Обзор на игру Sonic Adventure DX: Director's Cut
Обзор по игре Sonic Adventure DX: Director's Cut.
Скриншот
Скриншот
Скриншот

Приключения Соника

1 геймер сказал спасибо за этот обзор
Написал hodo от 5 июля 2017
Этот обзор для PC версии игры Sonic Adventure DX: Director's Cut.

Век повального 3D наступил ещё в середине девяностых с приходом на рынок консолей пятого поколения. Для многих это было революцией, равносильной приходу звука в кинематограф. Режиссёры тогда совершенно не знали, что делать со всеми этими новшествами. Приходилось экспериментировать. Первые эксперименты никуда не годились - вместо активного действия на экране большую часть времени красовались так называемые "говорящие головы" - всю важную и не очень информацию авторы начали передавать вербально. Кто-то иной вообще пророчил кинематографу смерть он звукового ножа в спину. В результате одни актёры, типа Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда постепенно стали сходить на нет, а на смену им пришло новое поколение. А некоторые режиссёры, вроде Альфреда Хичкока успешно адаптировались к новым стандартам и продолжили ваять визуальное искусство. В игровой индустрии наблюдалась аналогичная ситуация - многие игровые серии не пережили переход к объёмной среде и загнулись на половине пути. Как следствие, многие старые талисманы забывались (например, Alex Kidd от SEGA), а не смену им приходили другие. Впрочем, у кого-то получалось перенести свои наработки в три измерения. Дебют Соника в полноценном 3D оказался довольно хлипким. Sonic R тогда хаяли все, кому не лень. Но вскоре, к SEGA пришло осознание, что необходимо переводить в три измерения и основную серию, а не только ответвления. На ранней стадии разработки в 1996 году новая проект планировался к выходу на консоли Sega Saturn и представлял из себя нечто вроде ролевой игры. Однако, в процессе творения команда решила, что не стоит так кардинально отклоняться от заложенного в начале девяностых фундамента и вернулись к жанру платформеров. Новая приключение колючего сорванца должно было стать поворотным моментом в серии - ожидался целый список нововведений, которые должны будут привлечь новую аудиторию, не знакомую с первоисточником. В то же время многие ключевые элементы были сохранены, что не могло не порадовать и уже закоренелых поклонников.

1998 год, наверное, самый урожайный на мировые хиты в игровой индустрии. До сих пор в одном году не случалось столько релизов, ставших потом настоящим культурным феноменом. Это не пустые слова, вы только вчитайтесь с этот список: Unreal, Half-Life, Crash Bandicoot 3: Warped, Resident Evil 2, The Legend of Zelda: Ocarina of Time, StarCraft, Spyro the Dragon, Tomb Raider 3. В этом же году вышла и Sonic Adventure. Игра вышла эксклюзивно для новой приставки SEGA - Dreamcast. На данный момент она является не тлеющим шедевром и безусловным хитом продаж - более двух с половиной миллионов копий ушло в руки счастливым обладателям приставки. Учитывая, что игровой рынок в 1998 году был в несколько раз меньше сегодняшнего, а также, что Dreamcast была обделена вниманием и продавалась плохо из-за сильной конкуренции в лице Sony, это было крайне внушительные цифры. После прискорбной кончины последней приставки от SEGA, игра была переиздана для Windows и, что особенно любопытно, для Nintendo GameCube. Если бы мы вернулись в середину девяностых и сказали поклонникам синего ежа, что SEGA будет выпускать игры с ним на консолях Nintendo, они бы смеялись до слёз и крутили пальцем у виска. Для них это было то же самое, как сказать, что в будущем американский президент будет чёрным. Но факты есть факты - за неимением собственной приставки, компании не осталось ничего другого, как искать приюта у других платформодержателей. 

Как и ожидалось, реакция критиков на вышедшую игру была разной. Одни хвалили SEGA за удачное переосмысление вселенной и грамотный перевод их талисмана в три измерения. Другие же высказывали полярные мнения, мол, в объёме Соник растерял весь свой шарм, геймплей стал медленней, уровни запутанней, а камера заставляла рвать и метать в приступах неконтролируемого гнева. Также говорили, что частота кадров время от времени безбожно проседает, а герой имеет свойство проваливаться сквозь текстуры. Некоторые даже ругали SEGA за отсутствие своих идей, мол, Sonic Adventure является хитрым симбиозом Final Fantasy VII, Crash Bandicoot 3: Warped и Super Mario 64. Заслуженно ли игра получила все эти оплеухи? Давайте выясним.

Сюжет

Удивительно, но сюжет в Sonic Adventure - чуть ли не лучшая сторона игры. Это удивительно, потому как серия Sonic the hedgehog всегда славилась фирменным игровым процессом, а повествование стояло где-то на задворках. Нет, я помню прекрасный сюжет из дилогии Sonic the hedgehog 3 и Sonic & Knuckles, но, справедливости ради, его там было очень мало и было видно, что большой ставки на него не делается. В Sonic Adventure же ситуация кардинально отличается - зачастую ловишь себя на мысли, что проходишь уровни исключительно ради того, чтобы побыстрее увидеть следующую сценку. История в этой игре поистине многослойная и завораживающая.

Вступительный ролик с первых кадров радует нас великолепной графикой. Мы наблюдаем будничную жизнь большого мегаполиса. Люди, суетясь, снуют туда-сюда, автомобили набиваются в пробки. Камера показывает крупно на канализационный люк. Через пару мгновений мощный напор воды выбивает его и в городе разверзается хаос. Вода начинает течь из окон многоэтажных зданий, заполняя пустоты. Экран гаснет и мы видим логотип игры. За кадром начинает звучать бодрая рок-музыка. Нам показывают катаклизм - вырывающаяся из под земли вода разрушает асфальт, автомобили врезаются, люди бегут во все стороны. Наконец, когда город наполовину затоплен, из воды материализуется гигантское прозрачное чудовище. Оно раскрывает пасть и по городу разносится страшный рык, выбивая оставшиеся стёкла. Параллельным монтажом показывается быстрая нарезка кадров, ничего по сути не объясняющих - падающий остров Ангела из третьей части, бег синего ежа по лесной чаще. Над городом, заслоняя солнце, появляется огромный летающий корабль с логотипом коварного усатого гения. Городские жители останавливаются и оборачиваются в его сторону, ужасаясь надвигающейся угрозе. Что теперь будет? Вступительный ролик стоит оценивать не как сюжетную завязку, а как крутой эмоциональный клип под песню Crush 40. И в этом плане он несравненен - отличный динамичный монтаж, куча специальных эффектов, инверсия цвета, наложение изображения. Первые полминуты заставляют вас усомниться, не обманули ли вас при продаже игры? Слишком мрачно, дерзко, глобально для милого синего ёжика. Это новый стиль, новая эпоха, на новой приставке.

