Fragile Allegiance – не имеющая финала стратегия реального времени жанра 4X, разработанная британской компанией Gremlin Interactive. Действие игры начинается 25 мая 2496 года, когда игрок поступает на работу в крупную межзвездную корпорацию TetraCorp. Корпорация проводит операцию создания шахтерской промышленности на астероидах Фрагментированных Секторов. За данный ресурс с Tetracorp соперничают 6 инопланетных рас. Начиная с одним зданием и миллионом кредитов, игрок должен провести успешную шахтерскую операцию и продать Федерации как можно больше руды. Для успеха важнейшее значение имеет дипломатия, поскольку в колониях игрока начинаются посягательства друг на друга.
В Fragile Allegiance есть комплексная система дипломатии между игроками и анимации реального времени с синхронизацией губ для актеров. Игра описывается как комбинация SimCity 2000, Civilization и Risk. Во всех меню и игровых командах она использует графический интерфейс на базе иконок. В отличие от других RTS, какое-либо технологическое дерево отсутствует. Технологии раскрываются путем приобретения 36 чертежей в любой момент геймплея. По духу игра является наследником K240 (1994), поэтому имеет много сходств с ней.
Игра была неплохо принята журналистами. PC Gamer UK дал ей награду Game of Distinction (Примечательная игра), похвалил графику, интерфейс и звук. На версиях Windows, начиная с XP, игра выполняется с проблемами, так как была разработана под MS-DOS и портирована на Windows 95.
Геймплей
Действие происходит во Фрагментированных Секторах – области космоса, полной астероидов с богатыми минеральными залежами. Цель игры – колонизировать астероиды с различными рудами и начать добывать руду, а затем продавать ее Федерации. Игрок может использовать поступления для расширения империи, приобретения новых технологий, конструирования зданий, кораблей и ракет, шпионажа, торговли, оплаты налогов. Для конструирования разнообразных ракет и кораблей нужны разные руды, поэтому не всегда выгодно продавать руду Федерации. В игре есть фондовый рынок, на котором можно покупать и продавать товары. Есть и черный рынок, где продается запрещенная информация о шпионах и руководителях колоний, и где незаконно торгуют редкими рудами и ракетами. В руководстве говорится, что любой сотрудник TetraCorp, пойманный на продаже руды на черном рынке, будет уволен.
Fragile Allegiance использует примитивную боевую систему. Игрок не имеет прямого контроля над юнитами после того, как флот входит в бой. Вражеские астероиды можно атаковать кораблями, ракетами и агентами. В бою лазерные лучи заполняют экран крест-накрест, а здания горят, прежде чем уничтожаются. Наземные башни могут стрелять по атакующим кораблям, противовоздушные башни могут сбивать ракеты.
В верфи строятся маленькие корабли. В космических доках – большие. Корабли варьируются от маленьких разведчиков, используемых для открытия новых астероидов, до гигантских командных крейсеров, используемых для транспортировки боевых флотов на далекие дистанции. У каждого корабля есть определенное количество точек крепления оружия и других устройств. Корабли можно группировать во флоты.
В игре 7 рас, но игровой является только TetraCorp (человеческая раса). После открытия инопланетной расы можно инициировать дипломатические отношения, например с тем, чтобы принять пакт о ненападении или создать боевой союз против врага. С другой стороны, чужую расу можно обвинить в шпионаже или торговле с фракцией Мауной, которая является незаконным в Федерации. Если игрок уличил фракцию в торговле с Мауной, он может сообщить Джейн Фонг, федеральному министру по торговым отношениям и Терранскому послу в Фрагментированных Секторах. Фонг передаст сведения Федерации, и это может привести к враждебному отношению к нарушающей фракции со стороны остальных фракций. Кроме того, игрок может шантажировать нарушающую фракцию и брать у нее деньги за молчание.
У каждой расы – уникальная внешность и уникальные дипломатические стратегии. Одна из фракций, Мауна, не входит в Федерацию и формально не может иметь торговые отношения с участниками Федерации. Когда империя игрока расширяется, возникает возможность нанять агентов и руководителей. Агенты нужны для сбора информации по инопланетным астероидам, также они могут располагаться на астероидах игрока с целью контрразведки, установки машин, уничтожения зданий разного назначения. Шансы агента на успешное выполнение миссии и побег повышаются, если над назначенным ему астероидом кружится шпионский спутник. Колониальные руководители помогают игроку строить и поддерживать астероидные колонии. В игре нет исследований, вместо этой популярной механики представлена система чертежей Sci-Tek, где игрок может покупать новые технологии. Мультиплеер возможен по сети IPX, при этом TetraCorp остается единственной игровой расой.
