Victoria: An Empire Under the Sun – стратегия реального времени, входящая в состав серии Europa Universalis. Игра сочетает стиль настольных стратегий с акцентом на управлении экономикой и политикой.
Описание
Игра охватывает одноименный Викторианский период, то есть 1836-1920, и выполняется на модифицированной версии движка Europa Universalis. Как и в ранних играх серии, ведущим программистом стал Йохан Андерссон (Johan Andersson). Позже игру портировали на Macintosh, силами компании Virtual Programming.
В отличие от предыдущих игр компании Paradox Games, которые были сосредоточены либо на исследовании и колонизации (Europa Universalis), либо на военном деле (Hearts of Iron), Victoria акцентирует внутренний менеджмент, охватывая изменения в областях индустриализации, социума и политики страны. Экономика играет важнейшую роль; комплексная рыночная система Victoria: An Empire Under the Sun считается одним из лучших экономических симуляторов в истории видеоигр. Фанаты игр Paradox отмечают данную игру как самую глубокую среди игр компании. Тем не менее, Victoria была встречена весьма вяло, набрав лишь 60.4% на сайте Game Rankings, подсчитывающем средние баллы на основе различных оценок различных игр. Критика коснулась сложного обучения игровым принципам и относительно устаревшей графики.
В 2010 году вышел сиквел к игре, Victoria 2.
Геймплей
Главная цель – завершить игру с наибольшим количеством Победных очков (Victory Points). Чтобы получить эти очки, игрок должен развиваться в 3-х категориях:
- Престиж (Prestige): утверждение колоний, победы в войнах, осуществление социальных и политических реформ, исследование технологий, исторические события.
- Индустрия (Industry): строение фабрик, повышение квалификации рабочих, развитие транспортной сети.
- Military (Военная отрасль): размер и качество наземной армии и флота.
Комбинация очков из этих 3-х категорий определяет победителя игры.
Экономика
Экономическая система симулирует поток ресурсов на мировом рынке. Каждая игровая провинция производит ресурсы. Некоторые ресурсы, как то пшеницу, требуют в основном юниты населения (POP, от population units); такие ресурсы можно продавать напрямую. Другие материалы, как то древесина, поглощаются в основном индустрией, а их прямая продажа приносит меньше выгоды. У игрока есть широкий набор опций по развитию экономики, предоставляющих доступ к необходимым сырьевым материалам. Все виды ресурсов можно либо собрать, либо произвести посредством индустрии. Кроме того, ресурсы можно приобретать на мировом рынке, доступ к которому открывается при определенном значении престижа страны.
POP
Юнит POP может насчитывать от 1-го до 100,000 человек, и подразделяется на 10 различных типов: Аристократы (Aristocrats), Офицеры (Officers), Священники (Clergymen), Клерки (Clerks), Капиталисты (Capitalists), Фермеры (Farmers), Мастера (Craftmen), Рабочие (Laborers), Солдаты (Soldiers) и Рабы (Slaves). Все POP принадлежат к той или иной культуре (Франция, Южная Германия и т.д.) и религии. У всех POP есть свои потребности: так, капиталистам для поддержания счастья нужно много бедных POP, например фермеров. Потребности POP разделены на 3 вида: жизненные нужды, ежедневные нужды и роскошь. Далее, у POP есть те или иные политические идеологии (консерватизм, либерализм и т.д.), а также один важный и один второстепенный волнующий вопрос, как то свободная торговля или пацифизм.
Ресурсы
В игре есть 47 отдельных ресурсов, производимых и/или собираемых. Среди важных ресурсов имеются такие:
- Сталь, важная для строительства индустриальных объектов, железных дорог и некоторых военных вещей.
- Уголь, используемый для производства огромного количества ресурсов.
- Сера (Сульфур), необходима для произведения вооружения и боеприпасов.
- Драгоценные металлы, очень дорогой ресурс, предмет роскоши, также играющий небольшую роль в изменении POP-классов.