Скажу честно, промежуток между игрой в классические четыре части и Sonic Adventure у меня был большим, поэтому я слегка остыл и подзабыл свои ощущения от классики. Это дало мне более трезво и объективно оценить новых подход Sonic Team. Держу пари, староверы наверняка в то время причислили Sonic Adventure к лику дьявола, но если попытаться абстрагироваться от прошлого, это очень и очень амбициозная игра. Хотя, соглашусь, первое время от подобного переосмысления несколько неуютно.

Одна из ключевых особенностей Sonic Adventure - её многоплановость. Дело в том, что в новой части мы вольны проходить кампанию не только за синего протагониста, но и за целую кучу персонажей второго плана. Тут есть давно полюбившиеся старые лица, вроде двухвостого лисёнка Тейлза, ехидны Наклза и заметно преобразившейся Эми Роуз. Также в игру были добавлены и новые игровые персонажи: увесистый кот с говорящим именем Биг, и робот Е-102 Гамма. У каждого своя уникальная история, так или иначе переплетающаяся с основными событиями игры. Это великолепное решение, ведь оно невероятно сильно увеличивает "реиграбельность" Sonic Adventure. Вы можете пройти игру за Соника и увидеть происходящие события его глазами, после чего откроется доступ для игры за других героев. На тех или иных участках истории, ёжик встречает своих друзей и врагов - играя за них, вы сможете посмотреть на ситуацию под другим ракурсом, понять как они сюда попали и с какой целью. В результате, цельная картина создаётся только после прохождения за всех героев. Это совершенно необязательно, но если вы осилите кампанию за шестерых персонажей, в меню появится седьмой, повествующий настоящую концовку. Но об этом я умолчу, должны же остаться хоть какие-то секреты.

Распишу общую завязку вкратце. Бессменный антагонист серии доктор Эггман (вернее, конечно, Роботник, но Соник так дразнит его, намекая на яйцевидную фигуру) задумывает очередное глобальное злодеяние. Конечной его целью по-прежнему является завоевание мира с помощью своих роботов, но вот методы работы изменились. Злодей понял, что синего ежа не стоит недооценивать, и нельзя действовать в одиночку, поэтому подчинил своей власти фантастическое существо, Хаоса, который целиком и полностью состоит из воды, и может менять форму, когда подпитывается энергией магических изумрудов.
Соответственно, основной целью доктора является добыча семи изумрудов, которые смогут превратить Хаоса в совершенную форму, которую почти невозможно уничтожить. Не трудно догадаться, что первостепенной задачей Соника будет остановить казни доктора и его ручного зверя.

Синему ежу здесь по понятным причинам отведено больше всего экранного времени. Однако другие персонажи не менее интересны. Например, история Тейлза повествует почти о том же самом, ведь они с Соником закадычные друзья и борятся со злом всегда вместе, но заставляет посмотреть на мир лисьими глазами. Дело в том, что Тейлз всегда оставался в тени Соника, был на втором плане. Игра за него повествует о внутренних переживаниях Тейлза на фоне общего действа. Лис чувствует себя пустышкой и отваживается на самый страшный в своей жизни шаг - спасти мир без Соника. Он очень умён и хитёр, как подобает лисам, но при этом умилительно пуглив. Как бы лейтмотивом, на заставке играет главная композиция лисёнка - песня, в которой поётся: "поверь в себя". Это очень глубокая и актуальная во все времена тема, но в игровой индустрии она затрагивается до обидного редко. Все норовят показать бесстрашного мускулистого, независимого ни от чего героя, дабы игрок ассоциировал себя с лучшим из лучших, постепенно уходя от реальности. Но мало кто, особенно в подростковых платформерах, говорит о персонажах, которые всегда оказываются позади кого-то. Что они чувствуют? 

Сюжет за Наклза раскрывает некоторые дополнительные подробности. Оказывается, что на остров Ангела прилетает доктор Эггман, чтобы разбить Мастер Изумруд и освободить Хаоса. Хранитель Изумруда, ехидна Наклз снова оказывается обманутым коварным доктором, который убеждает его, что Соник задумал плохое и хочет похитить его драгоценности. Наивная ехидна слушается его и начинает выслеживать синего ежа, чтобы как следует ему накостылять. Конечно, вскоре правда раскрывается, и наши герои работают уже заодно. Задача Наклза состоит в том, чтобы собрать разлетевшиеся по окрестностям частички изумруда и заставить остров Ангела возвратиться в небо.

