете возвращается к положению Артура. Обновление до сюрикэна дает дополнительный урон. Ядерная магия создает энергетическую сферу, поднимающуюся от положения Артура, затем разделяющуюся на 2 горизонтальных заряда, летящих влево и вправо.
- Браслет богини: доступен только при втором прохождении. Стреляет большим энергетическим зарядом вперед, на небольшое расстояние. Обновлению или зарядке не поддается.
Золотая броня оснащается Лунным щитом, способным отразить один метательный предмет врага. Имея Лунный щит, Артур может найти Солнечный щит, выдерживающий 3 метательных предмета. Эти два щита снижают время, необходимое для исполнения специальной заряженной атаки, причем Солнечный щит обеспечивает самую быструю зарядку.
Уровни
Игра состоит из 7 полных уровней, каждый уровень разделен на 2 области. При достижении второй области создается контрольная точка, на которой сохраняется прогресс Артура. Последний уровень невелик: это всего одна комната с финальным боссом Сардиусом.
- Уровень 1: Мертвое место. Приключения Артура начинаются на Призрачном Кладбище. Здесь есть зомби и внезапные землетрясения, смещающие почву неожиданным образом. Этот уровень во многом вдохновлен первым уровнем игры Ghosts 'N Goblins, оттуда заимствована и заново аранжирована музыка. После кладбища находится прибрежная область с гигантскими волнами. Артур пробирается по редким клочкам суши к заросшему Лесу Страха с взрывающимися бутонами растений и катящимися ловушками. В конце уровня ждет босс Василиск.
- Уровень 2: Гниющее море. Артур идет к морю и входит в Кладбище Кораблей – флот потопленных суден, патрулируемый призраками. Проходя стремительно разрушающиеся структуры, он попадает в Море Отчаяния с бурными водами, зазубренными кораллами и водными демонами, старающимися потопить Артура и его крошечный плот. В конце уровня происходит морской бой с гигантской морской уточкой.
- Уровень 3: Алый ужас. Огненное Горнило – заполненный лавой завод, который охраняют страшные огнедышащие враги. Спускаясь по шлаковым ямам, мимо расплавленного озера, Артур доходит до Башни Расплавленной Стали. Там впервые появляется его давний враг Фаербренд. После головокружительных башен находится довольно простой босс Смертельная Гусеница, атакующий градом камней.
- Уровень 4. Желудок вампира. Каким-то образом Артур попадает внутрь огромного живого существа. Первая часть уровня использует возможности SNES по вращению спрайтов: несколько раз вращается весь экран, в процессе вращения открываются новые пути. Вторая часть уровня, Кишечник, состоит из несколько подвижных качающихся платформ, дрейфующих через прерывистые токсические газы. Выход с уровня охраняет трехглавая Гидра.
- Уровень 5. Сильный холод. В Ледяном Лесу воют мощные ветры, сучковатую массу замороженных лоз патрулируют дышащие морозом монстры. Артур находит пещеру, ведущую сквозь гигантскую Ледяную стену, окружающую область владений Сардиуса. Здесь опасно, внезапные лавины и стаи свирепых волков замедляют прохождение. После долгого восхождения вверх Артур сражается с ледяным существом Фреоном, а потом входит в замок.
- Уровень 6. Замок Императора. Тройка Фаербрендов приветствует Артура у входа Замка. Игрок должен быстро победить всех их, потом сразиться с Астаротом (финальным боссом первой игры Ghosts N' Goblins).
- Уровень 7: Коридор вампиров. На уровне находятся головы василисков, крошечные черти и вампиры. В конце вновь появляется Астарот. После повторного поражения Астарот превращается в усиленного Небирота.
- Финальный уровень: Тронная комната. Бой с Сардиусом происходит в большой комнате. Демонический король возвышается над Артуром подобно колоссу. Игрок должен ездить на летающей платформе, уклоняться от лазеров Сардиуса и поражать слабую точку на голове босса.
Региональные отличия
В оригинальной японской версии были кресты, в западной версии их заменили анхи. Финального босса в оригинале зовут Самаэль, а не Сардиус. В PAL-версии нет некоторых врагов, например, третьего свирепого черепа на 1-м уровне. Это слабо влияет на сложность игры, поэтому причина устранения врагов остается загадочной.
Порты
Прямой порт оригинальной версии игры вместе с аркадными версиями Ghosts 'n Goblins и Ghouls 'n Ghosts входит в компиляцию Capcom Generation: Chronicles of Arthur для PlayStation, также выходившую в Японии для Sega Saturn под названием Capcom Generation 2. Версия с PS1, в свою очередь, вошла в коллекции Capcom Classics Collection для PlayStation 2 и Xbox и Capcom Classics Collection: Reloaded для PlayStation Portable. В ней нет замедлений, от которых страдала оригинальная версия игры.
В версии для консоли Game Boy Advance, вышедшей под старым названием «Super Ghouls 'n Ghosts» в Европе и Америке, есть «Аранжированный режим» с возможностью выбирать переделанные по мотивам двух предыдущих игр серии уровни и боссов. В данной версии сохранились замедления, характерные для оригинала.
На Virtual Console порт оригинальной версии вышел 5 марта 2007 года для Wii, 16 мая 2013 года для Wii U. 19 февраля 2015 года версия с Game Boy Advance вышла для Wii U в регионах PAL.
Коммерческий успех
В мире было продано около 1 миллиона копий оригинальной версии игры, что является одним из лучших результатов в истории Capcom.