Сейчас, наверное, трудно представить человека, который увлекается играми, но до сих пор не слышал про Бога Войны. Эта серия «слешеров» была выпущена специально для консолей семейства Sony и вполне себе являлась тем самым поводом купить приставку. Закалённым игрокам Бог Войны запал в душу прежде всего безумной жестокостью, творящейся в кадре, затыкающей любой Mortal Kombat — у авторов явно наблюдаются садистские наклонности. Третья часть обещала быть последней в истории спартанца Кратоса и завершить сюжетную арку его путешествия к Олимпу. Кроме того, God of War 3 был первой игрой команды, выпущенной на Playstation 3. Если вспомнить как поразительно красиво на предыдущем поколении консолей выглядели первый две части, игра моментально становится главным ожидаемым событием 2010 года. Вышедшая игра разошлась тиражом примерно в пять миллионов копий и собрала весьма недурные оценки в прессе. Игроки получили от игры именно то, что хотели: градус безумия происходящего на экране зашкаливал, а большая сложность вызывала не угасающий азарт.
Сюжет
Третий Бог Войны начинается ровно с того места, на котором закончился предыдущий. Кратос, сидя на Гее, вместе с титанами забирается на Олимп и рвётся в бой, чтобы совершить революцию. Однако, Зевс благополучно противостоит ему и сбрасывает Гею с Кратосом с небес в самую глубь, в царство Аида. Разозлённый призрак Спарты решает заново подняться на Олимп и отомстить богам. Именно так звучит завязка.
Понятно, что сюжет никогда не был сильной стороной God of War. Но, справедливости ради, если почитать греческие мифы, можно увидеть, что они сделаны примерно в том же ключе: изобилующие жестокостью и часто не совпадающие с логикой. Я вижу в серии похождений призрака Спарты попытку рассказать историю именно языком древних мифов. Авторы пропитали своё детище греческой символикой. При этом игра, конечно, не претендует на реалистичное отражение данной мифологии, ограничиваясь условностями — некоторые герои здесь гипертрофированы в угоду сценарию или игровому процессу. И это нормально, как и для любой адаптации.
В третьей части путеводителем Кратоса стала Афина, которая пожертвовала собой ради Зевса. Она поняла, что «пока жив Зевс, у этого мира нет надежды». Ослабить влияние Зевса может только уничтожение Пламени Олимпа, иначе в честном бою седовласого старца не победить. Афина даёт Кратосу клинки изгнанника, которые должны указать ему верный путь к Пламени Олимпа. В ходе своего восхождения спартанец встречается с рядом греческих богов и расправляется с ними, получая в награду тот или иной артефакт, а заодно и их души. После убийства Аида души подземного мира освобождаются от гнёта, и разлетаются по Земле. После убийства Посейдона мир поглощают многочисленные наводнения и цунами. После убийства Гелиоса солнце навсегда отворачивается от Земли и мир погружается в вечную тьму. После убийства Гермеса людей начинают одолевать неизвестные болезни. Таким образом, убивая встающих на своём пути богов, Кратос тем самым, обрекает Землю на хаос.
Главный герой по-прежнему показывается нам в эгоистичном свете. Бесчувственный, готовый считаться только со своим собственным мнением, Кратос по ходу сюжета убивает не только своих врагов, но и тех, кто некогда помогал ему. Например, по ходу игры он встречает Гею, ухватившуюся рукой за гору. Помня о том, что Гея не хотела давать ему право на убийство Зевса, призрак Спарты хладнокровно произносит: «ты нужна, пока полезна», и отрубает ей руку, в результате чего та падает в морскую пучину. Кратос — антигерой. В современном мире стало скучно смотреть на персонажей, строго делящихся на чёрное и белое, ведь это никак не соотносится с жизнью. В жизни даже у самого хорошего человека есть пара скелетов в шкафу, о которых он никому не говорит. А уж в творчестве, склонном гиперболизировать всё и вся в угоду драматической ситуации это просто то, что доктор прописал. Характеры героев стали живее, когда авторы включили в чёрно-белую палитру больше градаций серого. Плохой персонаж может обладать несколькими хорошими чертами и иногда совершать правильные поступки, а характер протагониста испещрён разнообразными изъянами. В такие истории больше веришь.