У остальных персонажей проблемы не такие глобальные, но с личностной точки зрения, вполне заслуживающие отдельной истории. Эми Роуз, например, во время одной из многочисленных прогулок по магазинам теряет своего друга, птичку по имени Флики. К тому же её начинает преследовать робот по имени Зеро, потому что доктор Эггман послал его вместе с сородичами разыскивать маленьких зверят, которых они используют в качестве источника энергии. Эми всеми силами пытается не дать своего крошечного напарника в обиду, но в конце концов, ей не везёт и она попадает в воздушную тюрьму на корабле антагониста. К счастью, там она знакомится с другим роботом, Е-102 Гамма, которого убеждает в том, что доктор Эггман плохой человек и тем самым вербует его в свою команду. Что любопытно, история Эми совершенно никаким образом не связана ни с Эггманом, ни с монстром Хаосом - у неё повествование довольно камерное, выполненное в совершенно ином темпе, чем у трёх предыдущих героев. И это здорово, потому что оно делает сюжет многоярусным. 
Кот Биг, пожалуй, самый медлительный и самый нетипичный персонаж для вселенной синего ежа. И благодаря своему медленному темпу самый ненавистный основной массой поклонников. Их можно понять. Его история и игровой процесс предлагают нечто совершенно отличное от того, к чему мы привыкли в играх про Соника. Сюжет берёт начало в Мистических Руинах, где в самой чаще леса в хижине проживает большой толстый фиолетовый кот по имени Биг. У него есть закадычный друг, лягушонок Фрогги. Во всяком случае он так считает. Сам Фрогги вроде бы не выказывает особой любви к нему и ведёт себя как обыкновенная лягушка, но маниакальная привязанность кота к нему заставляет невольно расплыться в улыбке. В один ужасный день лягушонок съедает изумруд хаоса и сбегает от Бига. Тот, не находя себе места, тут же снаряжается в дорогу, чтобы его отыскать. А для снаряжения ему достаточно одной удочки - как любой уважающий себя кот, Биг без ума от рыбной ловли. В конечном счёте история заводит кота на корабль Эггмана, где он встречается лицом к лицу с Хаосом, который хочет съесть Фрогги - ведь внутри того содержится лакомый драгоценный камешек. Сюжетная ветка за Бига внезапно смещает акцент с постоянной погони и действия в сторону личностных переживаний. Это простая, но очень искренняя и добродушная история об одиноком коте и его единственном друге, ради которого он готов пойти на всё.

Последний игровой персонаж - Е-102 Гамма. И хотя он робот, его история здесь самая человечная. Сконструированный злобным доктором Эггманом как машина для убийства, он начинает своё путешествие из недр базы коварного гения. Это уникальный шанс посмотреть на развитие событий с ракурса врага Соника. Нам показывают как роботы серии Е встают в ряд перед доктором Эггманом, будто на армейской линейке и он отдаёт им приказ искать маленьких зверушек, дабы подпитаться энергией (для роботов это что-то вроде батареек), и им ничего не остаётся, кроме как подчиняться. Однажды Е-102 Гамма случайно ошибается комнатой и видит, как его товарища разбирают на металлолом. Он начинает осознавать, что доктор Эггман, фактически его родитель, не такой хороший человек, каким кажется на первый взгляд. Робот спасает ежиху Эми из западни и череда перипетий заставляет его бороться насмерть с остальными роботами серии Е, то есть своими кровными братьями. Этот сюжет особенно драматичен, в нём происходит превращение отрицательного персонажа в положительного. Восстав против собственного создателя, он, конечно, не уходит безнаказанным. В конце концов, ради спасения своих новоявленных друзей ему приходится поплатиться жизнью, и на этом моменте очень сложно сдержать слёзы. Кто бы мог подумать, что такая с виду детская игра способна вызвать подобные эмоции? Sonic Team с лёгкостью удаётся не только прыгнуть выше своей головы, но и совершить тройное сальто назад. 

В Sonic Adventure есть ещё один крайне важный персонаж, за которого поиграть так и не доведётся - ехидна Тикал. Но с ней наши герои, каждый в определённый момент встречаются только в видениях. Попадая туда, они видят картину, напоминающую времена древних ацтеков. В центре этого мини-сюжета одетая в древнюю одежду девушка Тикал, которая пытается противостоять своему отцу, вождю Пакахамаку, который познал магическую силу изумрудов хаоса и решил обуздать её для сугубо эгоистических целей. Эта история тоже пропитана болью и страданиями. Каждый раз когда герои видят эти события, они находят ответ на не высказанные вслух вопросы. Впрочем, в этой истории мы по большому счёту не участвуем, а находимся в качестве постороннего зрителя. 

Ансамбль персонажей проработан великолепно - у каждого из множества есть свой чётко выраженный характер, своя мотивация и, что важно, своя уникальная цель. За ними хочется наблюдать, за них переживаешь, как за семью. Удивительно, до чего живыми вышли герои, при том, что анимация у них была далеко не самой выразительной. Особенно приятно, что авторы показали нам борьбу не только со вселенским злом, видимую на ладони, но и вещи менее потрёпанные и очевидные, внутреннюю борьбу с самим собой, со своими страхами и эгоизмом. И снова низкий поклон Sonic Team!

Геймплей

Подобно сюжету, игровой процесс в Sonic Adventure очень разноплановый. Казалось бы, глупо смещать акцент со скоростного геймплея, ведь в серии Sonic the hedgehog это всегда считалось основной чертой, отличающей сериал от всех остальных. Но этой игре такие манёвры пошли только на пользу. Видно, что авторы пытались удовлетворить запросы каждого игрока, разных возрастов и уровня опыта. Под стать своим историям, у всех героев различный геймплей, выявляющий особенности их характера и способностей.

Игра за Соника традиционно быстрая и резвая. Нас заставляют включать свою ловкость и проверяют быстроту реакции. Когда вы проноситесь по лазурным берегам через мёртвые петли на скорости, превышающей звук, сердце выпрыгивает из груди, а адреналин зашкаливает. Если поначалу идея перенести ощущение скорости из первых платформенных игр серии воспринималась как дурная шутка (и не без причины, вспомните сомнительный Sonic R), то здесь разработчиком это удалось на славу. Были опасения, что в трёх измерениях эта схема разрушит концентрацию игрока и люди, разламывая джойстики, обозлятся на игру. В какие-то моменты игра сама подталкивает вас действовать быстро. Нет, старая система с лимитом в десять минут на уровень была упразднена (ещё бы, уровни теперь втрое, если не вчетверо больше). Я говорю о внешних факторах. Только представьте: синий ёжик пробегает по деревянному мостику, выстроенному посреди океана, и тут камера разворачивается на сто восемьдесят градусов, и мы видим, как сзади вас, разбивая доски в щепки, из пучины возвышается гигантская касатка. Завидя синее пятнышко, она спешит полакомиться ежом, а мы с подстёгнутым инстинктом самосохранения бежим вперёд, что есть мочи. Зрелище жуткое и одновременно завораживающее! И пусть вся сцена длится порядка тридцати секунд, впечатления она дарит незабываемые. И такое в Sonic Adventure сплошь и рядом - игра постоянно подкидывает вам нетипичные ситуации. В основном всё это, конечно, работает на зрелищность, потому что суть игрового процесса при побеге от той же касатки практически не меняется за исключением, может быть, инвертированного управления. Всё это здорово разбавляет геймплей даже в пределах одного единственного персонажа. А их тут, на минуточку, аж шесть штук. И у всех разный геймплей.

