Shin Megami Tensei: Nocturne, или Shin Megami Tensei III: Nocturne в Японии – пост-апокалиптическая ролевая игра, третья основная часть серии Shin Megami Tensei. Она вышла через 9 лет после предыдущей основной части, Shin Megami Tensei II. Такой большой промежуток между релизами был вызван сложностью в создании новой игры, способной привлечь широкую аудиторию. В западном релизе игры, вышедшем в 2004 году, были добавлены новые боссы, другая концовка и некоторые иные дополнения.
Сюжет игры проходит в современной Японии. Главный герой – школьник, наполовину являющийся демоном. В мире начинается Зарождение: всё текущее уничтожается, вместо него образуется Вихревой мир, населенный, главным образом, душами и демонами. Так как герой наполовину демон, он может сражаться с вражескими демонами и пытаться переманить демонов на свою сторону. С развитием сюжета появляется возможность изменить Вихревой мир посредством тех или иных решений героя.
Проект Nocturne постоянно задерживался после релиза Shin Megami Tensei if... Дело в том, что Atlus желала сделать хорошее продолжение для следующего поколения консолей, поэтому игра прошла несколько изменений. Игру в итоге хвалили за геймплей и атмосферу, но часто критиковали за сложность. Нередко ее рассматривали как одну из лучших игр, вышедших в 2004 году. В Японии по игре сделали драматический CD и повесть.
Геймплей
Герой игры – подросток, показываемый от 3-го лица. Герой может использовать демонические навыки благодаря Магатаме – паразитической сущности, совмещающей в себе качества оружия, брони и книги заклинаний. Если герой повышается и у него есть Магатама, он может выучить навык, а Магатама может перейти в Дикое состояние. Дикое состояние – это случайный эффект вроде исцеления или повышения статов. Эффекты могут быть и отрицательными, как, к примеру, болезнь.
Уникальное свойство Магатамы – способность менять «титул» героя. По умолчанию его титул – Изверг. Магатама может относиться к одному из трех типов: Темный, Нейтральный или Светлый. Когда главный персонаж осваивает Магатаму, то тип, в овладении которым он наиболее преуспел, становится его титулом. В большей части игры титул протагониста никак не влияет на геймплей.
Бой
Боевая система работает типичным для традиционной пошаговой RPG образом, но с важным исключением: Press Turn. Это функция, отображаемая в правом верхнем углу экрана в виде иконки. Любое действие, будь то атака, использование навыка или предмета, контакт с демоном и др., занимает одну очередь. Но, если боец проводит критический удар, использует слабость соперника или передает действие, его очередь используется наполовину, и тогда иконка Press Turn пульсирует. Половинные очереди позволяют делать то же, что полные очереди, но всегда пропадают. Если атака не проходит (например, в результате блока или отражения), боец штрафуется на несколько иконок Press Turn.
Разговоры с демонами
Ключевой элементы игры. Так как полудемоны сами по себе могут обладать лишь одной половинной очередью, им полезно приобретать союзников. Повышение Магатамы может влиять и на разговоры с демонами определенных видов. Переговоры с демонами – уникальная система, в которой персонаж пытается убедить демона войти в его группу.
Некоторых демонов можно подкупать за деньги или предметы. Другие демоны лишь задают философские вопросы вроде «завидуешь ли ты жизни растений?». Некоторых соблазняет красивый персонаж, кого-то можно привлечь лестью, кто-то присоединяется безо всяких колебаний. «Своих» демонов можно совмещать в более сильных существ. Также, усилить демонов может состояние луны, или «Кагуцучи».
Сюжет
Главный персонаж и его друзья Чиаки Хаясака и Исаму Нитта отправляются в Токио. Они хотят посетить свою больную учительницу Юко Такао, и тут происходит восстание двух культов, повлекшее смерти нескольких людей. В госпитале, где осталась Юко, герой кратковременно наблюдает зловещий оккультный эксперимент, организованный человеком по имени Хикава. Именно Хикава подстроил восстание. Вскоре после этого мир переходит в «Зарождение». Из-за эксперимента Хикавы японская столица уничтожена, а вместо нее в зародышевом состоянии возник Вихревой мир, который сохранится до возрождения мира. Позже герой встречает мальчика, который вставляет в него Магатаму – существо с демоническими силами, превращающее героя в «полудемона».
Изучая Вихревой мир, герой находит репортера Дзёдзи Хиджири, который дает кое-какую информацию о мире. Герой узнает о двух организациях, желающих создать новый мир. Первая – Ассамблея Нигило, возглавляемая Хикавой, ее цель – создать мир, в котором ради поддержания мирного положения нет эмоций. Вторая организация – Мантра, желающая руководить новым миром силовыми способами. Полудемон сталкивается с несколькими демонами, которые ищут канделябры, нужные им как средство усиления. Хикава уничтожает Мантру. Ему помогла Юко Такао, которая сумела украсть энергию «магацуси» у других демонов.
В поисках друзей полудемон сталкивается с разными группами. И Чиаки, и Исаму в смятении от Вихревого мира, и предпочитают полагаться только на себя. Юко, поняв, что Хикава ее просто использовал, решает создать собственный мир. Для этого она создает три «котовари» (причины). Тот, кто хочет создать новый мир, должен обладать мощной внутренней философией, в которой есть законы, по которым будет жить мир. Этот свод законов называется Причиной. По законам Вихревого мира демон не может создать Причину, поэтому большинство демонов следуют одной из трех Причин, созданных ключевыми персонажами в течение игры. Вихревой мир – лишь эмбрион настоящего мира, созданный при Зарождении как подготовка к окончательному перерождению.
