Dreamfall Chapters (оригинальное название – Drømmefall Kapitler) – эпизодное 3D-приключение с акцентом на взаимодействие персонажей, исследование игрового мира и решение головоломок. Игра является сиквелом приключенческих The Longest Journey (1999) и Dreamfall: The Longest Journey (2006). Ее разработала независимая норвежская студия Red Thread Games. Пять эпизодов для ПК выходили: 21.10.2014, 12.03.2015, 25.06.2015, 03.12.2015 и 17.06.2016. Обновленная «финальная версия» вышла на физических носителях для PlayStation 4 и Xbox One 5 мая 2017 года, на ПК чуть позже.
Действие серии The Longest Journey происходит в двух параллельных вселенных: Старке – киберпанковой Земле будущего, и Аркадии – ее магической фэнтезийной версии. Главы проходят в 2220 году, продолжая историю Dreamfall, где героиня Зои Кастильо раскрыла криминальный заговор по порабощению Старка и Аркадии путем кражи мечтаний их жителей. Хотя Зои расстраивает планы заговорщиков, ее предают. В конце предыдущей игры она остается в коме. В Chapters Зои должна снова найти свою жизненную цель. Писатели описывают тему игры как «главы жизни».
Геймплей
Dreamfall Chapters изначально была выполнена на движке Unity 4, но перед релизом четвертого эпизода ее задним числом обновили до Unity 5. В игре большие трехмерные среды, тогда как в The Longest Journey были 2D-фоны, а в Dreamfall – 3D-локации меньшего размера. Игровой мир не совсем открыт, но содержит несколько уровней со свободой перемещения, в частности, Европолис и Меркурию. Также, игра награждает за исследование уровней и обнаружение секретов. С течением истории локации незначительно меняются, отражая течение времени.
Игрок смотрит на своего персонажа сзади и управляет им кнопками WASD и мышкой. Интерактивные персонажи и объекты подсвечиваются на экране, благодаря чему игрок может взаимодействовать с ними через мышь и контекстные меню. Игра поддерживает контроллеры, но оптимизирована под ПК. Основные аспекты геймплея – исследование окружающей среды, история и решение головоломок. диалоги с NPC и диалоговые головоломки занимают около половины геймплейного времени. По умолчанию экранный интерфейс скрыт, чтобы игрок мог лучше погрузиться в игровой процесс. Ни боев, ни стелса в Dreamfall Chapters нет.
Хотя игра содержит линейный сюжет с заданным исходом, игрок может принимать многие решения с далеко идущими последствиями. Опциональная сугубо онлайновая «социальная» функция позволяет узнавать – либо до, либо после осуществления выбора – какие возможности выбрали в данных ситуациях другие игроки (в том числе, друзья игрока по Facebook). Данная статистика сохраняется в глобальной базе данных на всех платформах. Перед связанными с сюжетом выборами игра демонстрирует специальную иконку «баланс изменился» (The balance has shifted), даже если игра идет в оффлайне. Встроенный журнал, наподобие журнала Эйприл Райан из The Longest Journey, позволяет следить за недавними сюжетными событиями.
В главах кратко повторяется история предыдущих игр, чтобы новым игрокам было проще освоиться. Во время кампании Kickstarter разработчики планировали, что игра завершит «цикл Dreamer», но не всю серию The Longest Journey. По ходу разработки всё изменилось, Book Five стала завершением всей саги.
Сюжет
Предыстория
В мифологии серии Земля является одним из бесчисленных миров многослойной вселенной. Она была создана из первичного «Мира историй» или «Мира снов» (Storytime) через сон существа по имени Люкс, Первый Сновидец. Земля, или, как ее называют в игре, «Старк» – это мир, существующий в балансе со своим парным магическим миром Аркадией. 12 тысячелетий назад их разделил непроходимый Раздел. Действие игры происходит в 2220 году Старка. Главный антагонист – Брайан Вестхаус, старкианец, попавший в Аркадию. Брайан планирует возвращение домой путем принудительного объединения парных миров силой «Бессонного» (Undreaming) – разрушительной противоположности Люкса. Чтобы усилить Бессонное энергией сна, Вестхаус, называющий себя «Пророком», сговорился с коррумпированными чиновниками империи Азади из Аркадии и амбициозной старкианской ученой Хеленой Чанг, чтобы построить гигантскую Машину, сохраняющую сны. Машину хотят построить в недавно завоеванном аркадском городе-государстве Меркурия и наделить энергией снов, украденной со Старка с помощью снотворных изобретений Чанг – «Машин снов» или Дримашин (Dreamachines). Кроме того, Чанг втайне планирует направить украденную энергию снов на реформирование самой реальности, в чем ей должны помочь разработанные ей генетическим методом «сновидцы», то есть люди с силами, эквивалентными Люксу. Однако, первого такого сновидца Чанг сочла неудачным и передала на воспитание своему партнеру Габриэлю Кастильо; этим сновидцем была Зои.