- Опиум, дорогой ресурс, важный мотиватор для агрессивного империализма в Азии.
- Машинные части, необходимые для развития индустрии.
Индустриализация
Игра сосредоточена на индустриализации в рамках страны; этот процесс идет за счет технологических исследований. Для индустриализации критически важно приобретение машинных частей – они нужны для строения фабрик.
Исследования
Свою лепту в процесс исследования вносят все типы POP, однако больше всего очков исследования дают священники и клерки. Эти очки игрок тратит на технологии, разделенные по группам типа индустрии, культуры, военной отрасли и т.д. С повышением уровня грамотности население начинает производить больше очков исследования.
Дипломатия
Дипломатическую активность ведут 2 стороны; нации могут вести дипломатические отношения, используя ежегодно меняющийся набор дипломатов, предлагая различные договоры и просьбы для других штатов. Для улучшения отношений с другими силами можно тратить деньги. Кроме того, можно вести переговоры, связанные с технологией, территорией, колониальными требованиями и деньгами.
Политика
В большинстве игровых стран действует несколько партий, хотя не во всех странах проводятся выборы. Партии могут быть любыми, от анархо-либералистов до фашистов. Голосование населения зависит от идеологии и волнующих вопросов. На исход голосования влияет мнение о партии: ее могут считать важной или второстепенной. Как правило, поначалу население консервативно, а позже начинает смещаться к либерализму или социализму, попутно с повышением грамотности и смещением рабочих с ферм на фабрики.
Война
Военное дело в Victoria представляет собой особый случай дипломатии, в котором 2 игрока пытаются вторгнуться на территорию противника. Игрок нанимает отдельные дивизионы и строит корабли, используя ресурсы. Далее, игрок может влиять на эффективность сражений, назначая генералов или адмиралов, влияющих на боевой дух и организацию войск. Развитая система железных дорог обеспечивает бонусы и повышает мобильность. Причинить серьезный урон вражеской экономике за одну войну – крайне сложно, а послевоенные выгоды обычно скромны.
Игра содержит 3 типа альянсов. Защитный альянс означает, что игровая страна соглашается с другими странами о взаимной помощи в случае подвергания нападению. Нормальный альянс – соглашение, в котором подразумевается помощь друг другу независимо от того, кто является агрессором и помощником; страна-помощник – некий вид вассала для другой страны. Третий тип альянса, атакующий, связан с договорами о нападении на другие страны.
Военные юниты в игре разделены на 2 типа: наземные и морские. Наземные юниты сражаются против вражеских наземных юнитов и могут занимать вражеские провинции. Эти юниты играют ключевую роль в военном превосходстве. Морские юниты играют скорее вспомогательную роль, бомбардируя наземных юнитов и сражаясь в море. Некоторые морские юниты могут перевозить наземных юнитов.
Наземные юниты разделены на 4 типа:
- Пехота (Infantry): костяк любой армии. Пеший дивизион состоит из 10,000 юнитов. Качества: сильные огневые атаки, слабые шоковые атаки, медленность.
- Кавалерия (Cavalry): дополнительные юниты. Конный дивизион – 10,000 юнитов. Слабые огневые атаки, сильные шоковые атаки, быстрота.
- Драгуны (Dragoons): промежуточные юниты. Полуконный дивизион – 10,000 юнитов. Средние по всем качествам.
- Нерегулярные войска (Irregulars): слабые юниты, наличествующие только в нецивилизованных наций. Пеший дивизион состоит из 10,000 юнитов. Эти юниты слабы во всех отношениях.
Моды
Подобно большинству популярных игр Paradox, к Victoria создано множество модов. Наиболее популярный из них – Victoria Improvements Project, или просто VIP. VIP представляет новые персоналии с искусственным интеллектом, измененные экономические правила, новые события и новые нации. Игроки, уставшие от стандартной обстановки в мире, создавали альтернативно-исторические моды с другими влиятельными силами; например, Mod Franchil – один из самых популярных среди франкоязычных игроков.