Final Fantasy Legend (оригинальное японское название – Makai Toushi SaGa) – японская ролевая видеоигра, положившая начало серии Saga. В 1990 году игру перевели на английский и в целях улучшения продаж дали новое название, связанное с серией Final Fantasy.
Описание
Дебютировавшая на волне успеха «Тетриса», Final Fantasy Legend включает пошаговую систему, напоминающую систему игры Final Fantasy II. Игровые персонажи сражаются с монстрами при помощи массы оружий, брони и навыков, развиваемых через действия игрока. История игры связана с деятельностью 4-х героев, пытающихся подняться на верх башни, расположенной в центре мира и якобы ведущей в рай. Все герои могут принадлежать к одному из трех классов.
Несмотря на неоднозначный прием у критиков, Final Fantasy Legend считается одной из величайших игр для Game Boy; игра оказала влияние на несколько серий, например на серию Pokemon. Это первая игра от Square Enix, превзошедшая миллионную отметку: было продано 1,37 миллионов копий.
Геймплей
В Final Fantasy Legend игрок путешествует по миру вместе с группой, в которой содержится до 4-х персонажей. Возможно взаимодействие с неигровыми персонажами. Большая часть игры проходит в городах, замках, пещерах и тому подобных местах. Изначально игрок может исследовать только Мир Континента, доступ к другим мирам раскрывается по мере влезания на башню. Сохранить игру можно в любой момент и в любом месте, если только не идет бой. Карта мира представляет собой уменьшенную версию различных миров игры. Цель игрока в каждом мире – найти вход в следующий уровень башни. Иногда, как и в различных других играх Final Fantasy, путешествие прерывается случайными стычками с врагами.
Классы
В начале игры предлагается выбрать класс и пол персонажа, а также имя лидера группы. Классов имеется 3: люди, мутанты и монстры. Менять классы после начала игры нельзя. Посредством Членских гильдий, расположенных в различных городах, можно нанять до 3-х дополнительных персонажей. Лидер группы незаменим.
Боевые показатели персонажа оцениваются рядом числовых значений (статов), разбитых на 4 категории. Каждый стат варьируется от 1 до 99. Категории следующие: сила (эффективность физических атак), защита (возможность получать пониженный урон), ловкость (эффективность оружий/навыков удаленного действия, избегание атак) и мана (эффективность магических атак). Здоровье персонажа измеряется в ударных очках (Hit Points или HP); максимальное значение здоровья – 999.
Статы зависят от класса: так, у людей высокие уровни здоровья, силы и защиты, а мутанты обладают хорошим статом маны. Статы мутантов и людей можно повышать с помощью различной экипировки; персонажи класса монстров повышаются в зависимости от своего подкласса, а их статы сильно варьируются. Люди повышают статы посредством предметов, дающих постоянные бонусы, например «HP200». Атрибуты мутантов повышаются случайным образом, после сражений; при этом могут даваться или теряться новые способности. Монстры меняют свою силу путем поглощения «мяса», выпадающего в боях. То или иное мясо для тех или иных подклассов монстров может обеспечить превращение монстра в более сильный или слабый подкласс.
Экипировка и способности
Базовая функция экипировки – повышение атрибутов персонажа. Так, оснащение золотым шлемом позволяет повысить базовый защитный атрибут персонажа. Количество экипировки, которой может оснащаться персонаж, зависит от его класса: люди могут носить 8 предметов, мутанты – 4, монстры – ни одного. Броня разделена на 5 категорий: щиты, шлемы, нагрудники, перчатки и поножи; персонаж может носить не более одного предмета из каждой категории. Оружия, включающие мечи, молоты, кнуты, книги заклинаний и ружья, задействуют силу, ловкость или ману, и имеют «срок годности» – после определенного количества применений оружия ломаются и удаляются из инвентаря игрока.
У мутантов и монстров есть различные заклинания и способности, зависящие от боевого опыта и подкласса; они разделены на 4 категории: атака, небоевая категория, исцеление и сопротивления/слабости. Атакующие заклинания и способности причиняют урон элементального типа, небоевые заклинания и способности обеспечивают различные влияния (например, «слепота цели») и выгоды. Целительные возможности восстанавливают здоровье цели. У определенных навыков и заклинаний есть добавленные черты, например влияние на группу врагов или истощение здоровья цели. Каждое заклинание и способность можно использовать лишь конечное количество раз; если они истощаются, для восстановления нужно посещать постоялый двор. Сопротивления и слабости – способности, активные в ходе боя. Целительные предметы можно находить или приобретать.
Бои
Бой начинается со стычки игрока с врагом; при этом карта сменяется на «боевой экран». Враги располагаются в верхней части экрана, над персонажами группы. В каждом бою применяется пошаговая система меню. В начале каждой очереди игрок выбирает: сражаться или пытаться бежать. В случае выбора боя игрок выбирает действие для каждого члена группы (защита, применение магии, оснащение предметами и т.д.). Выбрав действия для каждого персонажа, игрок приступает к бою; участники боя перемещаются по одному, в зависимости от своих статов. Если же игрок пытается бежать, но попытка проваливается, группа пропускает свою очередь, и первым атакует враг. Сражение завершается, если: 1) группа успешно убегает, 2) враги оказываются побежденными, 3) побежденными оказываются персонажи игровой группы. В последнем случае игра завершается, и пользователю приходится загружать последний сейв.
За победу в бою можно получить деньги (GP) и предметы. Иногда вражеские монстры выбрасывают мясо, которое, как сказано выше, может поглощаться персонажами класс «монстр». Мутантские классы могут эволюционировать, случайным образом получая повышения статов или новые заклинания/способности (в том числе заменяющие старые). Членов группы, утративших здоровье в бою, можно восстановить с помощью целительных предметов, заклинаний, постоялых дворов или специальных элементов мира, типа целительных фонтанов. Если побежденным оказывается персонаж группы, не являющийся лидером, он теряет «сердце», и восстановление (возрождение) производится в здании города, с помощью крупного символа в форме сердца. Если у побежденных персонажей не осталось сердец, возродить их нельзя; на место такого падшего можно нанять нового персонажа.