20-летняя Зои узнала, что японская мегакорпорация WatiCorp, спонсирующая Чанг, планировала промыть мозги пользователям Дримашины, чтобы обрести мировое господство. Зои не смогла остановить корпорацию, и Чанг перевела ее в кому. В то же время в Аркадии элитный оперативник Азади, Киан Альване, расследовал коррупцию в Меркурии, был обвинен в государственной измене и попал в тюрьму. В Chapters истории Зои и Киана продолжаются независимо, впервые сходясь в «Пятой книге»; кроме того, в Пятой книге в сюжет вливается линия третьего игрового персонажа по имени Сага.
Синопсис
Поместив Зои в искусственную кому, Чанг доставила ее тело в секретную лабораторию в Мумбаи. Там сознание Зои было переведено в Мир снов, к миллионам других погруженных в Дримашину. Когда Зои попыталась разбудить себя, то создала вторичное физическое тело в Старке. «Новая» Зои не сохранила воспоминаний о приключениях оригинальной Зои и начала новую жизнь в Европолисе. Агенты как Wati, так и Чанг стали следить за каждым движением Зои, сама же Зои стала активистом на ближайших выборах, но вскоре выяснила, что Wati купила большинство партий, в том числе ту, в которой она состоит.
Для дискредитации единственной самостоятельной партии Wati подталкивают Нелу, подругу Зои и одну из активисток партии, к суицидальной бомбардировке полиции. Зои получает ранение во время взрыва, но одновременно восстанавливает часть своих воспоминаний. Зои пытается через Дримашину получить остаток воспоминаний, но тут ее второе тело пропадает из Старка и появляется в Аркадии. Там она воссоединяется со своим старым напарником, говорящей птицей Вороном, и начинает поиски спящего Люкса. После слияния с силами Люкса реальное тело Зои просыпается в Мумбаи. Там она возвращается к своим биологическим родителям. Увы, Чанг усыпляет Зои, всё еще намереваясь использовать ее способности.
В то же время в Аркадии одна из императриц Азади прибывает в Меркурию с генералом Хами и матушкой Утаной – соответственно учителем и приемной матерью Киана. Опасаясь признаний Киана, Пророк предпринимает попытку казнить его без суда, но настроенные против Азади мятежники организовывают побег Киана и нанимают его в свои ряды. В одной из миссий для мятежников Киан связывается с мальчиком из расы долмари, Бипом. Бип помогает ему вскрыть надвигающееся нападение на магическое гетто. Мятежники не могут предотвратить нападение, и Бипа, наряду со многими другими, депортируют в далекий лагерь смертников. Киан инициирует спасательную миссию и видит злодеяния страны против магических людей. Свидетельства этих злодеяний позволяют ему убедить Хами свергнуть чиновников Меркурии, пока те не активировали Машину. Возвратившись, они собирают выживших мятежников и малочисленных людей Хами, чтобы провести атаку. Ворон, возвратившийся из приключения с Зои, показывает Киану секретный проход в контрольную комнату Машины. Но, раньше, чем Киан успевает саботировать Машину, матушка Утана объявляет себя агентом Пророка и смертельно ранит Киана. Пророк бессердечно убивает Ворона и активирует Машину.
Третья сюжетная линия начинается в прологе, где Эйприл Райан, погибшая в Dreamfall, возродилась как Сага в «Доме всех миров» – таинственной локации между всеми мирами и временами многослойной вселенной. Мать Саги пропала вскоре после ее рождения, а ее отец, хоть и пытался всеми силами сдерживать унаследованные Сагой способности к путешествию по мирам, не преуспел в этом. Сага сбежала из дома в 14-летнем возрасте, ради странствий по многослойной вселенной. Как и Эйприл, она росла, чтобы стать исполнителем различных пророчеств. Для одного пророчества Сага прибыла в Аркадию как раз вовремя, чтобы исцелить Киана алхимическим средством (когда Утана и Пророк оставили его истекать кровью).
Между тем Зои снова попадает в Мир снов, и дух Ворона помогает ей воссоздать план Пророка. Затем дух Ворона уходит в загробный мир с духом Эйприл. Теперь Зои полностью контролирует свои силы и силы Люкса. Она просыпается в лаборатории в Мумбаи как раз вовремя, чтобы увидеть, как Сага открывает портал в контрольную комнату Машины. Зои передает свои открытия Киану, затем сопровождает раскаявшегося инженера Азади для саботажа Машины; Киан убивает алхимика Ропера Клакса, приспешника Пророка, чтобы освободить заключенное в его теле Бессонное. Когда Бессонное захватывает Пророка и несет его в Старк, Зои объединяет Пророка с Люксом. Так восстанавливается Баланс между творением и разрушением. Сама Зои теряет сознание от истощения. В Меркурии коррумпированных чиновников убивают мятежники, но Утана убегает с императрицей. Сага находит тело Ворона и уносит его в другой мир.
Через неделю Киан покидает Меркурию для преследования Утаны, но его перехватывает Сага, действующая по очередному пророчеству. Сага требует удочерить ее, предвещая их важную роль в будущей Войне Баланса, которая будет предшествовать воссоединению парных миров. Тем временем Зои, проснувшаяся в госпитале, примиряется с Габриэлем. Через 5 лет Киан и Сага изучают столицу Азади, готовясь к своей судьбе, а беременная Зои наслаждается мирной жизнью в Касабланке.
