Star Trek: Voyager – Elite Force – шутер от 1-го лица, разработанный американской компанией Raven Software. Игра вышла 20 сентября 2000 года на ПК, 11 декабря 2001 года вышла портированная на PS2 версия.
Игра происходит во вселенной Star Trek, а именно относится к четвертому телесериалу, Star Trek: Voyager. Игрок руководит прапорщиком Алексом Мунро, входящим в команду Хазард. Это новая элитная команда, созданная для особо сложных и враждебных миссий. Корабль USS Вояджер застрял в кладбище звездных кораблей, серьезно поврежденный и под атакой разнообразных вражеских фракций. Команда Хазард должна защитить Вояджер, пока делается ремонт, и прояснить причину застревания.
Игра стала одной из первых с лицензированным движком id Tech 3, который id Software использовала во многих видеоиграх в начале 2000-х. Elite Force была успешной, часто ее хвалили как первую игру Star Trek, сумевшую привлечь людей, не увлекающихся франшизой Star Trek. В мае 2001 года вышло расширение к игре, а в июле 2000 года Wildstorm адаптировала историю для короткой графической новеллы. Сиквел, Star Trek: Elite Force II, вышел в 2003 году
Геймплей
Шутер от 1-го лица, Elite Force основана на геймплейных соглашениях, общих для многих других игр. Игра сосредоточена на сюжетном бое в 3D-среде. Всё происходящее видно из глаз протагониста. Игрок контролирует протагониста, который ходит, пригибается, прыгает и взаимодействует со средой. Единственное исключение – катсцены, где игрок теряет контроль и смотрит сценарные события от 3-го лица. У протагониста есть числовые значения здоровья и брони, отображаемые на экранном дисплее. Получая урон от неигровых персонажей или определенных элементов среды, игрок видит снижение обоих параметров; если здоровье доходит до ноля, протагонист умирает. Броня снижает воздействие урона на здоровье. И броню, и здоровье можно восстановить с помощью установленных на стенах терминалов или через получение помощи от определенных дружественных NPC вроде Доктора.
В игре есть арсенал тематических для Star Trek оружий, включая фазеры и дисрапторы. Оружия различаются по мощи, потреблению патронов и эффективности в данных ситуациях. Обычно игрок оснащается ручным фазером, слабым оружием с автоматической зарядкой боеприпасов, и фазовой компрессионной винтовкой, более мощным оружием с опциональным снайперским режимом. По мере прохождения добывается другое оружие: гранатометы, стазисное оружие, пульсовые энергические оружия. Пополнять боеприпасы можно с помощью встроенных в стену терминалов или собирая определенные предметы в игровой среде.
Одиночный режим
Кампания состоит из 30 линейных уровней, разделенных на 8 миссий. В миссиях различные цели, от изъятия определенного предмета до доступа к компьютерным системам, сопровождения дружественного персонажа по вражеской территории, уничтожения важных корабельных и станционных компонентов. Враги разные, часто это виды из Star Trek, вроде боргов и клингонов. У каждой группы врагов свои средства атаки: большинство гуманоидных врагов вооружены подобно игроку, используют укрытия и командные тактики. Борги постепенно адаптируют персональные энергетические щиты под большинство оружий игрока, и постепенно атаки игрока становятся бесполезными. Другие враги могут набегать на игрока массой и устранять его ближними атаками.
Игрока обычно сопровождает один или несколько дружественных NPC, помогающих в бою. Часто они важны для сюжета, поэтому нельзя допускать их смерти. Между боевыми миссиями игрок может ходить по Вояджеру и взаимодействовать с другими членами команды, часто выполняя небоевые задания для развития истории.
Мультиплеер
Elite Force изначально вышла с мультиплеером для 32 человек, где использовались оружия и персонажи из одиночной игры для состязания в нескольких режимах. Называемый «голоматчем», мультиплеер был тематически построен как пребывание на голопалубе. Игроки могли состязаться по локальной сети и интернет-играм, играть против ботов. Каждый игрок мог выбрать одного из множества персонажей Star Trek. В изначальный релиз вошли мультиплеерные режимы, типичные для мультиплеерных игр жанра. В стандартном «бое насмерть» каждый игрок передвигался по уровню, собирал оружие и убивал других игроков; выигрывал первый набравший определенное количество убийств. Убитые игровые персонажи возрождаются через короткое время. В «командном бое насмерть» тот же принцип, хотя игроки группируются по командам. В захвате флага 2 команды игроков, пытающихся вернуть флаг с команды оппонента на свою базу.
В расширении добавили 5 дополнительных режимов. В матче «Ассимиляции» одна команда играет за боргов и пытается ассимилировать другую команду; если игрок ассимилирован, он присоединяется к команде боргов, постепенно снижая количество игроков в своей команде. Режим «Экшн-герой» дает одному игроку больше оружия, здоровья и общей силы, чем другому, но когда другой игрок убивает этого игрока, он получает его преимущества. «Устранение» – это тот же бой насмерть, только без возрождения игроков, с продолжением боя до последнего выжившего. «Дизентеграция» дает каждому игроку медленно стреляющую полуавтоматическую фазовую винтовку, убивающую и испаряющую соперника с одного попадания. Финальный режим, «Специальности», вводит классы в командный бой насмерть и захват флага: снайпер, медик, штурмовик и прочие; у каждого класса свои оружия, скорости и способности.