Но не сказать, чтобы Кратос сам по себе сложный персонаж. Спартанец просто одержим местью, потому как у него больше не осталось никаких жизненных интересов. И на пути к своей цели он ни с кем не считается — безжалостно отрывает головы, рубит руки тем, кто готов был протянуть их ему в помощь. Он жесток, чудовищен и местами даже отвратителен — но именно такой герой и нужен этой истории. Игра не претендует на серьёзный диалог на какие-то сложные темы, она не пытается перевернуть землю и обновить мировоззрение: всё, чего от нас добивается God of War 3 — это аккумулировать собственную агрессию, выплеснуть наружу свой гнев, дать волю ярости. И у авторов это прекрасно получилось, ведь яростью тут живёт практически каждый элемент игры, начиная главным героем и его историей, и заканчивая сумасшедшим игровым процессов с выкалыванием глаз и выворачиванием кишок.
Ближе к финалу игры Кратосу всё-таки удаётся добраться до Олимпа, и он вновь сражается с Зевсом. В этот момент откуда ни возьмись появляется Гея и решает раздавить их. Кратос разбивает защиту вокруг сердца Геи, после чего они сражаются вокруг него, и оба хотят его уничтожить. В конце концов, призрак Спарты нанизывает своего врага на Меч Олимпа, попутно протыкая сердце титана. Гея погибает, Кратос с грохотом падает вниз. Когда он приходит в себя, то обнаруживает рядом с собой призрак Зевса, который чуть не убил его. Далее мы попадаем в сознание Кратоса, который находится в предсмертном состоянии. В сюрреалистическом тёмном мире спартанец идёт на голос Пандоры, которая говорит, что «Надежда — это последнее оружие, когда всё потеряно». Благодаря надежде Кратос выходит в свет, приходит в себя и, наконец, окончательно убивает Зевса. Кратос стоит на уступе и смотрит вглубь царящего внизу хаоса. Большинство богов погибло, людей на планете почти не осталось, мир обволокли катаклизмы. Рядом с Кратосом появляется Афина, которая всё это время вела его к победе. Она требует вернуть ей оружие, с помощью которой тот смог повергнуть Зевса — надежду. Однако, призрак Спарты смекает хитрость богини и вместо того, чтобы повиноваться её воле, пронзает себя Мечом Олимпа, произнеся: «моя месть свершилась». Надежда уходит в небо, а из неба начинает падать дождь. Таким образом, Кратос дарит надежду будущему человечеству, а не Афине. История заканчивается ровно так, как и должна. Кратос был одержим одним единственным инстинктом к убийству. Всё, что он хотел от жизни — мстить. И вот, когда все боги повержены, справедливость восторжествовала, его функция выполнена. И поэтому он убивает себя, ведь единственная цель, держащая его здесь, выполнена.
Геймплей
Игровой процесс выполнен под стать истории. Он такой же жестокий, бескомпромиссный и пропитанный динамикой. Кардинальный отличий от предыдущих игр серии тут нет, но то что есть, возведено на более качественный уровень. Мы по-прежнему бегаем по локациям и бешено машем клинками, отправляя на тот свет разнообразную нечисть. Оружия здесь несколько видов: три разновидности уже упомянутых ранее клинков, здоровенные кастеты, фонарь, ослепляющий врагов и лук. Всё это, само собой, игрок получит не сразу, а по ходу развития событий. Несмотря на то, что оружия кажется слишком много, и есть ощущение, что это сделано исключительно ради развлечения, на самом деле это не так. Дело в том, что God of War 3 предлагает огромное разнообразие игровых ситуаций, и для каждой удобнее использовать определённое оружие. Традиционно, здесь есть и супер сила — некие накапливающиеся от комбинаций заклинания. С большими или особо юркими недругами можно расправляться через Quick Time Events (для тех, кто не в курсе, это механика игры, в которой вам нужно быстро нажимать указываемые на экране кнопки). Градус жестокости в такие моменты сильно увеличивается. Например, если мы боремся с циклопом, Кратос залезает к нему на голову и протыкает глаз. Показывается это крупными планами, сочно, без купюр — поэтому вы сможете вдоволь потешить своего внутреннего садиста. Боссы убиваются примерно по одной и той же схеме: колем недруга в какую-либо конечность клинками, а потом, когда над ним появляется большой красный круг, идём добивать с помощью Quick Time Events. Повторяем данную процедуру несколько раз. Боссы в God of War 3, как правило, настолько большие, что экран не может вместить их целиком. Вот и приходится бить его по мизинцу левой ноги. А как иначе в игре по греческой мифологии?
