Final Fantasy Adventure в Америке, или Seiken Densetsu: Final Fantasy Gaiden в Японии, или Mystic Quest в более позднем европейском релизе – игра для мобильной игровой системы Game Boy, первая часть серии Mana и ответвление серии Final Fantasy. В 2003 году обновленный вариант игры вышел на карманной системе Game Boy Advance, под названием Sword of Mana.
Final Fantasy Adventure похожа на игру Legend of Zelda. Герой, которого в японской версии зовут Сумо, должен остановить Темного Лорда и волшебника Джулиуса, которые хотят получить бессмертие, прикоснувшись к Дереву Маны. В игре появляются несколько тем и персонажей Final Fantasy, в частности существа чокобо (в других частях Mana их уже нет).
Геймплей
Используется вид сверху и «активная боевая система», как в Legend of Zelda. Герой атакует посредством разных холодных оружий. В углу экрана находится шкала, которую можно заполнить, проводя время вне боя. Эта шкала позволяет провести сильную атаку. Вспомогательным средством служат 8 заклинаний, которые может изучить герой. Иногда герою помогает неигровой персонаж. В подземельях есть много головоломок, которые необходимо решать. Поскольку игра ролевая, герой может повышаться в четырех компонентах: Мудрость (+ к мане), Выносливость (+ к здоровью), Сила (+ к урону) и Воля (ускоренное восстановление шкалы). Сохраняться можно в любой момент.
Неигровые компаньоны
Время от времени герою помогают NPC. Герой может «просить» (Ask) их выполнить уникальное действие.
- Герл: героиня, пытающаяся спасти себя. Последний потомок семьи Мана. Команда Ask – восстановление здоровья.
- Мэн (Джулиус): персонаж из Болотной пещеры, главный антагонист игры. Атакует магическим фаерболом. Команда – обучение владению мотыгой.
- Аманда: бывшая участница гладиаторских боев. Помогает герою в пещере Медузы. Атака – кинжал, команда – исцеление от окаменения.
- Лестер: музыкант, брат Аманды. Помогает устранить Давиаса. Атака – стрелы, команда – смена фоновой музыки.
- Ваттс: гном-кузнец из Серебряной пещеры. Атака – топор, команда – покупка и продажа предметов.
- Богард: бывший Рыцарь Гемма. Атака – меч, команда – обучение максимальным атакам.
- Чокобо: существа, которых может разводить герой. Доктор Бовоу обновляет чокобо до Чокобота. Команда – оседлание чокобо.
- Марси: житель построенной доктором Бовоу башни Дайм. Атака – лазерный луч, команда – восстановление магических очков.
Сюжет
Герой, имя которого выбирает игрок, – пленник Темного Лорда. Однажды друг сообщает Герою о целях Темного Лорда и просит найти рыцаря по имени Богард. Герой совершает побег и узнает, что Лорд хочет найти способ попасть в Святилище Маны, чтобы взять под контроль Дерево Маны – энергетический ресурс, поддерживающий жизнь. Затем Герой дружится с Героиней (ее имя также выбирает игрок), которая ищет Богарда. Вдвоем они находят Богарда, который советует найти человека по имени Кибба. В дальнейших приключениях Героиню похищают, но Герой спасает ее с помощью таинственного незнакомца. Встретив Киббу, игрок получает сообщение от матери Героини, которая оказывается потомком хранителей Дерева. Ключом к святилищу служит ее кулон. Упомянутый таинственный незнакомец, прослушав это сообщение, называет себя Джулиусом, советником Лорда, и похищает Героиню. Герой вновь пытается спасти похищенную, однако терпит неудачу; за момент до того, как Герой падает с воздушного корабля Джулиуса, Героиня передает ему кулон.