Сеттинг
Игра основана на сериале Star Trek: Voyager. Космический корабль USS Voyager таинственной инопланетной силой заброшен в квадрант Дельта Млечного пути. В 70,000 световых лет от космоса Федерации Вояджер пробует 75-летнее путешествие домой. Звездная дата 53854.7 помещает игру в шестой сезон Star Trek: Voyager, год 2376. Важные части игры происходят на самом Вояджере, хотя многое разворачивается в миссиях на других кораблях и космических станциях. Игрок взаимодействует с несколькими расами серии, включая боргов, хирогенов и малонов, а также новые виды, созданные специально для игры.
Персонажи
В Elite Force входит много персонажей, как оригинальных, так и персонажей из телесериала. Появляются все 9 ключевых персонажей из 6-го сезона, например, капитан Кэтрин Джейнвей и лейтенант Командир Тувок. Игрок руководит прапорщиком Алексом Мунро (по выбору, он может быть и женского пола, с именем Александрия). Мунро второй в командовании элитной команды Хазард. Он отчитывается лейтенанту Лесу Фостеру, командиру Хазард. Хотя в команде 14 персонажей, игрок взаимодействует лишь с ограниченным количеством, включая разведчика и стрелка Телсию Мерфи, подрывницу Остин Чанг и специалиста по тяжелому оружию Кендрика Биссмана. Два ключевых персонажа Хазард – второстепенные персонажи из сериала: боевой медик и телепат Джульет Журо и техник Челл. Большая часть развития персонажей, например, отношений Мунро с Мерфи, происходят между миссиями, когда игрок исследует части корабля и контактирует с командой.
Сюжет
Игра открывается с тренировки команды Хазард на голопалубе на корабле боргов. Команда проваливает тренировку, большую ее часть ловят борги, а Мунро случайно уничтожает корабль, пытаясь спасти их. После прекращения тренировки на Вояджер нападает неопознанный корабль. Вояджеру удается уничтожить корабль, но он получает большой урон. Вражеский корабль взрывается и испускает ударную волну, которая телепортирует поврежденный Вояджер в неизвестную локацию, окруженную заброшенными кораблями. Пока команда Вояджера пытается ремонтировать корабль, на корабль забираются мародеры. Они успевают украсть некоторый груз, прежде чем их прогоняют. Пытаясь выяснить свое местоположение, команда Хазард отправляется на заброшенный корабль, где еще функционирует питание, чтобы скачать базу данных. Миссия идет неудачно: инопланетяне начинают атаковать команду; однако, инопланетяне, называющие себя эфирианами, в конечном счете связываются с командой и позволяют команде Хазард воспользоваться эфирианской базой данных.
Через эфириан Вояджер узнает про энергетическое поле от гигантской космической станции Форж (Кузница). Поле вытягивает энергию и мешает завершению ремонта. Для противодействия эффектам поля главный инженер Б'Эланна Торрес предлагает использовать редкую субстанцию Изодезиум. Команда Хазард отправляется в стелсовую миссию на базу мародеров, чтобы украсть их запасы изодезиума. Одного члена команды ненадолго берут в плен, другого критически ранят. Когда команда пытается выбраться, дроны боргов прибывают в точку выхода, убивают еще одного члена команды, захватывают лейтенанта Фостера и забирают изодезиум. В отсутствие Фостера лидером команды становится Мунро. В составе семь из девяти команда прибывает к кубу боргов, чтобы забрать изодезиум. Находясь на кубе, Мунро получает шанс спасти Фостера от ассимиляции боргами. Обстоятельства усложняются, когда борги прижимают команду к углу, предлагая им свободу и изодезиум в обмен на помощь в борьбе с Видом 8472, который хорошо защищен от боргов. Несмотря на успех, борги пытаются ассимилировать команду; ожидая двойной игры, Мунро заставляет Чанг подорвать взрывчатку в чувствительной части куба. Команда убегает, забрав изодезиум.
Пока Вояджер устанавливает изодезиум, из Кузницы отправляется корабль с задачей разорвать Вояджер и забрать ресурсы. Тувок ведет команду Хазард к ближайшему заброшенному кораблю, чтобы использовать его оружие для уничтожения надвигающегося корабля; но намерение реализуется только после состыковки вражеского корабля с Вояджером. На Вояджер попадают крабообразные инопланетяне, но команда их устраняет. Мунро предлагает капитану контратаковать и уничтожить поле, генерируемое станцией. На инопланетном корабле Хазард проникает в Кузницу и отключает ее защитные системы. Затем команда Вояджера атакует с помощью шаттла. Биссман погибает при ожидании подкрепления с Вояджера. Энергетическое ядро Кузницы уничтожают, поле исчезает. Но Мунро узнает про расу Ворсот, стоящую за Кузницей, и про настоящее предназначение станции: собирать генетические особенности захваченных Кузницей для создания армии для завоевания галактики. Мунро пренебрегает приказами, чтобы Ворсот не мог воссоздать Кузницу, и убивает командира Ворсота. Вояджер атакует Кузницу и уничтожает станцию. Вояджер и другие активные в территории корабли освобождаются, Мунро получает повышение до лейтенанта.