Иногда больших врагов можно использовать против них самих. Например, можно залезть на циклопа, но не убивать его, а, сидя на спине, больно колоть в определённые места. Обезумевший от боли, монстр начнёт рефлекторно размахивать своей дубинкой. Но хватает его, конечно, ненадолго — через пару тройку взмахов дубиной одноглазый благополучно отправится к праотцам.
Конечно, в God of War 3 мы будем не только рубить и кромсать, но и ещё решать головоломки. Разработчики умело разбавляют игровой процесс спокойными секциями, где нужно думать, прежде, чем действовать, а не наоборот. В результате, от игры меньше устаёшь. К сожалению, некоторые разгадки настолько не очевидны, что вы рискуете надолго застрять в одной из таких головоломок.
Надо сказать, игра полностью оправдывает свой взрослый рейтинг. Ведь тут есть эротические мини-игры, где вашей целью становится достичь оргазма вместе с Афродитой, с помощью всё тех же Quick Time Events. Впрочем, никаких подробностей нам, конечно, не покажут — только безудержные женские стоны за кадром. Да, и бонусов за выигрыш никаких не предусмотрено. Ведь секс с богиней красоты, по сути, уже сам по себе бонус!
Графически игра выглядит просто превосходно. Во многом за это, правда, сказать спасибо следует прежде всего виртуальному оператору. Камера зачастую берёт такие кинематографические ракурсы, что ты бросаешь джойстик и садишься смотреть очередной ролик, и только спустя пару минут до тебя доходит, что это геймплей. Оно, конечно, немного сбивает с толку, но как только привыкните, уверяю, вы будете получать огромное эстетическое удовольствие от раскидывающихся пейзажей. Атмосфера греческих мифов передана потрясающе — команде, отвечающей за художественную составляющую игры стоит аплодировать стоя.
Заключая разговор об игровом процессе в God of War 3, хочу сказать, что в сравнении с предыдущими играми он не претерпел каких-либо значительных изменений. Авторы придерживаются вполне понятной позиции - «зачем менять то, что и так хорошо работает». Традиционно для серии временами вы будете кусать локти от невероятной сложности (впрочем, таких зубодробительных моментов, как в финале второй части, где Кратос спасал свою семью тут не найдёшь).
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в третьей части Бога Войны развернулось с новой силой. Нет, поймите меня правильно, предыдущие игры тоже радовали отличными темами, но здесь композиторы превзошли самих себя. Насквозь пропитанные пафосом, оркестровые партии с хором держат в напряжении до самого конца. Греческий стиль выдержан идеально. Побывать на таком концерте в живую — мечта любого, кто хотя бы раз сыграл в God of War 3.
Звук радует ухо не меньше. Лязгающие клинки и летящие стрелы звучат максимально натуралистично и хорошо дополняют атмосферу происходящего.
Послесловие
Третья часть похождений призрака Спарты, казалось бы, ставит точку в истории. Позже мы, конечно, узнаем, что это не так, ведь Кратосу стало мало божественных жертв, и он благополучно умчался в Скандинавию, чтобы и там навести порядок. Тем не менее, God of War 3 — игра, к которой применимо самое обширное количество эпитетов. Она ужасающе красивая, величественно звучащая, упоительно играющаяся и раздражающе сложная. Посоветовать её можно разве что тем, кто давно хотел выплеснуть свой гнев, но до сей поры не знал как. Теперь знайте, если ваши коллеги и начальство бесят вас на работе, а вы ничего не можете с этим поделать — God of War 3 с радостью решит вашу проблему.
ИТОГО:
- Сюжет: 8/10
- Геймплей: 10/10
- Музыка: 9/10
- Звук: 9/10
ВЕРДИКТ: 9
По God of war 3 не было ни единого обзора здесь, что по моему мнению незаслуженно, и я восполнил это упущение.
Ну, а если ты увидел в обзоре простой пересказ сюжета и пару слов о геймплее - проблемы только твои. Нормальные люди-то поболе здесь увидят.
Что ты собственно уже и сделал. Противоречишь же самому себе).
> что ты несешь я не понимаю
Тебе, значит, не дано).