Игра за Тейлза отличается тем, что он может летать по воздуху на своих двух хвостах. На первый взгляд мелкая деталь знатно преображает игровой процесс. Эта способность помогает лисёнку забираться в те места, в которые не может попасть Соник. А ещё нам доведётся посидеть за штурвалом легендарного "Торнадо". Это же самые влажные мечты любого фаната Соника! Сюрприз.

Игровой процесс за Наклза в корне отличается от двух предыдущих. Дело в том, что Наклзу, в принципе, абсолютно по барабану на Хаоса и доктора Эггмана. То есть, он, конечно, пересекается и с тем и с другим, но лишь по стечению обстоятельств, а так в голове ехидны искрит единственная мысль - найти все осколки Мастер Изумруда и дать своему родному острову взмыть в небеса. Геймплей замечательно поддерживает идею. На протяжении всех уровней, наш красный крепыш будет парить по воздуху в поисках запрятанных осколков. Благодаря своим необычным рукам он может рыть землю и обладает неким чутьём на изумруды. Грубо говоря, это игра в "горячо-холодно". Перед нами предстаёт обширная локация, на просторах которой зарыто три осколка. Ваша задача найти их как можно быстрее. Как только вы оказываетесь рядом с осколком специальный индикатор начинает подавать сигнал, сообщая о том, что поблизости находится драгоценность. У Наклза довольно размеренный игровой процесс. Здесь не нужно, сломя голову и обгоняя ветер бежать к большому золотому кольцу. Вовсе наоборот, вы каждый раз задаёте себе вопрос: "а где бы я лежал, если бы был осколком магического изумруда?". К слову, разработчики заботливо сохранили возможность ехидны из старых игр карабкаться по вертикальным поверхностям. Имейте ввиду - кое-какие осколки могут валяться не только в земле, но и таится внутри стены, например. Такой подход значительно расширяет круг поиска, и искать эти осколки можно было бы практически бесконечно, если бы не одна приятная деталь. Индикаторы окрашиваются в разный цвет в зависимости от того, насколько далеко находится добыча. Всего нужно найти три осколка на каждом уровне. 

Геймплей за Эми Роуз по понятным причинам медленнее Соника, но от этого не менее увлекательный. Если в Sonic CD она была кем-то из разряда бедовой девочки, то здесь практически бой-баба. И не стоит обманываться её миленьким внешним видом - за розовой причёской и красный платьицем кроется безумный зверь. Эми очарована Соником и постоянно к нему навязывается. К сожалению, синий ёж не отвечает ей взаимностью - у него, видите ли, есть дела поважнее этих ваших отношений. Например, мир спасать. Однако, этот момент неразделённой любви показан в игре не трагично, а вовсе наоборот, с большой долей юмора. Сумасшедшая поклонница Соника носит при себе не какую-нибудь там сумочку с косметичкой, а самый настоящий резиновый молот! Кстати, это её незаменимое оружие и главный аргумент во всех спорах. С помощью него героиня может отталкиваться от земли и совершать головокружительное сальто. Ну, и колошматить неприятеля, разумеется. Игровой процесс за Эми слегка страшноват - за вами то и дело гонится злобный зелёный робот, пытающийся отобрать летающего друга ежихи. Что приятно, так это то, что уровни во всех историях отлично вписаны в сюжет. У вас ни разу не создаётся впечатления, что локации сделаны просто для галочки. У Эми намного меньше уровней по сравнению с Соником или Тейлзом, но её история выглядит законченной, а каждое место действия хорошо обосновано. В финале ей всё-таки придётся заглянуть страху в глаза и сразиться со страшным роботом. Собственно, сценарий Эми похож на сценарий Тейлза, только в случае с ежихой персонаж борется с материально выраженным страхом.

Игровой процесс за Бига, пожалуй, отличается от остальных наиболее серьёзно. И это понятно - он самый большой, самый крупный и неповоротливый персонаж в игре, даже крупнее доктора Эггмана! Простодушный кот заядлый любитель порыбачить, поэтому во всех его уровнях неотъемлемой частью является рыбалка. Сворачиваться в клубок этот парень физически не может (он и так как клубок), но зато активно ударяет удочкой по мордам врагов. А ещё он ужасно сильный и может поднять без лишнего труда даже припаркованный в сквере автомобиль, лишь бы найти своего ненаглядного лягушонка. С поднятием тяжестей здесь будет связано несколько простых головоломок. Но основной проблемой для вас станет именно симуляция рыбалки. Дело в том, что Фрогги очень любит плавать под водой и чтобы его поймать придётся освоить несколько рыбацких навыков. Как только мы закидываем удочку, механика игры сменяется и начинаем управлять крючком, лавируя между тёплыми и холодными потоками воды и делая всё, чтобы лягушка заглотнула наживку. Сделать это поначалу будет не просто, но если вы сумеете настроить себя на нужный лад, то точно получите удовольствие. При всей любви я понимаю те массы людей, которые считают Бига самым плохим и скучным персонажем в серии. Это явно не то, чего ждут от игры, в которой присутствует имя Sonic. Биг двигается крайне медленно, бесконечно лепечет "Froggy!" голосом умственно-отсталого и на каждом уровне рыбачит. Но такой персонаж был просто необходим, чтобы поведать о мире Соника - не все же здесь супер быстрые и супер ловкие. Подобная многогранность привносит в общую историю жизнь, в неё больше веришь и лучше сопереживаешь.

