Advance Wars – часть серии Nintendo Wars и первая часть подсерии Advance Wars. Подобно предыдущим играм серии, Advance Wars должна была выйти только в Японии, поскольку в Nintendo не видели всемирной заинтересованности в пошаговых играх. Однако, затем разработчики сделали игру понятнее, добавив глубокий учебный режим и, таким образом, лишив игрока необходимости в чтении мануала. Дизайнер Кентаро Нисимура замечал, что благодаря успеху Advance Wars вкусы западного мира испытали влияние подхода Nintendo. Сюжет игры завязан на попытках армии Оранжевой Звезды бороться с армиями других стран после того, как командира армии Оранжевой Звезды Энди обвинили в беспричинном нападении на войска чужих стран.
Геймплей
Цель игры – победить вражескую армию. К цели ведут два способа: уничтожение всех юнитов врага или захват его штаб-квартир. На некоторых картах есть дополнительные цели, как то, захват определенного количества городов. Доступны такие режимы: Полевая тренировка (Field Training), учебный режим; Кампания, сюжетный режим; Военная комната (War Room), коллекция карт, на которых можно постараться набрать рекорд по очкам. Также есть мультиплеерные режимы и опция создания карты. В Кампании и Военной комнате можно повышать ранг игрока. Этот ранг находится в пределах от «100» (низший) до «1». Также эти режимы позволяют зарабатывать монеты для магазина «Боевые карты» (Battle Maps), в котором продаются карты и командиры. После выигрыша боя на карте игрок получает оценку. Оценка зависит от скорости, мощи и техники. Скорость определяется количеством дней, затраченных на победу, мощь – количеством побежденных юнитов, техника – количеством выживших юнитов.
Боевая система
Бои пошаговы, в них участвуют 2-4 армии, возглавляемые командирами. Действие проходит на картах, разделенных на клетки условной сеткой. Основные задачи командира – создание и направление юнитов. Каждый юнит имеет ограничения по типам юнитов, которых он может атаковать. Способность юнита атаковать те или иные цели определяется его вторичным и основным оружиями. Так, юнит Мек (Mech) оснащен базукой, из которой можно стрелять только по наземному транспорту, однако для этих целей лучше подходит его дополнительное оружие, пулемет, из которого можно стрелять по другим мекам, по пехоте и вертолетам.
Количество урона, причиняемого врагу в бою, пропорционально количеству здоровья атакующего. У большинства оружия количество боеприпасов ограничено. Когда боеприпасы основного оружия завершаются, юниты переключаются на вторичное оружие, если таковое имеется.
Местность
Местность влияет на передвижение юнитов, обзор и защиту. Виды местности бывают такие: дороги, равнины, леса, базы, штаб-квартиры, порты, города, аэропорты, моря, рифы, отмели, реки и горы. На обзор и передвижение наземных юнитов также влияют погодные условия. Можно включить «туман войны», при котором обзорность зависит от линий обзора конкретных юнитов, которые бывают разной длины.
Юниты
В игре 18 типов военных юнитов. У каждого юнита имеются определенные значения силы атаки, дальности обзора (при включенном тумане войны), дальности передвижения и топлива. У некоторых юнитов есть два оружия, применимые против разных типов врагов. Юниты поделены на группы: пехота, наземный транспорт, корабли и авиация.
Мультиплеер
Представлено 2 формы мультиплеера: Противостояние (Versus) и Связь (Link). В «Противостоянии» игроки по очереди используют одну и ту же систему GBA. В «Связи» используется по системе на каждого игрока. В остальном эти режимы одинаковы.
Командиры и нации
Каждый командир, кроме Энди, предоставляет юнитов с особыми преимуществами и недостатками (повышенная мощь выстрела, сокращенная дальнобойность и т.п.). У командиров есть шкала силы (Power Meter), которая заполняется в двух случаях: когда игрок побеждает вражеских юнитов и когда завершается жестокая атака. Полная шкала позволяет применить Силу командира – временное положительное воздействие на своих юнитов или отрицательное на чужих. Так, Нелл дает бонус к «критическому удару», а Олаф вызывает снегопад, неприятный для врага.
