В далёком 1997 году никому неизвестная студия Titanic Entertainment выпустила стратегию под названием Netstorm: Islands at war. Игра обладала уникальным геймплеем и атмосферой, но почему-то так и не сыскала заслуженной славы. Горячо любимая в узких кругах, она переигрывается и по сей день. Люди сбиваются в группы в социальных сетях, и назначают друг другу сетевые матчи. Спустя вот уже юбилейные двадцать лет, игра так и не получила продолжения. Было даже дело, что фанаты сами пытались сварганить сиквел, но не срослось. Повторить такое удачное сочетание игровых элементов оказалось никому не под силу. Авторы из кожи вон лезли, чтобы создать нечто отличающееся от остальных стратегий, и, надо сказать, у них это получилось. Итак, что же такое Netstrorm: Islands at war и с чего его едят? Разберёмся по порядку.
Сюжет подаётся нам через текстовые окна в начале каждого уровня. Честно говоря, ничего любопытного он из себя не представляет. Всё, что нам нужно оттуда знать - существует небесный мир под названием Нимбус. Он представляет из себя огромную плеяду, рассеянных по небу островов, на каждом из которых живёт свой народ. А ещё в небесах парят некие гейзеры, на дне которых находятся энергетические кристаллы. С помощью кристаллов здесь в движение приводится буквально всё - он построения промышленных зданий, до изготовления солдат. Однако, этот минерал не восполняем, поэтому между людьми возникает война за ресурсы, а вернее, за ресурс - кроме кристаллов в небесах ловить нечего. Наконец, Нимбианцы объединяются в три клана - клан Ветра, Грома и Дождя. Проходят годы. У кланов формируются свои уникальные умения и навыки в военном деле. Они изготовляют разную боевую технику, выращивают разных животных и используют разные защитные сооружения. Как вы поняли, всю игру вы будете воевать за ресурсы меж трёх огней.
Первая из особенностей Netstorm: Island at war в том, что здесь вам не нужно будет выбирать с самого начала сторону, за кого вы будете играть. По мере прохождения кампании вы побываете по обе стороны баррикад, и сможете вдоволь испробовать боевые тонкости каждого стихийного клана. Есть и ещё одна стихия, Солнечная. Их орудия считаются самыми простыми, и не даром обучающие задания начинаются именно с этого клана. Первые пять-шесть уровней вас водят за ручку по игровому миру и любезно посвящают в тонкости геймплея. Если вы впервые сели за творение Titanic Entertainment, советую не пропускать обучение, потому как некоторые вещи могут быть интуитивно не понятны. Главную роль здесь играют жрецы. Это колдуны, который обладают беспредельной властью на своём острове, и только с их помощью вы можете что-либо построить. Соответственно, победа в Netstorm: Islands at war заключается не в том, чтобы раскурочить вражескую базу, а в том, чтобы похитить чужого жреца и совершить над ним обряд жертвоприношения. Я не шучу, вам действительно достаточно скормить преисподней священника, чтобы выиграть битву - можете вообще не трогать вражеское логово! Правда, в уничтожении главенствующего храма на острове (впрочем, вы можете построить только один единственный храм) есть своя прелесть. Дело в том, что храм не только позволяет строить мастерские для изготовления оружия, но и обладает магией, которая запрещает на территории острова возведение любых чужеродных построек. Таким образом, уничтожая упомянутое здание, вы получаете возможность строить на вражеской территории, что и сколько хотите. Это очень помогает подобрать к врагу поближе, и окружить его со всех сторон.