В эпилоге уже прошло много лет после воссоединения Старка и Аркадии; пожилая Сага, ныне известная как Леди Альване, вспоминает свои путешествия и разговаривает с возрожденным Вороном. Потом она садится в кресло и приветствует Эйприл Райан, тем самым повторяя сцену из The Longest Journey.
Темы
Подзаголовок «Главы» в названии игры ссылается на ее тему, названную Тёрнквистом «главами жизни» и «жизнью в главах». Сюжет охватывает около года жизней протагонистов, начинаясь весной и кончаясь зимой. Повествование поделено на 13 глав, как и в предыдущих играх, или на 5 «книг». Каждая книга посвящена определенной части жизни, например, первая книга – это рождение. Первоначально планировались 3 книги, соответствующие лету, осени и зиме, но история расширилась, и были добавлены новые книги.
Другой темой игры как таковой стали истории и то, как они становятся реальностью. В игре «Мир историй» – это «место, где начинается каждая история, где сны становятся явью»; тут разработчики отмечают, что вдохновлялись мифологией австралийских аборигенов. Хелена Чанг в одном из диалогов прямо связывает Мир историй с аборигенским «временем сновидений», а Сага объясняет свои способности к путешествию между мирами строчками песен, что также взято из коренных австралийских верований.
Вся серия The Longest Journey коренится в философии предопределенности, сравнивающей жизнь с путешествием к точке назначения: персона может свободно выбирать курс, но прибудет в «предопределенное место».
Огромный город Европолис символизирует «Европу, наконец заплатившую цену за сотни лет империализма, реакционной политики, расточительности и индустриализации». Рагнар Тёрнквист в интервью признался: «в Dreamfall Chapters определенно присутствует политический элемент… как это было и в Dreamfall».
Разработка
1 марта 2007 года компания Funcom, разработавшая The Longest Journey и Dreamfall, анонсировала Dreamfall Chapters. Сюжет игры уже был написан, но производство началось только в ноябре 2012 года, так как все создатели Dreamfall были заняты в разработке MMORPG The Secret World. Созданием Dreamfall Chapters занялась новая студия Рагнара Тёрнквиста Red Thread Games. Так как Funcom сместила свое внимание на онлайновые игры, лицензию на серию The Longest Journey перевели на студию Тёрнквиста. Хотя Тёрнквист заявлял, что сотрудники Funcom не участвовали в рабочем процессе Red Thread Games, тем не менее, его студия наняла многих разработчиков Dreamfall, ранее успевших покинуть Funcom, а также сотрудничала с Blink Studios, где также были разработчики предыдущей игры.
В ноябре 2012 года Норвежский институт кино (Norsk filminstitutt или NFI) дал разработчикам грант в размере 1 миллиона норвежских крон (около 174,000 долларов). 30 мая 2013 года NFI передал разработчикам второй грант на 1,5 миллионов норвежских крон, а еще через год – третий грант на 2 миллиона норвежских крон. 8 февраля 2013 года стартовала кампания по сбору средств на разработку на Kickstarter; при минимальной цели в 850,000 долларов удалось выручить 1,538,425 долларов. При этом, разработчики оценивали необходимый бюджет проекта в размере около 1 миллиона долларов (для сравнения, у Dreamfall – 5 миллионов, у The Longest Journey – 2-3 миллиона). Благодаря успеху на Kickstarter были поставлены дополнительные цели разработки: поддержка Linux и Mac, расширение сюжетной линии, введение нескольких новых локаций, улучшение саундтрека, интерактивный комикс, версии на французском и германском языках, комментарии от директора игры.
Для экономии средств разработчики избрали для игры сторонний движок Unity 4, что позволило существенно ускорить разработку в сравнении с Dreamfall. Также, компания минимизировала внутренние расходы, сделав лишь несколько ключевых игровых систем самостоятельно (разговоры, сюжетные флаги, точки решений, социальную функцию), а в остальном применив либо родные технологии Unity (анимация, физика), либо элементы из Asset Store (листву, библиотеки моделей, шейдеры, полноэкранные фильтры и пр.), либо сторонние инструменты (Playmaker, NGUI, Daikon Forge). Сэкономленные деньги пошли на создание игрового контента: уровней, дизайнов персонажей и специальных эффектов. Одними из главных сложностей были разработка графического интерфейса и схемы управления (интерфейс типа point-and-click был введен, но отброшен из-за зафиксированной в тестированиях непрактичности), искусственного интеллекта поиска путей для NPC.
Главными платформами для команды были Microsoft Windows, OS X и Linux, так как на них, по мнению команды, находилась основная база фанатов. Консольные версии вышли позже компьютерных в портированном виде.
На Metacritic версия для ПК после релиза финальной версии в 2017 году имела оценки 71% (11 обзоров) и 80% (279 пользовательских оценок), версия для PS4 оценки 65% (11 обзоров) и 78% (8 оценок). На Steam в то же время игра имела 1,599 отзывов, в том числе 83% положительных.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.