Наконец, игровой процесс за Е-102 Гамму самый технологичный из всех. Впервые нам дают возможность не только взглянуть не историю от лица злодея, но и поуправлять за настоящего робота (механический Соник из гонок не в счёт). Первое, что мы видим, когда начинаем играть за робота, лицо Эггмана. То есть мы буквально проживаем жизнь Е-102 Гаммы с первой до последней секунды. Поскольку управлять роботом несколько сложнее, чем водить ёжика по окрестностям, нам предлагают пройти несколько обучающих заданий, которые отлично вписаны в сюжет. Робот оснащён двумя пушками, торчащими из рук и лазерным прицелом около глаза. Мы наводим прицел и мощный заряд вылетает в заданное место. Так уничтожаются все враги на уровне. Как я и сказал, первый этап обучающий. Он располагается на базе доктора Эггмана и основной целью робота является зверское уничтожение тряпичной куклы Соника. То есть, коварный злодей натаскивает своего подчинённого убивать друзей синего ёжика. И мы впервые видим, как протекает подобный процесс изнутри. Игровой процесс устроен следующим образом. Вам даётся определённое количество времени (в первом этапе это три минуты), за которое должны кровь из носу выполнить задание. Счётчик в левом верхнем углу ежесекундно отсчитывает время до нуля. Проблема в том, что за реальные три минуты чаще всего уровень пройти просто невозможно - они слишком большие и не всегда интуитивно понятные. Чтобы не делать нервозный режим забега на время, разработчики решили прибавлять к вашему счётчику по одной-двум секундам за каждого убитого врага. Получается, что E-102 Гамма живёт лишь за счёт убиенных недругов. Сначала это кажется просто очередной, ни к чему не обязывающей игровой механикой, но если копнуть глубже и как следует порассуждать, почему же именно роботу дали такую механику, можно додуматься до интересных вещей. Лично я увидел в этом суровый символизм - робот, который создан для уничтожения, просто не может жить, не уничтожая. В буквальном смысле не может. Из него сделали монстра и он обязан отвечать этим требованиям. После завершения уровня, Эггман всё ещё не очень доволен Е-102 Гаммой и хочет сделать ещё одну проверку, дабы наверняка убедиться в его способностях. Он сталкивает его с предыдущим роботом серии Е. Им нужно сразиться насмерть. Если Е-102 Гамма побеждает, значит он доказывает свою профпригодность и официально вступает в ряды солдатов Эггмана, а если же побеждает оппонент, выходит, его создание было ошибкой и его не жалко выкинуть на помойку. Эмоциональный накал достигается за счёт того, что хотя Е-102 Гамма всего лишь запрограммированный на дебош робот, он сражается по сути со своим старшим братом, ведь оба они принадлежат к одной линейке. Не буду описывать всё прохождение - это бессмысленно и всё равно не передаст и части тех ощущений, которые вы можете испытать, сыграв самолично. Тем более, что об основных его механиках я уже поведал.

А теперь о том, что связывает все механики воедино. В мире Соника есть некие базовые вещи и приёмы, о которых вы должны знать. Впрочем, если вы играли в предыдущие игры, то наверняка большую часть уже знаете. Золотые кольца, в огромном количестве разбросанные по уровням по-прежнему играют роль здоровья и благосостояния героев. Пока у вас на счету хотя бы одно колечко, можете не беспокоиться за свою жизнь (если вы, конечно, стоите не на краю обрыва - там никакие кольца не спасут). Как только вас ударяют или вы натыкаетесь на шипы, все кольца, сколько бы вы их до этого момента не собрали, звонко рассыпаются по округе. Если же вы получили урон при отсутствии колец, вы умираете и начинаете с контрольной точки. Контрольные точки выполнены в виде неких ворот, пробегая через которые вы тем самым активируете сохранение. Не переживайте, искать их отдельно не придётся - они обычно находятся на самом видном месте. По завершении уровня традиционно для серии вылезает окно статистики, в котором сообщается, сколько вражеских роботов вы уничтожили, сколько колец собрали, а также сколько времени вам понадобилось на его прохождение. Всё это суммируется и конвертируется в призовые очки, а уже они превращаются в итоговую отметку. Да, именно - в Sonic Adventure вас будут оценивать как в школе. Если вы пробежали уровень быстро, попутно сшибая всех врагов и при этом не растеряли ни одно кольцо, скорее всего, вы получите отметку "А". Если же вы плелись как улитка, спотыкаясь на каждом шагу, и каждый из врагов успел отвесить вам увесистого пенделя, отняв все кольца, то в лучшем случае рассчитывайте на "D". Большинство уровней невозможно с первого раза пройти на наивысшую оценку, поэтому придётся переигрывать. Собственно, ничего плохого в этом не вижу. Даже наоборот, игра, действительно мотивирующая играть в неё снова и снова заслуживает уважения. Ах да, для кого-то это покажется прописной истиной, однако, новички могут не сразу въехать: в статистике считаются не все кольца, которые вы подбирали на уровне, а лишь те, которые вы донесли до финишной черты.

Поэтому при встрече с врагами будьте предельно аккуратны.
Кстати, об атаках. У каждого персонажа они разные, но есть парочка общий приёмов. Соник, Тейлз, Наклз и Эми могут совершать атаку с воздуха. Это происходит следующим образом. При зажатии определённых кнопок персонаж подпрыгивает, сворачивается в клубок, на мгновение зависает в воздухе и резким толчком выбивает всю дурь из ближней жертвы. Важно понимать, что данный трюк действует только, если враг относительно близко. Также, вы традиционно можете припасть к земле, свернуться калачиком, как следует разогнаться и устроить апокалипсис. Правда, эта техника стала на мой взгляд куда менее удобной при переходе в три измерения. В остальном атаки разнятся от персонажа к персонажу и про них я уже упоминал выше.