Я не сказал о важнейшей из деталей, которая отличает игру от любой другой стратегии. Из-за того, что всё действие происходит в небе, Нимбианцы строят мосты между островами, дабы как-то добраться до желанных гейзеров. Нет, тут есть и воздушные судна, способные свободно перемещаться в пространстве, собирая кристаллы, но сначала их нужно на что-то построить! К тому же, мосты в Netstorm: Islands at war нужны не только для сбора минералов - они здесь вообще являются центральным элементом геймплея. Вы можете построить любое орудие на краю мостика, и в небе моментально образуется мелкий островок с вашей постройкой. Что-то серьёзное, однако, вроде храма или мастерской построить на мосту вам не дадут - он попросту не выдержит. В левой части экрана находится панель инструментов с несколькими кусочками моста разной формы. Формируются эти кусочки совершенно случайным образом: один может быть прямым, а другой изогнутым. Всё это очень напоминает тетрис. Кликая мышью на любой из понравившихся блоков, вы, тем самым, перетаскиваете его на карту, и собираете мост. Как правило, мосты в игре получаются витиеватыми и слегка напоминают муравейники. Советую вам не строить мосты слишком быстро, если только этого не требуется согласно миссии. Дело в том, что мостам требуется время на изготовление, и если вы возьмёте только что появившийся на панели инструментов кусочек, он будет покрыт трещинами. Мосты, собранные из таких кусков очень быстро разрушаются от взрывной волны, и вообще довольно сильно напоминают русские дороги. Так что, если время позволяет, рекомендую не торопиться. Благо за создание мостов тут деньги не взимаются. Не присоединённые к чему-либо мостики имеют свойство ветшать, становясь с каждой минутой игрового времени всё более хлипкими, а затем и вовсе рассыпаться и падать в бездну. Это случается потому, что край моста тупо подвешен в воздухе; у него нет опоры, и, как следствие, он ослабевает. Если в этот момент по мосту проходил ваш голем, он, понятное дело, также упадёт вниз. А вот если вдруг в подобную ситуацию попадёт ваш жрец, то он просто зависнет в воздухе и будет парализован. Не баг, а фишка! Так происходит благодаря магии. Вокруг жреца появляется магическая аура, которая оберегает его от смерти, но при этом не даёт двигаться. Таким образом, он становится лёгкой мишенью для врага - если у него есть воздушное судно, он может просто забрать к себе вашего жреца, быстренько построить алтарь для жертвоприношений и совершить своё грязное дельце. Поэтому следите за тем, чтобы жрец постоянно находился в безопасности, и старайтесь не отправлять его собирать минералы на дальние расстояния. А если он всё-таки угодил в беду и обездвижен посреди неба, заберите его на воздушном судне как можно скорее, пока этого не сделал ваш соперник. Жрец вообще довольно хрупкая единица. Любые два удара из вражеского орудия, и он парализован. На этот случай в Netstorm: Islands at war есть и оборонительные сооружения. У каждой из стихий есть своя уникальная башня - одна достаточно крепкая, чтобы игнорировать любые удары с воздуха, но при этом быстро рушится от наземных атак; другая невосприимчива к пальбе с земли, но исключительно спереди, а если зайти сбоку или сзади - разрушается только так. И так далее.
Перейду к главному в стратегиях: оружию. Если очень грубо, в игре существует всего два типа орудий - одни стреляют с земли, и используются для ближнего боя, а другие воюют в воздухе на дальних расстояниях. Такие приспособления есть у каждой стихии, но в разных вариациях. У всех орудий свои преимущества, и недостатки. Например, у стихии Солнца есть дискомёт: некое орудие, напоминающее футуристическую катапульту. Оно постепенно с помощью специальной ручки раскручивает вокруг себя снаряд, а потом резко отпускает его, придавая большое ускорение. Снаряд обладает не слишком хорошей силой и действует только на ближнем расстоянии. Кроме того, скорость заряда у дискомёта оставляет желать лучшего. У той же Солнечной стихии есть ещё пушка. Она стреляет гораздо дальше и чаще, чем предыдущее орудие, но способно поворачиваться только на 90 градусов. То есть если ваш противник соорудит свой дискомёт близко от вашей пушки, но на углу в 45 градусов относительно неё, ваше орудие не сможет противостоять врагу. Поэтому, зная особенности каждого из орудий, можно строить выгодную тактику боя. Наконец, у стихии Солнца есть некая авиабаза. Это такой купол, из которого может вылетать бесконечное количество каплевидных вертолётов и самостоятельно искать вражескую цель. Как правило, по одному они убиваются достаточно быстро даже самым слабым орудием, поэтому советую использовать их массово, чтобы вертолёты действовали всем скопом. Радиус охвата у авиабазы просто огромный - он распространяется почти на всю видимую часть карты! У стихии Дождя есть ледяная пушка. Она стреляет не залпом, как солнечная, а пулемётной очередью, да так, что попадающие во врага ледяные пули ещё рикошетом отлетают в рядом стоящие постройки. То бишь одной пушкой мы можете устранить сразу несколько препятствий. Единственный, и очень ощутимый минус - такая пушка вообще не может поворачиваться, хоть и радиус её действия достаточно высок. Это значит, что если вы зайдёте сбоку и построите дискомёт, либо солнечное орудие, то без труда из раскрошите ледяную пушку.
