Gradius V – японская стрелялка, которую во многом разработала компания Treasure, ранее получившая известность по играм Radiant Silvergun (1998) и Ikaruga (2001). 15 апреля 2015 года Gradius V вышла на PlayStation Network в Японии, и в том же месяце вышла в Америке и Европе. Действие игры, преимущественно, происходит в открытом космосе. Игрок управляет космическим кораблем Vic Viper и сражается на территории злой империи Бактериан. Игра была отмечена положительными обзорами. Критикам понравился дизайн уровней, графический дизайн и возрождение «классики», а не понравился – высокий уровень сложности.
Механики
Игра представляет собой 2D-шутер, где корабль Vic Viper борется с подвижными и неподвижными вооруженными врагами. Некоторые уровни – это открытый космос, некоторые – закрытые локации. На уровнях происходит чередование горизонтальной и вертикальной прокрутки. Если игрок контактирует с чем-либо на экране, то его корабль взрывается, и игрок теряет жизнь. Размеры корабля были уменьшены, поэтому стало проще проходить тесные области. В Gradius V впервые в серии была введена возможность продолжать игру с места смерти (в настройках, впрочем, можно выбрать рестарт с последней контрольной точки). В случае потери всех жизней игрок может выбрать рестарт с места смерти. За определенное количество очков игрок получает дополнительную жизнь, а за определенное время, проведенное в игре – дополнительное «продолжение».
В Gradius V можно играть в одиночку или вдвоем. После старта игры двое переходят к экрану «Select Weapon Array», где можно выбрать типы усилений, которые будут доступны по ходу игры. Существует функция «Weapon Edit», доступная при выполнении определенных условий. В этом режиме можно настраивать Vic Viper при помощи различных комбинаций оружия из экрана «Select Weapon Array»: это и оружие из предшествующих игр, и новое оружие. Игрок может начать игру сначала или с любого пройденного уровня. Режим «Score Attack» предусматривает прохождение игры сначала при определенных условиях. В конце этого режима игрок получает пароль, который позволяет загрузить свой очковой результат в интернет. Наконец, у игрока есть возможность просматривать лучшие локальные результаты, сохранять или загружать игровые данные посредством карты памяти PS2, выбирать настройки вроде стерео/моно звука, сложности, количества жизней, количества очков, необходимого для получения дополнительных жизней, рестарта с контрольной точки или места смерти, конфигурации кнопок.
В течение игры, после уничтожения определенных врагов или вражеских формаций, можно накапливать различные капсулы с усилениями. При сборе капсул перемещается желтый курсор в шкале усилений, что внизу экрана. Нажатие кнопки «Power-Up» дает игроку усиление, которое было подсвечено на шкале. Типы усилений, которые можно получить в игре, выбираются в меню «Select Weapon Array» и «Weapon Edit» до начала игры. Курсор ходит между следующими усилениями (по порядку расположения): «Ускорение», «Ракета», «Удвоение», «Лазер», «Умножение» и «Щит». «Ускорение» повышает скорость корабля. «Ракета» дает ракеты типа воздух-земля, предназначенные для поражения наземных целей. «Удвоение» дает дополнительное оружие, которое стреляет в другом направлении, нежели основное. «Лазер» позволяет пробивать врагов навылет лазером. «Силовое поле» позволяет вынести 3 дополнительных выстрела. «Умножение» создает клонов игрока (также именуемых «опциями»), которые подражают его передвижениям и стрельбе.
Новая особенность Gradius V – контроль над «Умножением» посредством нажатия кнопки. Кнопкой можно заморозить клонов, заставить их вращаться вокруг своего корабля, определять направление их огня, назначать им позиции выше и ниже своего корабля. Данная особенность возникла на основе похожей системы из игры Gradius NEO, вышедшей несколькими месяцами ранее на мобильных телефонах.
Разработка
Официальный анонс Gradius V состоялся 16 января 2003 года, в результате совместной работы Konami Computer Entertainment Tokyo (ныне не существующей компании) и Treasure (студии, составленной из бывших сотрудников Konami). Gradius V – первый совместный проект Treasure после 1992 года, когда сотрудники компании ушли из Konami. Во французском документальном фильме Japon: Histoire Du Shooting Game (2006), сделанном каналом GameOne, старший продюсер Осаму Касаи объяснил, что в связи с ограниченными ресурсами внутри Konami ыразработку произвела сторонняя компания. Treasure стала лучшим вариантом для сотрудничества благодаря своему опыту в создании современных стрелялок (shoot'em up) и сходного с Konami подхода к разработке.
В рекламном DVD Gradius Breakdown продюсер игры Ясуси Такано выразил ощущение, что традиционная формула Gradius находится в застое, и серии, чтобы оставаться актуальной, необходимо новое направление. Также он признался, что некоторые их ранние работы были не столь впечатляющими, как стали впоследствии. Игра прошла несколько ревизий, позже откладывалась, часто демонстрировалась на выставках вроде Electronic Entertainment Expo и Tokyo Game Show. Существовали планы по созданию версии для аркадных систем, но из-за нехватки времени от них отказались.
9 апреля 2004 года Konami сообщила, что DVD под названием OPTIONS будет предложен в Японии по предварительному заказу. На диск включили интервью с разработчиками, галереи изображений и несколько видео про процесс разработки игровых уровней. Продолжая стимулировать потенциальных покупателей, Konami сообщила про книгу «The History of Vic Viper», посвященную различным деталям про главный корабль серии, Vic Viper. Дополнительный DVD с расширенным контентом, Gradius V Official DVD The Perfect, был выпущен как в связке с игрой, так и отдельно (на онлайновом магазине Konamistyle).
В Америке Konami собирала лучшие очковые результаты по игре, и победителям вручала режиссерскую версию DVD Gradius Breakdown, включающую дополнительные изображения и видео с поздними уровнями.
Аудио
Музыку к игре написал композитор Хитоси Сакимото (компания Basiscape), ранее писавший саундтреки к тактической ролевой игре Final Fantasy Tactics, стрелялке Radiant Silvergun и экшн-ролевому гибриду Vagrant Story. В интервью Сакимото отметил, что «для меня работа над такой игрой большая честь, но и большой стресс». Сакимото отметил, что клиенты хотели музыку в стиле предыдущих игр, поэтому саундтрек включает ремиксы на старую музыку из игр Gradius, наряду с новыми треками. При обработке саундтрека были использованы синтезированные оркестровые инструменты. Саундтрек вышел на CD, под названием Gradius V Soundtracks, 18 августа 2004 года через Konami Media Entertainment.
Прием
В целом, Gradius V получила высокие оценки: на Metacritic для PS2-версии средний балл критиков составляет 82% (46 оценок), средний балл пользователей – 85% (10 оценок). Положительно на оценки повлияли замысловатый дизайн уровней, превосходная графика, «олдскульный» подход к жанру shoot 'em up. Слабыми сторонами игры большинство посчитало высокую сложность и злоупотребление шаблонами жанра.