Ещё кое-что. Одна важная деталь делает эту игру уникальной и любимой многими сквозь года и даже десятилетия. Это чао-сад. Для тех кто в танке, объясню: чао - это крохотные милые создания с парящими шариками над головой, которые выступают здесь в роли домашних питомцев. В общем, как "тамагочи", только гораздо более продвинутые. А сад - это такое место, где ваши герои должны ухаживать за ними, кормить, развлекать и тренировать. Это практически отдельная игра с кучей техник и идей. Малютки вылупляются из яиц, которые можно найти на мирных частях уровня. Они бывают самых разных расцветок и внешнего вида, но чаще всего рождаются жёлто-голубыми. Только родившись, чао начинают активно ползать по травке в поисках какого-нибудь вкусного ореха. Вы можете брать их на ручки. При этом, каждый раз когда вы будете поднимать малыша, в левом верхнем углу экрана будет отображаться таблица статистики, где учитывается сила, скорость и ещё несколько характеристик. Чао могут даже летать, поскольку за спиной у них расположены розовые, напоминающие бантик крылья. Эти характеристики следует улучшать. Для того, чтобы развить способности малютки, ваш герой должен кормить его разными фруктами и приводить зверушек, которых можно найти на обычных уровнях. Это, кстати, те самые зверята, которые освобождаются, когда мы уничтожаем вражеского бота. Как по мне, замечательная идея, ведь она действительно мотивирует уничтожать больше противников. Если ранги, даваемые в конце уровня ещё можно было отнести к простому бахвальству перед друзьями, то здесь появляется вполне реальная цель. Однако, важно ещё и то, каких именно зверушек вы принесёте своему чаду, ведь разные животные влияют на него по-разному. Если хотите, чтобы ваш чао был особенным и неповторимым, придётся гнаться за редкими зверушками. Дело в том, что в определённых типах врагов сидят конкретные виды зверят, поэтому если вы хотите редких экземпляров, придётся поискать и редких противников. Некоторые диковинные вещи можно купить на чёрном рынке - это подпольный магазинчик, которым правит один из криминальных чао. Там вы можете найти разные игрушки, необычные фрукты, которых не встретишь на уровнях, особые яйца и многие другие любопытные вещи. Правда, за действительно стоящую вещь придётся хорошенько выложиться. Суть улучшения навыков чао в том, что в саду есть некое поле соревнований. Это отдалённо напоминает спортивные скачки на лошадях или забеги котов. Вы отправляете одного своего чао в качестве участника и следите за его успехами. При этом контролировать его вы никаким образом не можете. Чао с остальными участниками переносится на специальную трассу, которая походит больше на полосу препятствий, с хитроумным ландшафтом. По пути вашему чаду будут встречаться стены, рвы с водой и трамплины для полёта - в общем всё, чтобы максимально задействовать каждое умение малыша. За первое место дают приятную награду.

Ваши чао - не просто болванчики, которых нужно "прокачивать". Разработчики нацелены на то, чтобы вы установили с ними самые настоящие родительские отношения. Чао можно погладить по головке, если он плачет. Он может обрадоваться вам и над его головой шарик превратится в сердечко. А если вы плохо обращались с малышом и обделяли вниманием, скорее всего, он отвернётся и убежит от вас. Забавно ещё и то, что малютки запоминают своего опекуна. Если вы установили связь с чао, играя за Соника, а затем зашли в сад Тейлзом, этот конкретный чао уже не будет так реагировать на ваши знаки внимания, а от вкусной еды из ваших рук и вовсе может отказаться. Sonic Team создали поразительно реалистичных существ. Они поют, танцуют, рисуют на земле лица своих кумиров и даже размножаются! Уверен, дорвавшись до чао сада, вы проведёте в нём больше времени, чем во всей остальной игре, ибо затягивает невероятно! Особо редкие яйца чао находятся в скрытых частях уровней или же на рынке. Они могут отличаться от стандартных не только расцветкой, но и формой. Есть даже такие, которые выглядят в точности как миниатюрная копия Соника, Тейлза, Наклза или Эми! Весело было бы ещё видеть миниатюрного Бига, но мини-Биг это уже абсурд.
Сады чао оформлены очень живописно. Фонтаны, статуи, пальмы, пруды - всё выглядит красиво и отлично поддерживает нужную атмосферу. Кроме того, многие объекты здесь по-настоящему интерактивны. Например, ваш герой может подойти к пальме и начать её трясти. При должном усердии вы обязательно свалите в макушки пару вкусных фруктов. Шарик над головой чао символизирует их настроение в данный момент. Если они ударились или находятся в смятении, шарик превращается в пружинку, а если они удивлены чем-то, то в восклицательный знак. Садов чао, кстати, несколько, но находятся достаточно далеко друг от друга. Для удобства в углу сада расположен телепорт, который может быстро перемещать персонажа между садами. А если вы возьмёте в руки малютку и встанете на телепортационную площадку, вас переместит вместе с ним! Понимаю, с виду этот режим может показаться излишне девчачьим, но, уверяю, интерес пробуждается даже у взрослых мужиков.

Однако, в Sonic Adventure ещё ещё один тип уровня, который невозможно не упомянуть. Это так называемые зоны приключений. Они представляют из себя большой по тем временам открытый мир, откуда вы путешествуете по уровням. Первое место, где вы окажетесь - это городской сквер. Здесь вовсю разъезжают автомобили, люди занимаются бытом - словом, течёт обычная жизнь. Вы в любую минуту можете подойти к человеку и заговорить с ним. Более того, некоторые люди могут оказать вам посильную помощь, подсказав что-то или хотя бы натолкнув на верную мысль. А иногда вы сможете получить от них какое-нибудь необычное задание. В зонах приключений отсутствуют враги и какие-либо срочные задачи. Можно свободно гулять, рассматривать окрестности и дышать виртуальным воздухом. Таких зон тоже несколько и все они становятся доступны по мере прохождения игры. Помимо сквера в игре есть мистические руины, где обитает кот Биг, а также гигантский корабль доктора Эггмана, где начинает свой путь Е-102 Гамма. Так или иначе, вам всё равно придётся побывать во всех этих местах. Интересно, что разработчики напихали в каждую зону тонну самых разных секретов. Чаще всего секретное место создано для одного конкретного персонажа. Например, играя за Наклза в мистических руинах мы можем вскарабкаться в одно место, где будет лежать приспособление сильно улучшающее способности ехидны. Также Тейлз на своих хвостах может забраться туда, куда не может робот или Эми, а Биг может поднять какую-нибудь каменную глыбу, загораживающую проход в секретную зону. Уровни большие, так что если вы любите исследовать - вам будет чем занять себя на множество вечеров.
Но не только у Наклза есть агрегаты, расширяющие его возможности. У всех из шести персонажей к концу игры будет в арсенале по паре таких вещей: у Соника улучшенные ботинки, у Бига улучшенная удочка, и так далее.