Ещё в стихии Дождя есть такое орудие, как омут. Это аналог авиабазы, и выглядит он как бассейн, из которого выползают летающие медузы. Радиус действия данного орудия также очень высок. В отличие от солнечных вертолётов, даже одну медузу очень сложно убить. Во всяком случае, прежде, чем вы это сделаете, ваша постройка получит не малые повреждения от удара током. Поэтому если вы понастроили по периметру своего острова множество бассейнов - считайте, что вы надёжно защищены. Но самые мощные и внушающие страх сооружения принадлежат стихии Грома. Как правило, они очень дорогие, но окупаются с лихвой. Например, в третьем уровне кампании вы столкнётесь с противником, который понаставит против вас кучу железных драконов в ряд. Драконы - это аналог пушек. Они, также как и ледяные пушки, не способны повернуться, и стреляют только напротив себя. Зато их радиус действия выходит далеко за рамки видимой карты, а уничтожить их невероятно тяжело. Отдать за одного такого придётся 1200 единиц энергии, в то время как солнечную пушку, к примеру, можно купить всего за 400. На этом уровне вы познакомитесь ещё с одним сооружением Солнечной стихии, именуемой баррикадами. Они работают только в паре: поставьте пару таких устройств на одной плоскости, и вы увидите, как между ними образуется защитный барьер зелёного цвета. Всё, что будет попадать в этот барьер, не пройдёт за его пределы, каким бы мощным не был снаряд. Но если ваш противник уничтожит одно из устройств - "пиши пропало".
Конечно, можно построить и больше баррикад, и забаррикадироваться хоть со всех сторон - ограничений на постройку здесь нет. Главное, чтобы ресурсы позволяли. Наконец, есть тут и стихия Ветра. У них есть орудия ближнего боя, сильно напоминающее арбалет. Стреляет оно стрелами, да так быстро, что вы и глазом моргнуть не успеете, как вражеский дискомёт канет в бездну. Поворачиваться арбалет может на любой угол, не превышающий 140 градусов. Так что, перед тем как клепать подобные орудия, подумайте о том, чем можно прикрыть их с тыла. А ещё каждый клан может строить големов. Это человечки, основной целью которых является сбор минералов. Кликнув на одного такого, и указав ему на гейзер, вы отправите его собирать кристаллы до тех пор, пока он не умрёт, или пока не истощатся все гейзеры в округе. Големы обычно угрюмы и ненавидят свою работу. Это можно понять по их сквозь зубы произносимому "да, мастер!". А как иначе, вы бы были довольны до смерти копаться в шахте под постоянной угрозой смерти? К сожалению, големы довольно медлительны. Они будут полезны вам разве что в большом количестве. Но есть и другой способ собрать драгоценные минералы. У каждой из стихий есть дополнительные создаваемые юниты, которые могут собирать ресурсы. У стихии Солнца - это аэростат. У стихии Дождя - летающий скат, и крабики. Если с первым всё более-менее понятно (все летающие сборщики ведут себя примерно одинаково), то про других стоит рассказать чуть подробнее. Крабы передвигаются по земле, подобно обычным големам, только имеют больший запас энергии, и их скорость заметно выше. А раз выше скорость, то и добывать минералы вы будете быстрее. У стихии Ветра тоже есть быстрые наземные сборщики, только выглядят они как парусные лодки. А вот у стихии Грома в качестве дополнительных наземных сборщиков выступают фантастические чёрные слоны. Вот они передвигаются медленнее обычных големов. Зато могут унести в два раза больше!