Герой сходится с Амандой, бежавшей из тюрьмы. Та крадет кулон, чтобы добыть свободу для своего брата Лестера. Мер Джадда, Давиас, принимает кулон, но превращает Лестера в попугая. Чтобы рассеять заклинание, Герой и Аманда должны получить слезу Медузы, матери Дависа, что успешно и делают. Они убивают Медузу, но ее атака превращает в Медузу Аманду. Герой нехотя убивает Аманду и снимает с Лестера заклинание. Лестер хочет отомстить за смерть Аманды Давиасу, который, между тем, передал кулон Лорду. Герой находит и побеждает Лорда, однако возникают сложности: Героиня, чей ум попал под управление Джулиуса, открыла проход к Дереву. Джулиус объявляет себя последним выжившим из империи Вандол – империи, в прошлом боровшейся за контроль над Деревом. Затем Джулиус ловко побеждает Героя.
Понимая, что он бессилен перед Джулиусом, Герой узнает у Киббы о мощном мече Экскалибуре. Кибба помогает ему найти Экскалибур, но, увы, это просто ржавый меч. Кибба, однако, объясняет, что Экскалибур раскрывает свою истинную силу лишь достойным. Затем, чтобы попасть в Святилище, Герой направляется в башню Дайм, где встречает робота Марси. Когда он достигает вершины, башня начинает рушиться, и Марси жертвует собой, бросая Героя в безопасное место. Пройдя испытания меча, Герой находит Джулиуса и вступает с ним в бой. Победить злодея удается лишь ценой жизни Дерева. Мать Героини говорит, что Деревом является она. Прежде, чем умереть, мать просит Героиню занять ее место. Героиня соглашается, прощается с Героем и становится новым Деревом Маны.
Разработка
В 1989 году компания Square зарегистрировала название «Seiken Desetsu: The Emergence of Excalibur» для приключенческой игры на пяти дискетах, которую должен был разработать Казухико Аоки под Famicom. Игра не увидела свет в связи с грозящим Square банкротством.
В 1991 году Square официально приступила к разработке Final Fantasy Adventure, тогда под кодовым названием «Gemma Knights». Использовав старую торговую марку, под названием Seiken Densetsu: Final Fantasy Gaiden компания выпустила игру в Японии. Основным автором сценария игры был Есинори Китасе (ведущий разработчик Chrono Trigger и нескольких игр Final Fantasy). Ключевое участие в разработке Final Fantasy Adventure принял Коити Исии, создавший всех персонажей.
В 1998 году, наряду с серией Final Fantasy Legend, компания Sunsoft выпустила игру на мобильной игровой платформе Gameboy Color. Переделанная версия игры, Sword of Mana, вышла в 2003 году на следующем поколении мобильных игровых систем, Game Boy Advance. Также, в 2006 году в Японии вышла достаточно точная копия оригинальной Final Fantasy Adventure для мобильных телефонов.
Серия Mana, начатая нашей игрой, является результатом желания Коити Исии создать вымышленный мир. Исии считает, что Mana – это, собственно, не серия игр, а иллюстрированный мир, который можно исследовать путем игры. При разработке Исии вдохновлялся абстрактными картинками, фильмами и фантастическими книгами, увлекавшими его в детстве. Исии позаботился о том, чтобы избегать шаблонов, соответственно его источники вдохновения весьма пространны. Тем не менее, он признает влияние «Муми-троллей» Туве Янссон, «Приключений Алисы в стране чудес» Льюиса Кэрролла и «Властелина колец» Джона Толкина.
Оценки
После релиза игра заслужила очень положительные отзывы. В GameDaily ее наряду с играми Final Fantasy назвали ключевой игрой для Game Boy, и отметили многочасовой восхитительный ролевой геймплей. Эти чувства разделили в журнале Pocket Games, который поставил игру на 8-е место в топ-50 игр для Game Boy. Kotaku назвал Final Fantasy Adventure «действительно классной экшн-RPG». 1UP.com отметил амбициозность игры, эволюцию в жанре экшн-приключенческих игр с видом сверху и несколько уникальных геймплейных фишек. Согласно GamesRadar, игра занимает 13-е место среди всех релизов для Game Boy; издание отмечает интересную систему левелинга и большое количество предметов. В Game Informer, наряду с тем же комплиментом левелингу, отметили простоватость игры в сравнении со следующими частями Mana.