Сюжет
Игрок начинает как последний наемник во франшизе добычи руды, организованной компанией TetraCorps. Он должен продать максимально возможное количество руды в Федерацию, которая состоит из 7 известных инопланетных культур: Терране, Артемия, Микотадж, Собрание Экиэн, Браккатия и Региллиане. Федерация образовалась в 2439 году, после переворота, в ходе которого был свергнут последний терранский император Драмон Салария (2437 год). В Федерации поощряется коммерческая конкуренция, а не полномасштабные войны между ее членами. Власть Федерации постоянно оспаривается, в том числе теми, кто помогал создавать ее. Чем дальше от Федерального центра находится персона, тем меньшее влияние на нее имеет Федерация. Существует и седьмая инопланетная культура, это Мауна. Мауна не входит в Федерацию и в игре изображается ненадежной и жестокой расой. Неизвестно, учитывали ли позицию Мауны при создании Федерации. Федерация запрещает торговлю с Мауной.
В Федерации существует немало мегакорпораций, и TetraCorp – одна из крупнейших и старейших из них. Ее филиал Sci-Tek производит и поставляет большинство технологий, к которым имеет доступ игрок. В Sci-Tek есть чертежи продвинутых технологий, которые игрок может покупать. Вводный видеоролик, являющийся корпоративным фильмом по найму персонала, в одном моменте прерывается терранским мужчиной, который сообщает, что у TetraCorp есть история эксплуатации рабочих всех рас и культур за малую плату и в ужасных условиях труда. Затем ролик прерывается во второй раз, теперь артемианцем, который говорит, что развитие Террана вызвало 68% всех смертей инопланетян за последние 3 столетия, и ответственность за столь высокие показатели лежит на корпорациях вроде TetraCorp.
Разработка
Fragile Allegiance – это, фактически, ремейк игры K240 (1994, Amiga), с измененной графикой/интерфейсом. Ключевые принципы K240 были сохранены; игра разворачивается на астероидном поясе, система чертежей Sci-Tek заменила исследования. Многие здания, корабли и ракеты имеют такие же названия и функции, как в K240, и в обеих играх с игроком конкурируют 6 инопланетных рас. Саундтрек к игре написал Патрик Фелан, автор саундтрека к K240. В 1996 году Fragile Allegiance конкурировала с такими играми, как Ascendancy и Master of Orion 2.
Fragile Allegiance позиционировалась как интенсивная космическая стратегия реального времени со сложной дипломатией. Это первая игра с применением технологии захвата движения лиц, позволившей сделать детальных и реалистичных инопланетных послов, привнести в дипломатию глубину и атмосферу. Существует 2 версии игры: европейская и американская, отличаются они по оформлению упаковки. Также выходило 2 демо-версии, со звуком и без. Региональные версии немного различаются по доступным чит-кодам: в европейской версии код «FRAGILE /cKim.Jon.fmsti», в американской версии код «FRAGILE /c.Osiris.fmsti» понижает время строительства, дает деньги, возможность видеть все астероиды, возможность менять скорость игры и доступ ко всей игровой информации.
Согласно отзывам, игра не вполне корректно работает на Windows XP и более современных версиях Windows. Чаще всего проблемы таковы: в игре нет звука, игра не запускается, игра вылетает при попытке переименовать что-либо, включая сохраненные игры. Ввиду отсутствия патчей люди используют эмуляторы вроде VDMSound или DOSBox, чтобы игра работала правильно, но и при этом возможен вылет при переименовании сохраненной игры.
Прием
Игроки оценили Fragile Allegiance положительно. Игру хвалили за графику и интерфейс на базе иконок. Обзорщики отмечали, что после освоения функций иконок игра безмерно поглощала, всегда давая какие-либо задачи. Игру критиковали за сложность, примитивную боевую систему, трату времени на транспортировку руды между астероидами, большое количество микроменеджмента после существенного расширения империи. Вместе тем обзорщики заметили, что проблему транспортировки решает чертеж «Телепортатор руды», а проблему микроменеджмента – колониальные руководители. Были смешанные впечатления от замены исследования на чертежи Sci-Tek, поскольку игрок смог получать любые обновления в любое время, если у него хватало денег.
Игру также критиковали за наличие всего одной игровой расы. Тем не менее, PC Gamer UK дал игре награду «Примечательная игра» (Game of Distinction) в рождество 1996 года и написал: «много времени, огромная концентрация нужны для выяснения принципов работы игры. Но игра совершенно всепоглощающая». Журнал дал игре очень высокую оценку: 91%.