Есть у клана Ветра и некие ветряные мельницы. Внешне напоминающие ручную мельницу сооружения, раскручиваются до тех пор, пока не формируют внутри себя вихрь и не выпускают его наружу. Вихрь настойчиво сверлит всё, что видит. Что интересно, некоторые орудия не могут его уничтожить - всё-таки бороться с ветром так себе затея.
Нажав на своё орудие, вы можете увидеть радиус его действия. Таким образом, вы можете лучше понять, где стоит строить вашу постройку, а где лучше не надо. Как вы видите, буквально у каждого вида сооружения свои особенности. И даже, вроде бы на первый взгляд, аналогичные друг другу пушки, на самом деле очень отличаются. Удивительно то, как разработчикам удалось уловить правильный баланс в игре, учитывая такое многообразие приспособлений. От Netstorm: Islands at war невозможно оторваться.
Интерфейс игры полностью расположен в левой части экрана. Помимо уже упомянутых мостов, тут можно посмотреть текущее количество собранных ресурсов, доступные постройки и миниатюрную карту. И, кстати, раз уж мы снова вспомнили про мосты - они могут быть не только средством для того, чтобы проложить путь куда-то, но ещё и стратегическим оружием. Если вы достаточно прытки и быстры, то можете успеть окружить со всех сторон остров противника, и он не сможет ничего строить за его пределами. Когда вы прокладываете мост к гейзеру, он окрашивается в цвет вашего острова, как бы говоря, что отныне является вашей собственностью. Теперь от этого гейзера вы можете продолжать строить мост куда угодно. А вот если вы замешкались и не успели, и ваш соперник проложил дорожку первым, то гейзер окрасится в другой цвет, и строить мосты от его границ уже будет нельзя. Правда, если вы всё-таки впоследствии соединитесь с гейзером, то големы спокойно смогут брать оттуда кристаллы.
Это ещё не все фишки, которые нам предложит игра. Помимо оборонительных и наступательных построек, у каждой стихии есть, так называемые, генераторы. Они представляют собой конусообразную башенку и нужны для того, чтобы передавать энергию от храма. То есть, если вы хотите построить, скажем, дискомёт или солнечную пушку достаточно далеко от своего острова, но у вас нет генератора, то ничего не получится. Кроме того, каждому виду орудия требуется свой набор энергии, ведь энергии Ветра, Грома, Дождя и Солнца различаются. При попытке построить то или иное сооружение вы увидите иконки энергии, которая вам потребуется для создания. Для особо мощных орудий обычно нужно несколько генераторов, так как один попросту не сможет передать необходимый поток энергии. Иногда требуются генераторы разных стихий. Таким образом, чем дальше вы от родного острова, тем большую цепочку из генераторов вам нужно создать, чтобы ваши постройки заработали, как надо. Когда генераторы готовы и вы разместили орудие, появляется небольшой островок и силуэт будущей боевой единицы. Теперь от храма через генераторы по всему мосту передаётся энергия, которая и создаёт в итоге орудие. Понятно, что чем дальше вы находитесь от дома, тем больше времени требуется на создание орудия, в то время как ваш противник создаёт свои орудия в два счёта (если речь идёт об атаке его острова). Поэтому настоятельно рекомендую не делать витиеватые мосты со сложным маршрутом.
Если ваш храм уничтожен, но жрец остался цел, и если у вас более 5000 штормовых кристаллов, вы можете построить храм заново, в любом месте. Можно даже на другом острове, главное, чтобы он не был занят другим кланом. Но даже если ваш жрец похищен и уже закован в цепи, стоя на алтаре, надежды терять не стоит. Обряд жертвоприношения длится примерно две минуты, потому что вражеский жрец должен обойти жертву с пяти сторон и произнести пять заклинаний. И если так случилось, что ваш храм остался невредим, можете построить парочку орудий, чтобы они раскурочили алтарь и освободили вашего жреца. Но справедливости ради, должен сказать, что такая удача попадается в игре достаточно редко.