Список командиров и их наций:
- Оранжевая Звезда: Энди, Макс, Сами, Нелл
- Зеленая Земля: Игл, Дрейк
- Синяя Луна: Олаф, Грит
- Желтая Комета: Канбей, Соня
- Черная Дыра: Штурм, Энди (клон)
Сюжет
История начинается в режиме «Полевой тренировки». Нация Оранжевой Звезды воюет с нацией Синей Луны. Олаф, командир армии Синей Луны, внезапно приказывает вторгнуться в Оранжевую Звезду. Далее сюжет продолжается в кампании. Нелл, фактический лидер командиров Оранжевой Звезды, дает игроку должность тактического советника армии Оранжевой Звезды.
В течение игры необходимо вести войну за все четыре страны. Изначально доступен только командир Энди, затем появляется доступ к другим командирам Оранжевой Звезды, Максу и Сами. У каждого командира есть свои преимущества и недостатки. Нередко в миссиях возникает выбор из двух или трех вариантов развития. После выполнения такой миссии сюжетные пути могут расходиться разными способами, в зависимости от того, какого командира игрок выбрал перед миссией. Однако, со временем сюжет приходит к одному и тому же главному руслу.
Выиграв битву с Зеленой Землей, Энди встречается с непонятным обвинением со стороны Игла, командира Зеленой Земли. Обвинение следующее: Энди якобы организовал преступный акт агрессии против Зеленой Земли. Победив войска Синей Луны, напавшие на страну Оранжевой Звезды, «оранжевая» армия переходит в контрнаступление и берет верх над войсками Синей Луны. Выясняется, что командиры Синей Луны, Олаф и Грит, когда-то работали на Оранжевую Звезду, но перешли в армию Синей Луны. Когда Оранжевая армия пытается просто пройти через территории Зеленой Земли и Желтой Кометы, некоторые командиры, в частности, Канбей из Желтой Кометы, усматривают угрозу вторжения и объявляют войну Оранжевой Звезде.
Позже «зеленый» командир Дрейк сообщает Иглу, что Оранжевая армия не нападала на Зеленую Землю, а весь конфликт с самого начала был подстроен. Тем временем, «желтый» командир Соня и «синий» командир Грит пытаются найти того, кто организовал нападения. При новой встрече Игл, несмотря на разговор с Дрейком, снова обвиняет Энди в нападении на Зеленую Землю. На этом этапе становится окончательно ясно, что три нации объявили Оранжевой Звезде войну потому, что считали Энди организатором нападений.
Соня говорит Иглу, что атаки организовал не Энди, и предлагает ознакомиться с ее данными. Открывается, что настоящим врагом является загадочная Черная Святая армия во главе с командиром Штурмом. С помощью клонированного двойника Энди Штурм подстроил войну четырех наций, чтобы ослабить их, а затем завоевать. Узнав правду, четыре нации – Оранжевая Звезда, Зеленая Земля, Синяя Луна и Желтая Комета – объединяются в борьбе с Черной Дырой. На этой стадии игровой командир выбирается в соответствии с предыдущими действиями игрока.
Wii U
3 апреля 2014 года игра вышла на Wii U Virtual Console в Европе и Америке.
Оценка игры
На Metacritic у игры 92% (28 обзора) и 9.0 (53 пользовательские оценки) – высший результат среди всех игр под портативную консоль Game Boy Advance. Журнал Nintendo Power поставил игру на 26-е место в списке 200 лучших игр для платформ Nintendo. Джулиан Голлоп, разработчик X-COM и Rebelstar: Tactical Command (2005, Game Boy Advance), отметил, что Advance Wars не просто стала влиятельной игрой, но открыла рынок для подобных игр на портативных консолях. В Electric Playground написали: «глубокая, полностью мультяшная, всецело японская пошаговая военная игра». На IGN игру назвали «невероятно напряженной и восхитительно увлекательной, особенно, когда знакомишься с каждым нюансом дизайна». В Gaming Age отметили: «идеальное сочетание простоты и комплексности делает игру весьма увлекательной». На GameSpot написали: «игра глубока и проста в освоении, а уровень реиграбельности на редкость высок как для релиза под портативную консоль». Total Video Games прокомментировал: «как для портативной игры, искусственный интеллект поразительно разнообразен и сложен». В Allgame написали: «гениальный дизайн Advance Wars обеспечивает и глубину, и доступность благодаря тому, что игра сделана как группа легко поддающихся управлению элементов». Журнал Edge Magazine в номере за октябрь 2013 года отметил игру оценкой 10/10, которую до того, за 20 лет своей истории, дал лишь 22-м играм.