В жизни любого долгоиграющего сериала однажды наступает такой момент, когда разработчики не знают, куда двигать серию дальше. За спиной уже десятки экспериментов на поприще самых разных жанров, но блестящий успех и величие по-прежнему остаются где-то в самом начале. Поклонники требуют нового зрелища, а идеи с каждым разом всё быстрее иссякают. С другой стороны в спину авторам постоянно дышат скорчившие серьёзные мины издатели, которые с дулом у виска заставляют добывать деньги из крупного, но художественно обнищавшего сериала любыми доступными средствами. В такие моменты угодить кому-либо действительно сложно, и порой задумываешься, а почему нельзя было просто уйти на пике популярности, оставив о себе исключительно светлые воспоминания? С Крешем ситуация была даже хуже. Мало того, что после отказа Naughty Dog от сериала, вся его жизнь мгновенно пошла под откос, так он ещё и конкретно пошёл по рукам. Dimps, Vicarious Visions, Eurocom, Radical Entertainment - кто только не пытался подарить проворному сумчатому новую жизнь, но всё тщетно. Конечно, разные игры выстреливали с разной силой, но во всех них чувствовалась вторичность в сравнении с классикой. Даже, казалось бы, полностью повторяющие успешную формулу игры уже не находили ожидаемого отклика у публики. После долгих и упорных попыток возродить Креша в сердцах молодёжи было предпринято решение перезагрузить сериал. Изменениям подверглось практически всё - дизайн, концепция, саундтрек и даже жанровая направленность. Видите ли, Crash of the titans больше не платформер в привычном понимании этого слова. Из простых забегов по коридорам и прыжков по рушащимся колоннам бандикут превратился в некое подобие жанра "побей их всех". Вампа фрукты - теперь редкое удовольствие. Да и сам Креш закручивается в вихре, как будто нехотя. Реакция поклонников не заставила себя долго ждать. Публика хаяла относительную компактность сценария, ужасный дизайн персонажей, а также удручающее однообразие игрового процесса. От особенностей сериала не осталось и следа - впечатление, будто бандикут оказался в этой игре по какой-то нелепой ошибке. Что же конкретно из себя представляет Crash of the titans? Самое время разобраться.
Сюжет
Вступительный ролик в очень весёлом ключе показывает нам предысторию. Мы видим некое полотно, на фоне которого разворачивается театр теней. Безобидная зверушка спокойно поглощает траву у подножия пальмы, пока в кадре внезапно не появляются доктор Нео Кортекс и его племянница Нина. Коварный учёный стреляет в существо лазером и тот вырастает в Креша. Затем злодей даёт бандикуту в руки лопату и приказывает копать. Тот сперва слушается его, но вскоре понимает, что лопата - это оружие, которым можно запросто оглушить противника. Чем он и занимается. Креш сбегает от злобной парочки, но та не теряет надежды и преследует сумчатого, вооружившись лазером. Попутно они облучают встречающихся животных и те превращаются в страшных кровожадных мутантов. На Креша начинается настоящая охота. Далее, уже в виде сценки на движке, нам показывают остров вампа. Коко занята тем, что чинит какое-то устройство, а Креш ведёт себя, будто глупый щенок. Она просит его передать ей гаечный ключ, который лежит в левой руке бандикута, однако, тот с недоумением смотрит на правую, пытаясь его найти. Серьёзно? Креш, конечно, никогда особым интеллектом не отличался, но он не раздражал своей откровенной тупостью. Здесь же из него сделали совершенно амёбного дебила, который даже не понимает, что ему говорят другие. Вдруг солнце закрывает дирижабль с изображением буквы "N". Из дирижабля выпадают клетки, которые ловят Коко и Аку-Аку, будто бездомных животных. Кранчу же достаётся заряд леденящего лазера, который замораживает всю его нижнюю часть. К счастью, Креш умудряется подбить одну из цепей и клетка с Аку-Аку падает куда-то в джунгли.
Так звучит завязка игры. По мере прохождения мы раскрываем всё больше деталей сюжета. Оказывается, что Кортекс обнаружил некую субстанцию под названием "моджо", с помощью которой он может превращать местное зверьё в гигантских мутантов. Ну, и захватить с их помощью мир, разумеется. Не очень-то свежо, но кому нужен слезоточивый сюжет в Креше?