Ещё одна интересная деталь - поскольку клана Солнца не существует, то и своего храма у них нет. Это стандартный набор строений, доступный каждой стихии. Орудия Солнца же всеядны - им подойдёт любой генератор. Как правило, в начале уровня у вас есть только храм. Именно в храм заносят штормовые кристаллы ваши подданные. Если храм разрушен, голем не будет носить кристаллы, а встанет на месте, как вкопанный. С помощью храма можно построить мастерские. В мастерской производятся все стратегические объекты: орудия, генераторы и защитные сооружения. Если враг разнёс в щепки вашу мастерскую, с панели инструментов пропадут все объекты, кроме големов - для них достаточно одного храма. Первоначально мастерская позволяет создать только два вида объектов. Чтобы добавить к ним третий придётся сначала её усовершенствовать. На это, понятное дело, требуются кристаллы. Вам, однако, никто не запрещает построить ещё одну такую же, так будет даже выгоднее. Правда, если вы найдёте для неё место. Ведь мастерские занимают довольно много места, а остров не резиновый.
Netstorm: Isnands at war - весьма сложная игра. Кампания насчитывает чуть менее двух десятков уровней, и уже с третьего вы начнёте кусать локти. На прохождение некоторых уровней у вас может уйти пара часов. Не надейтесь, что сможете пройти детище Titanic Entertainment, используя от раза к разу одну и ту же тактику. Каждый новый уровень ставит вас в абсолютно разные игровые ситуации: вот вы начинаете игру без денег и под обстрелом из десятка драконов; в другом окружены белым нестареющим мостом, и хотя у вас множество големов, посылать их некуда, так как враг отрезал вас от всех гейзеров. Искусственный интеллект, порой, просто раздражает своей точностью - обмануть его вовсе не легко. Но даже если вы оказались достаточно безумны, чтобы осилить последний уровень, ваши приключения не заканчиваются. Авторы вставили в игру режим редактора собственных карт, и некоторые умельцы собрали архив из самых зубодробительных фанатских миссий.
Разумеется, в Netstorm: Islands at war присутствует и коллективная игра. Вы можете играть между собой по локальной сети, или через сервера в Интернете. Особенно любопытны баталии, в которых задействовано несколько островов - на экране начинает твориться форменное безумие! Сейчас, к сожалению, спустя двадцать лет после запуска, все официальные сервера закрыты. В многопользовательской игре существует некая система рангов. Изначально, находясь на самом низком уровне, вы можете строить только пару типов орудий. Как только вы побеждаете в бою, ваш ранг повышается, и в награду вам разрешают взять на выбор одно из дополнительных умений. Так, достигая максимального ранга, вы можете строить буквально все, что вашей душе угодно - была бы только мастерская.
Кстати, успешные боевые сражения могут не только потешить ваше самолюбие, но ещё и помочь разбогатеть. За каждое разрушенное орудие или здание вы получаете четверть от его изначальной стоимости. А ещё, если у вас настал финансовый кризис, а от големов остались только рожки да ножки, вы можете продать неиспользуемые постройки, и выручить за них полцены. Парадоксально то, что динамика игрового процесса достигается за счёт неподвижных орудий!
Ах да, самое интересное. В этой стратегии вы почти не отдаёте приказы. Ваша задача заключается лишь в том, чтобы грамотно подобрать и разместить орудия, предварительно выявил слабые стороны врага, а цель они найдут сами. Алгоритм действий боевых построек прост: они уничтожают всё, что находится в радиусе их действия, начиная с ближнего противника и заканчивая самым дальним. Здесь, кстати, есть одна военная хитрость: вы можете построить защитную башню поближе к воздушным орудиям, и они будут мучить её, оставив в покое ваши условные пушки и дискомёты. А если эта башня невосприимчива к атакам с воздуха - вообще сказка! Именно благодаря таким маленьким хитростям вы можете одержать победу в Netstorm: Islands at war. В целом, игра представляет собой очень накрученный Tower Defence с морем нюансов и условий. Она требует от игрока быстрых и одновременно продуманных действий. А как же иначе, ведь это самая настоящая война на небесах!