Уровни в Sonic Adventure пестрят разнообразием, а также весьма ненавязчивыми отсылками к классике. Из самого очевидного, тут есть уровень Ice Cap, в котором, к сожалению, звучит совсем иная музыка, нежели в Sonic the hedgehog 3. Авторы отказались от привычной формулы, в которой каждая зона содержит строго определённое число уровней и одного обязательного босса. Здесь число и тип уровней варьируется исключительно в зависимости от персонажа, его способностей и истории. Ничего лишнего, никаких бездумных телодвижений. Каждый уровень выполнен в своей стилистике. Уровень с казино, в который может проникнуть через городской сквер состоит из самого казино, пинболла и канализации. Здесь, особенно ближе к финалу, очень много колец и есть специальные игровые автоматы, в которых вы можете хорошенько подзаработать. Автомат имитирует мини-игру, похожую на ту, которая была в Sonic the hedgehog 2 на одноимённом уровне. Он представляет из себя стол с управляемыми игроком флипперами и слот-машиной, которая случайно генерирует комбинацию из трёх картинок на барабане. Роль шарика исполняет ваш подопечный. Любопытный факт: если вы в течение трёх попыток проигрываете и набирается менее сотни колец, вас спускают в канализацию. Таким образом, уровень разветвляется на два пути. Правда, для Тейлза этот уровень выглядит совершенно иначе - никаких автоматов, только беги, да обгоняй самое быстрое млекопитающее в мире. В уровне Emerald Coast, который представляет из себя лазурный берег у сквера, только Сонику доступен второй акт. Для Е-102 Гаммы и Бига доступна только первая часть уровня, а некоторые персонажи вообще лишены возможности там побывать. Впрочем, почти у всех персонажей есть свои особенные места. Единственное исключение - Соник. Поскольку он главный герой, его приключение самое насыщенное и богатое на разнообразие уровней. Есть уровень, расположенный в окрестностях древнего храма, где синему ежу придётся решать головоломки и использовать свою ловкость, дабы миновать смертельные ловушки. Там же, кстати, если хорошенько приглядеться, можно заметить на стене фреску с совершенным Хаосом. Калейдоскоп предлагаемых уровней титанически огромен: здесь вам и пляжи, и воздушные базы, и пирамиды майя, и лавовые расщелины. В общем, разгуляться есть где. Каждая локация вызывает определённые чувства - одна сладко-умиротворяющая, другая пугает до дрожи, а третья заставляет набрать в лёгкие побольше воздуха и максимально долго не выдыхать. Во многих уровнях можно встретить мини-игры, наподобие слот-машины в казино. В сценарии Эми Роуз, например, есть мини-игра с кротами - это когда у тебя перед носом поле с кучей дыр, из которых то и дело вылезают зубастые вредители, а ты должен оперативно стукать их по голове молоточком. Собственно, учитывая особенность ежихи, эта игра сама напрашивалась. В уровне Twinkle Park есть небольшая секция, где Сонику предстоит рулить парящей над землёй машинкой, выписывая дичайшие пируэты. А в песочном уровне за Тейлза можно покататься на сёрфинге. Любопытно и то, что для каждого из персонажей уровень может выстраиваться индивидуально. Я сейчас говорю не о случайной генерации объектов, а о том, что, например в сценарии Соника Twinkle Park представляет собой весёлую и искромётную гоночную дорожку, а при игре за Эми Роуз эта зона превращается в темницу с гнетущей и волнующей атмосферой. Вкупе это делает приключение героев ещё более уникальным.

Дизайн локаций сделан великолепно - любая местность, какую ни возьми, изобилует деталями и радует глаз эстета. При желании можно придраться к анимации - она здесь иногда кажется слишком уж резкой и быстрой. Понятно, что авторы делают игру про самого быстрого ежа на планете, но это же не значит, что анимации всех персонажей должны воспроизводиться со скоростью света! Не радуют также и периодически встречающиеся ошибки, прохождение модели героя сквозь текстуры, влекущее неминуемую смерть. Видно, что игру не успели или не сумели должным образом отполировать. Однако, на технические огрехи быстро забиваешь когда начинаешь проникаться историей. 

В заключении, отмечу, что игра часто пытается нас удивить. Она лезет вон из кожи, лишь бы игрок не начал вяло зевать и тянуться к кнопке выхода. И у неё это получается буквально с первых кадров - шутка ли, прямо с первых секунд игры, не успев пройти обучение и не разобравшись в кнопках, нас сталкивают лицом к лицу с боссом! Рискованно, дерзко и круто!