Причины Хикавы называется «Шиджима». Согласно ней, нет какой-либо личности, нет страсти к инакомыслию, конфликту и разрушению. Причина Исаму – «Мусуби». Она, напротив, говорит, что каждая Личность абсолютна, каждый человек будет жить в собственном независимом мире, полностью изолированном от других существ. «Ёсуги», причина Чиаки, основана на элитизме и выживании наиболее приспособленных; слабые элементы общества уходят, оставляя место лишь для сильных. Когда Юко пытается создать собственную причину, Хикава приносит ее в жертву в ритуале вызова своего божества.
Герой игры, как демон, не может создать причину. Однако, он может пойти против законов Вихревого мира и продолжать без причины. Это путь «нейтрального света», который восстановит мир до его старого состояния. В концовке «нейтральной тьмы» выживает только полудемон.
Персонажи
Герой: единственный игровой персонаж, стандартного имени не имеет. Редко говорит. Его личные качества формируются в зависимости от решений игрока. Учится в школе, до некоторой степени интересуется видеоиграми и оккультизмом. Посетив свою учительницу Юко Такао, вовлекается в Зарождение (конец мира). Затем, таинственный мальчик дает ему демоническую силу Магатамы. Так начинается путешествие героя в Вихревой мир. Герой – «полудемон», у него сердце человека и тело демона.
Юко Такао: учительница, присоединившаяся к Хикаве для начала Зарождения. Ее мотивация – усталость от нынешнего мира, в котором, как она считает, масса людей, бессмысленно растрачивающих свой потенциал. Как Дева Вихревого мира, она должна стать краеугольным камнем мира свободы, но выясняется, что Хикава просто использовал ее как средство в своем поиске мира тишины. Юко почитает «богиню» Арадию, происходящую из мира, который не совсем реален. У Арадии нет реальной силы, она может дать своим последователям лишь надежду. В лабиринте Амала игрок узнает, что Арадия – Богиня Лжи. Хикава приносит Юко в жертву во время призыва собственного существа.
Чиаки Хаясака: одноклассница героя. Родилась и выросла в семье из высшего общества, имеет привычку обращаться к людям свысока. Подобно Исаму, участвует в Зарождении. Чиаки принимает закон Вихревого мира и идет по пути создания. Считая прежний мир слишком беспорядочным, полным ненужных вещей, она нацеливается на создание мира, в котором сильные получают всё, а слабые либо погибают, либо становятся рабами. Так Чиаки создает Причину Ёсуга. Чиаки просто хочет мир, в котором каждый стремиться стать сильным. Ее последние слова, если герой принимает Ёсугу – поздравления. Если герой не принимает Ёсугу, Чиаки прочувствованно прощается с ним.
Исаму Нитта: ленивый, эгоцентричный одноклассник героя. Питает нежные чувства к Юко Такао. Когда начинается Зарождение, пытается создать новый мир, и инстинктивно ищет у Юко и героя помощи. Юко найти не удается, и он теряет всю веру в людей. Поэтому он решает создать мир, где Личность является абсолютом, и никто не может взаимодействовать ни с кем. Причина, соответствующая этому миру, называется Мусуби. Исаму говорит, что люди должны быть внутренне изолированными, но постоянно ищет у других персонажей эмоциональной поддержки, помощи и силы для укрепления своей причины. Его мир – это мир, в котором можно вечно пребывать в одиночестве. Если герой принимает Мусуби, Исаму погибает от божества в финальном подземелье. Если герой отрицает Мусуби, Исаму открыто заявляет о желании убить героя.
Хикава: главный технический директор крупной коммуникационной компании Cybers, высокопоставленный офицер культа Геи. Он отвечает за организацию Зарождения. После возникновения Вихревого мира Хикава собирает Ассамблею Нигило, которая становится одной из двух демонических сил. Он мечтает о тихом мире, где опасные человеческие страсти нейтрализованы, и каждый находится в гармонии с миром. Его причина зовется Шиджимой. Хикава в своих действиях крайне безэмоционален, он без колебаний использует Юко как пешку и уничтожает всё сопротивление. Отрицание Шиджимы для героя значит предстоящий бой с божеством Хикавы.
Дзёдзи Хиджири: писатель для оккультного журнала. Встречает героя при сборе информации для статьи про восстание в парке Ёёги. Даже после Зарождения чувство репортерской ответственности толкает его на продолжение расследований. Дзёдзи считает себя слишком слабым, чтобы выжить в Вихревом мире, поэтому он остается в Терминальной комнате. Там он изучает терминалы и их связь с загадочной сетью Амала. Вскоре информация становится для него всем. Ради нее Дзёдзи готов пренебречь человеческой жизнью в Вихревом мире или подкупить полудемона фактами, открытыми через терминалы Амалы. После прохождения подземелья Четвертая Кальпа выясняется, что Хиджири умер при Зарождении, а в Вихревом мире существует из-за наказания за «высший грех».
Люцифер: демон, принимающий формы загадочного человека в инвалидной коляске и ребенка. Его цель и истинная личность остаются неизвестными в большей части игры. Он предоставляет герою Магатаму. Личность Люцифера раскрывается, если игрок проходит опциональное подземелье Пятая Кальпа.