Не могу сказать ничего плохого про историю (кроме того, что сценки наполнены дурными шутками), но вот кардинально поменявшийся дизайн персонажей откровенно разочаровывает. Аку-Аку вместо тотемной маски стал похож на морду орангутана, Кранчу нарисовали медвежью морду, а голова Коко теперь напоминает гипертрофированный арбуз. Изменения коснулись и протагониста - Креш набил на обеих руках странные татуировки. Зачем было всё это делать? Чтобы абстрагироваться от прошлых игр? Так это прямое неуважение к создателям классики. Антагонист сильно помолодел внешне и прилично вытянулся. Изменения коснулись его меньше всего. Ука-Ука, злобный брат обезьяньей маски, вообще выглядит как маска на Хеллоуин, с грудой навешанных костей и страшными мелкими зрачками. К Н. Джину вопросов нет - он такой же чудак, как и в Crash Tag Team Racing, только, кажется, стал бледнее. Но самое страшное, что могло произойти в игре - это тигр Тайни. Вместо серьёзного накаченного амбала, каким мы его помним по гладиаторским боям в Crash Bandicoot 3: Warped он превратился в непонятного здоровяка в камуфляжной форме, шапочке и с шепелявым голосом. Кроме того, он перестал быть грозным и глупым, без раздумий крушащим всё вокруг. Нынешний Тайни носит подгузник и ведёт себя как джентльмен, извиняясь каждую секунду за то, что ему нужно будет ударить врага и боясь, как бы не сломать ноготь. Можно ли представить худшее перевоплощение злодея? Это абсолютная противоположность прежнему персонажу и смачный плевок в лицо всем его фанатам. Почему бы просто не нарисовать нового злодея, если уж так хочется засунуть в игру вечно плачущего силача? Зачем одевать тигра в камуфляжную форму? Как много вопросов, и как мало ответов...
Геймплей
Итак, пришло время окунуться в безумие. Нынешний Креш - совсем не тот бандикут, за которого он себя выдаёт. На вашем пути будет минимум вампа фруктов и деревянных ящиков, а способность крутиться вихрем будет вовсе необязательна для прохождения игры. "Но ведь безо всех этих особенностей Креш не Креш?", - скажете вы. И будете правы. Внезапно бандикут научился не плохо размахивать кулаками, собирая удары в смертоносные комбинации. Более того, разработчиками была глобально пересмотрена система здоровья протагониста. Отныне Креш не умирал от одного соприкосновения с врагом - теперь его наделили полноценной полоской жизни. Впрочем, с учетом смены жанра это решение выглядит вполне честным. Нашей задачей по-прежнему остаётся путешествие по закрытым локациям из точки А в точку Б, только сами локации стали непомерно шире и длинней.
Платформерная часть не ушла, но разбавилась обязательными секциями с убиванием толпы врагов на манер God of War и иже с ним. Вас искусственно запирают на определённой области карты и вы не можете продолжить путь пока не расквитаетесь с полчищем титанов. Лично мне подобные сюрпризы всегда казались мерой, принятой исключительно для растягивания короткой игры. Это, может, и не было бы такой плохой идеей, если бы было достойно реализовано. Но, к сожалению, каждый такой момент отличается от предыдущего сугубо внешне, чем заставляет зевать уже на втором часу игры. Безумное однообразие боёв делает Crash of the titans игрой, целью которой стоит не развлечение, а испытание игрока на прочность. Лично я привык соотносить игры с чем-то расслабляющим и уносящим от будничных проблем, а не напрягающим и портящим нервы.