Музыка и звук

Музыкальное сопровождение в Sonic Adventure, кажется, достигло своего апогея. Нет, не поймите превратно, во всех предыдущих платформенных приключениях синего ежа саундтрек был недостижимо великолепен, но в этот раз разработчики смогли удивить самих себя. Поскольку Соник официально вошёл в новую эпоху, изменившись кардинально и раз и навсегда, то и в музыке это должно было отобразиться коренным образом. И отразилось: уже во время начальной заставки нас встречают раскатистые гитарные рифы и пронзительный мужской вокал. Песни в серии уже были в Sonic R, но там они были выполнены в совершенно на мой взгляд неподходящем Сонику стиле. Кто захочет разрезать воздух под попсовые мотивы с женским голосочком? Здесь же нам представили рок, быстрый, громкий, заставляющий сердце биться в такт. Он замечательно гармонировал с общей концепцией и характером персонажей. Причём на роль главенствующего композитора взяли на абы кого, а Джуна Сеноуэ, автора знаменитых мелодий из Sonic the hedgehog 3 и Sonic & Knuckles. Теперь же этот перец сварганил собственную рок-группу и начал петь свои боевики для синего ежа и его друзей. Помимо главной темы было написано ещё несколько, по одной на каждого персонажа. Разработчики постарались отобрать таких исполнителей, которые бы максимально точно смогли попасть в характер героя. На песню для кота Бига взяли беспробудного оптимиста Теда Поли, который с помощью своей работы зарядил позитивом весь свет. Для Тейлза взяли певицу, которая спела песню с проникновенным текстом о том, как важно поверить в себя. У неё был размеренный ритм, и она сосредоточивалась в основном на внутренних переживаниях, а потому идеально подходила неуверенному лисёнку. Для Наклза сочинили самый настоящий рэп с попсовым припевом. Не знаю как это решение взбрело в головы Sonic Team: возможно, они решили, что колючки ехидны напоминают дреды, а дреды любят носить чернокожие, а чернокожие любят рэп. Тем не менее, музыка подошла как нельзя лучше. Для Е-102 Гамма исполнителя нанимать не стали - роботу роботизированную музыку! Впрочем, главная тема Е-102 Гаммы совершенно изолирована от нарочито синтетических элементов. Основную партию там играет фортепиано, с проникновенной, до одурения красивой мелодией. Это стопроцентное попадание. Особенно любопытно, что музыкальная тема другого робота из серии Е, который преследует Эми Роуз, наоборот, лишена всяческой высокопарности и напичкана однообразными повторяющимися электронными сэмплами. Композиторы прекрасно подчёркивают музыкой характеры и внутренний мир героев, заставляя их любить или ненавидеть. Музыка же на уровнях целиком и полностью инструментальная, но её крутизны это, естественно, не умаляет. Саундтрек не такой однообразный, как может показаться. Но всё-таки большую его часть составляет бодрый и энергичный рок. Это именно та музыка, которая заставляет бежать вперёд без оглядки. Это именно то, что нужно Сонику. 

Трудно выбрать свою любимую тему. Не потому, что прошло уже более десяти лет с момента моей последней игры - напротив, большинство треков я даже слишком хорошо помню для подобного срока давности - а потому, что они все чертовски хороши. Но, пожалуй, тема из уровня Red Hot Skull чуть выделяется среди остальных. В этом уровне мы попадаем в жерло вулкана, где всё объято лавой и царит атмосфера приближающегося конца. Музыка здесь мрачная, но она не пугает нас. Ведь цель Соника не в том, чтобы сложить руки и поджариться в лавовой ванной, а в том, чтобы набрать побольше скорости и миновать эту страницу своей жизни. Поэтому музыка здесь грубая, гитарные рифы необыкновенно тяжелы, но лидирующая мелодия неповторима. Настолько чёткого сочетания инструментов мне ещё не доводилось слышать. Также на контрасте приятно послушать тему мистических руин. Она входит в ваши колонки чрезвычайно вкрадчиво, почти не слышно, и медленно-медленно разгоняется, обрастая древними мотивами и напевами дальних народов. Обе они составляют явную противоположность друг другу. И обе они в одной игре. Музыку в Sonic Adventure можно и нужно слушать отдельно от игры. Она в хорошем смысле заедает где-то на подкорке мозга и её, словно наркотик, хочется воспроизводить снова и снова. Не даром на сегодняшний день существует множество переизданий официального саундтрека к данной игре. Также многие песни, родившиеся здесь становятся постоянными участниками праздничных сборников серии Sonic. Калейдоскоп эмоций, получаемый при прослушивании не сравним ни с чем.

Звук в детище Sonic Team выполнен на недостижимом уровне. Герои озвучены крайне убедительно, ни один звуковой эффект не режет ухо. Сейчас, конечно, можно было бы к чему-нибудь придраться, но для 1998 года это однозначный успех!

Послесловие

Sonic Adventure - игра, родившая талисман SEGA заново. Мало кому даётся шанс войти в сухим в воду дважды - в случае с Sonic Team, они просто ходят по воде, аки Иисус. Ребята создали поистине штучный, удивительно многогранный продукт. Да, пожалуй, новаторским здесь ничем не пахнет, но сам факт того, что им удалось перенести одного из самых успешных персонажей двух измерений и 3D, при этом не растеряв, а только заработав хвалебные отзывы, говорит о гениальности сидящих там людей. В этой игре доведено до идеального состояния буквально всё - музыка, графика, сценарий, интерактивность. В переизданной для ПК версии появились ещё и дополнительные миссии, которые заставят вас ещё не раз исследовать вдоль и поперёк каждый уголок игрового уровня. Несмотря на полное отсутствие режима совместной игры, периодические прохождения персонажа сквозь текстуры и редкое падение частоты кадров, это всё равно лучшая 3D игра о Сонике. И одна из лучших игр в мире.

ИТОГО:

  • Графика: 10/10
  • Сюжет: 10/10
  • Геймплей: 10/10
  • Музыка: 10/10
  • Звук: 10/10

ВЕРДИКТ: 10

1 геймер сказал спасибо за этот обзор
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Чтобы оставлять комментарии вам необходимо под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти , которая займет всего пару минут.

Оценки игры
Обзорный
10.0
1 обзор
Геймерский
10.0
2 оценки
Ваша оценка
Не оценено
Общая информация
Название Sonic Adventure DX: Director's Cut
Платформы
PC
Издатель
Разработчики
Жанры
Боевик/Экшн
Платформер
Темы
Фэнтези
Дата выхода
23 декабря 1998
Алиасы
Sonic Adventure DX: Director's Cut
ESRB
E
PEGI
3+