Музыка и звук
Саундтрек в творении Titanic Entertainment не дотягивает и до получаса непрерывного звучания. Треков мало и все они выполнены в жанре Ambient. Парадоксально, но некоторые из них не то, что навевают напряжение во время сражения, а даже расслабляют. Тем не менее, от игрового процесса они нисколько не отвлекают и слушать их не надоедает. Однако, никакой запоминающейся темы, которая будет сквозить через всю игру вы не услышите. Отдельно саундтрек я бы тоже слушать не стал. Нет, он вовсе не плох, но на любителя. И, так, на минуточку, создан талантливым композитором, ответственным за музыку к Fallout.
Звуковое сопровождение здесь выдержано на славу. Выделяемые юниты традиционно для стратегий того времени что-то рапортуют. У каждого вида свой голос и манера поведения - и это здорово, так как вносит ещё большее разнообразие в и без того разнообразный геймплей. Жрец, приносящий жертвоприношения величественно выкрикивает свои заклинания, а драконы с пронзительно громким шумом метают свои молнии. Правда когда одинаковых орудий слишком много в одном месте, уши начинают сворачиваться в трубочку от подобной частоты повторений одних и тех же звуков. Особенно мне этим запомнилась орава медуз, наперебой жалящих вражеские башни. Эти звуки не давали мне спать неделю!
Так что Netstorm: Islands at war можно смело похвалить за сочность звуков, но одновременно с этим поругать за скупость на разнообразие.
Послесловие
Titanic Entertainment создали поистине необычную, но крайне увлекательную игру. Графически она выглядит совершенно. Изометрический вид и полный отказ от объёмных моделей с шейдерами в угоду пиксель арту сделала её не стареющей классикой. Даже сейчас, в 2017 году переигрывать в Netstorm: Islands at war - великое удовольствие. Всё нарисовано живо и стильно. А главное, у разработчиков видна явная любовь к деталям. Например, по краям вашего острова, если приглядеться, можно увидеть балкончики и мерцающие окошки, с живущими внутри Нимбианцами. Из разрушенных зданий и орудий выбегают крохотные горящие человечки. А, скованный цепями, пленный жрец пытается всеми силами вырваться из лап грядущей смерти. Единственная неприятность в том, что игры конца девяностых затачивались под старые стандарты, и игра запускается только в разрешении 4:3. Правда, фанаты уже обошли это недоразумение, и с помощью не хитрых манипуляций заставили запускаться игру даже в 16:10 без каких-либо искажений изображения. Анимация выглядит очень качественно - веришь буквально в каждое движение персонажа. Очевидно, ориентированная в первую очередь на сетевые баталии (в коллективной игре есть даже несколько фишек, которые недоступны в одиночной кампании. Например, жрец может использовать особые заклинания), не менее интересно играть и в одиночку, что, безусловно, достойно большого уважения. Мир Netstorm: Islands at war великолепно продуман. Тут даже есть своя эенциклопедия, в которой вы можете почитать обо всех разработках, а также изучить религию Нимбуса.
К сожалению, невероятная сложность игры создала отрицательный эффект, и оттолкнула многих игроков, оставив только самых закалённых. В результате, игра так и не стала мировым феноменом, зато обрела высокую популярность в узком кругу лиц. Проблема (или всё-таки достоинство?), однако, состояла не только в завышенной сложности, но и в диковинной механике. Это напоминает мне человека, который всю жизнь работал за Windows и тут его пересадили на Mac. Куда тыкать? Ничего непонятно. Так и тут: в устройство Netstorm: Islands at war вникнуть довольно сложно. Зато если не поленитесь и вникните, потом за уши не оттянешь! Геймплей не отпускает ни на секунду, заставляя ваш мозг кипеть и придумывать всё новые тактические решения. С пугающим постоянством игра ставит вас в такие ситуации, когда исход войны может измениться в любую минуту. Если вы в своё время пропустили эту игру, и жаждете чего-то необычного от жанра стратегий, помните: всё новое - это хорошо забытое старое!
ИТОГО:
- Графика: 7/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 7/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 7.8
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.