Ах да, самое важное. Раз Креш научился махать кулаками, значит ему придётся кого-то бить, верно? Мальчиков для битья тут предостаточно. Миньоны Кортекса запросто убиваются с одного маха, с ним тут проблем нет, если только не дать им кучковаться. Проблему составляют противники побольше - так называемые "титаны". Это огромные чудища, облучённые лазером доктора Кортекса и превратившиеся в уродливую смесь из нескольких животных. Их достаточно много и все они разные, но больше всего мне запомнился причудливый симбиоз скорпиона и гориллы, называемый "скорпориллой". Стоит отдать должное - ребята к задаче подошли со всем остроумием. Каждый раз когда вы встречаетесь с этими монстрами, вы должны атаковать их как можно активней. При этом над головами врагов появляется некая шкала, состоящая из закрашивающихся звёздочек. Если они закрашены до конца, монстр впадает в прострацию, и хитрый бандикут и Аку-Аку могут воспользоваться этим, оседлав чудище. Захватив разум и контроль над зверём, вы можете контролировать его движения, заставляя сражаться против своих же сородичей. Разумеется, у каждого вида титана своя характеристика - один быстрый, но недостаточно мощный, а другой вовсе наоборот, неповоротливый, но обладает сокрушительной силой. Грамотно используя титанов в боях, можно очень ловко всех победить. Наконец, у титанов есть своя шкала, которая при заполнении активирует специальную атаку сокрушительной мощи.
"Размер не имеет значения", - скажите вы. Да, возможно, вы окажетесь правы в любом другом случае, но точно не здесь. В Crash of the titans размер играет значительную роль, если не ведущую. Видите ли, чем крупнее ваш противник, тем его сложнее одолеть. Кроме того, у некоторых видов может быть иммунитет в татуированным кулачкам Креша. Для того, чтобы завалить таких гадов, нужно вначале оглушить титана поменьше, забраться на его спину, и уже им воевать против крупного врага. Кстати, этот же приём прекрасно работает с боссами. Ну, и, наконец, самое приятное, что вы можете услышать от меня в данном обзоре - гигантских чудищ и даже боссов тоже можно оседлать! При этом надо понимать, что как только бандикут слезет с прошлого чудовища, оно тут же отбросит кони. Даст дуба. Сыграет в ящик. Погибнет.
Вампа фрукты, как я уже упоминал, стали встречаться реже, зато их полезность только увеличилась! Теперь, поедая каждый такой фрукт, полоска здоровья нашего героя восполняется и приобретает девственный вид. А ещё мы можем собирать в большом количестве шарики "моджо", за которыми охотится Нео Кортекс. За двадцать пять тысяч нам дают дополнительную жизнь. Ура? Ура!
Жизни, кстати, терять вы будете очень часто. Сложность последних уровней соизмерима с "Road to nowhere" из самой первой части. Но если там нам приходилось рассчитывать каждый прыжок на подвесном мосту, то здесь нам придётся яростно долбить по кнопкам джойстика, молясь, чтобы нужный нам титан поскорее ушёл в забытье. Изначально нам дают три жизни. Потеряете их - добро пожаловать на начало уровня. А уровни приходятся в среднем за пятнадцать минут, взамен неполных двух минут в классических играх.
Также на каждом уровне можно найти запрятанный портал, где вас заставят собрать как можно больше моджо или уничтожить врагов за отведённое время. Если покажете хороший результат - получите призовую куклу вуду. Также кукол разной масти можно получить и за обычное прохождение уровня. В зависимости от того, сколько врагов вы убили, какой длины комбинацию ударов проделали и нашли ли скрытые коллекционные предметы, вы удостоитесь бронзовой, серебряной или золотой куклы. Не переживайте, платиновой куклы тут нет, так что сильно страдать на придётся. "На кой чёрт нам все эти куклы, мы уже выросли из этого возраста!?", - справедливо заметите вы. А не на кой. Вся их суть в открытии концептуальных рисунков, да новом костюме бандикута. А если бы Crash of the titans вышел в 2017 году, эти плюшки просто засунули бы в дополнительный контент за отдельную плату. Делов-то!
Всего игра насчитывает два десятка уровней, условно разбитых на шесть зон. Графика проработана хорошо. Картинка насыщена яркими красками и дарит приятное послевкусие. Лично меня очень радует традиционный юмор с игрой слов в названиях уровней. Например, первый уровень звучит, как явная отсылка к четвёртому эпизоду Звёздных Войн; четвёртый отчётливо намекает на вторую часть похождений Индианы Джонса, а предпоследний к "Особому мнению" Стивена Спилберга.
Но сколько бы приятных нововведений к поделке Radical Entertainment я не отметил, нельзя закрыть глаза на то, что игра быстро утомляет однообразными действиями и слишком отстранена от всех канонов сериала. И если последнее новоприбывшие поклонники могут с лёгкостью проглотить, но бесконечные бои вряд ли кого-то обрадуют. Благо платформенная часть тут тоже присутствует, хотя и она уже не так увлекательна, как прежде.
А ещё здесь есть кооперативный режим. Правда, по какой-то причине второй игрок управляет непонятно откуда берущимся беловолосым клоном Креша. И это никак не объясняется. Просто фишка ради фишки. Если вы любите игры посложнее, не советую играть на пару с другом - вдвоём гораздо проще расправиться с противником или собрать желанные моджо.
Музыка и звук
Музыкальное сопровождение в Crash of the titans обладает совершенно отличным от всех прошлых изваяний серии стилем. Ведущим композиторов стал Марк Бэрил, отвечающий за саундтрек к Crash Tag Team Racing. Описать жанр местной музыки сложно. Композитору удалось создать неподдающееся описанию произведение с сочетанием синтезированных и живых инструментов. Музыка хорошо поддерживает атмосферу и помогает лучше проникнуться виртуальным миром проворного сумчатого. Большинство треков гармонично сочетается с картинкой и задаёт правильный темп. Однако, несмотря на это, большинство треков наверняка пронесутся вас и вы не станете напевать их, стоя в душе. Особенно это касается боссов. Там мелодии совсем невнятные и сделаны явно исключительно для создания настроения, при этом не обладая ярким колоритом, который отличил бы эту композицию от любой другой "эпичной" игры или фильма. Не могу сказать, что это плохо, но от такой игры хотелось бы большего.
Звуку тоже уделили не малую роль. Специально для игры актёрами было записано более пяти тысяч строк диалогов, при том что добрую треть из них вы можете вообще никогда не услышать. В игре встречаются такие моменты, когда Креш бродит в гордом одиночестве по задворкам какой-либо локации и слышит отдалённый разговор двух миньонов за стеной. Так вот, это миньоны каждый раз могут говорить на разную тему. Даже если вы услышите знакомую тему разговора, она вполне может звучать иначе, чем в прошлый раз, потому как актёры записывались несколько вариантов одних и тех же реплик. Такое внимание к деталям внушает уважение и даже мотивирует пару раз намеренно умереть, или же просто задержаться у стены на пару-тройку минут и подслушать чужие сплетни. В этих диалогах, кстати, есть не мало отсылок на современную культуру. Кортекс звучит привычно, Н. Джин по-прежнему строит из себя идиота с раздвоением личности, а вот Ука-Ука теперь обладает низким басом чёрного господина. Это придаёт персонажу замечательный колорит. Коко же достался довольно раздражающий голос. Уж не знаю, озвучивала ли её снова Дебби Дериберри. Если да, то она старалась плохо. Фоновые шумы хорошо подобраны, но, мне кажется, проработаны с меньшей любовью, чем голоса. Я не прошу пять тысяч разнообразных звуков разбивания ящиков, но разнообразия хотелось бы больше.
Послесловие
Crash of the titans - весьма странное, но достаточно ровное переосмысление сериала. Несмотря на откровенно уродливый дизайн персонажей и причудливые метаморфозы их характеров, здесь можно углядеть весьма приятную графику, широкое разнообразие локаций (пляжные, лавовые, каменные, индустриальные), а также остроумную игру слов. Не могу сказать, что новая игровая механика пошла бандикуту на пользу - она выглядит сырой и недоработанной. И хотя первые пару раз ужасно интересно оседлать какого-нибудь редкого титана, потом этот процесс быстро перетекает в рутину. Часть диалогов звучат действительно смешно, а поведение Креша раздражает своей невозмутимой тупостью. Эта игра отлично бы смотрелась, если бы не имела привязке ко вселенной рыжего сумчатого - это точно бы пошло ей на пользу. Но поскольку она всё же привязана, поставить ей высокую отметку рука не поднимается. Совершенно ненужные секции с обязательным убиением толп врагов, видимо, подсмотренные в God of War, растягивают игру и рушат общую динамику повествования. Рекомендовать Crash of the titans можно кому угодно, но только не фанатам бандикута.
ИТОГО:
- Сюжет: 7/10
- Геймплей: 7/10
- Музыка: 7/10
- Звук: 7/10
ВЕРДИКТ: 7
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.