Space Ace – вышедшая на лазердиске видеоигра Дона Блата, Cinematronics и Advanced Microcomputer Systems (позже переименованной в RDI Video Systems). Она была представлена в октябре 1983 года, всего через 4 месяца после Dragon's Lair, и вышла весной 1984 года. Подобно предшествующей игре, она содержит анимацию кинематографического качества, проигрываемую с лазерного диска. Геймплей также похож на прошлую игру: игрок двигает джойстик или нажимает кнопку огня в ключевые моменты анимированных сцен, чтобы направлять действия героя. Однако, действие игры более разнообразно, иногда игрок может выбирать между превращением персонажа в его взрослую форму и сохранением в форме мальчика.
Во время краудфандинга Dragon's Lair: The Movie Дон Блат сообщил, что делает короткий фильм Space Ace.
Геймплей
Как в Dragon's Lair, геймплей требует двигать джойстиком в правильном направлении или нажимать кнопку огня в правильный момент, чтобы избежать опасностей, встречаемых героем Декстером (Асом). Игра ввела несколько улучшений геймплея, среди которых самым заметным являются выбираемые уровни навыков и несколько способов прохождения сцен. В начале игры можно выбрать один из трех уровней навыка: «Кадет», «Капитан» и «Космический ас», и только при выборе последней, самой сложной опции, игрок может увидеть все сегменты игры, тогда как на простейшей сложности «Кадет» демонстрируются около половины сегментов. В ряде сцен есть моменты с «несколькими выборами»; иногда игрок решает, поворачивать ли в проход, иногда выбирает, реагировать ли на экранное сообщение «Энергичнее» и превращаться назад в Аса. У большинства сцен есть версии с обратным течением. Обычно, Декстер проходит такие сцены путем избегания препятствий и врагов, а Ас применяет атакующий подход. Однако, у Декстера есть пистолет, который он иногда применяет для продвижения вперед. Например, в первой сцене, когда Декстер убегает от механических дронов Борфа, игрок может нажать кнопку огня в верный момент: тогда Декстер превратится в Аса и сможет биться с дронами. В противном случае Декстер должен будет избегать атак дронов.
Сюжет
Space Ace рассказывает о приключениях лихого героя Декстера, который предпочитает, чтобы его звали Асом. Ас выполняет миссию по борьбе с Командиром Борфом. Борф собирается напасть на Землю с помощью своего «Луча Инфанто», чтобы сделать землян беззащитными, превратив их в детей. В начале игры Ас частично подвергается действию луча Инфанто, из-за чего превращается в подростковую версию самого себя. Борф похищает его напарницу Кимберли, которая становится сюжетной «дамой в беде». Игрок ведет Декстера – юношеское воплощение Аса – через серию препятствий, ведущих к Борфу. Наручный гаджет Декстера позволяет «энергизироваться» и временно превозмогать эффекты Инфанто, то бишь превращаться во взрослого Аса. Эта способность служит игроку для героического прохождения сложных препятствий.
Разработка
Анимацию для Space Ace делала команда, занимавшаяся Dragon's Lair, под руководством бывшего аниматора Disney Дона Блата. Для снижения стоимости производства студия снова озвучивала персонажей сама, не нанимая актеров (исключение составил Майкл Рай, выполнивший роль повествователя во вводном сегменте, – как и в прошлой игре). Командир Борф в игре говорит электронно измененным голосом Дона Блата. В интервью про игру Блат говорил, что студия могла позволить более профессиональных актеров, и по его мнению, Пол Шенар лучше бы подошел для роли Борфа. В анимации отчасти применялось ротоскопирование, для которого были построены модели космического корабля Аса «Стар Пак», его мотоцикла, туннеля для сегмента воздушного боя. Модели снимались и отслеживались для создания подвижных анимированных изображений с очень реалистичной глубиной и перспективой.
Формат
Space Ace была доступна в двух разных форматах: со специальным кабинетом и в комплекте для преобразования, позволявшем превратить копию Dragon's Lair в Space Ace. Более ранняя, первая версия была выполнена в стиле кабинетов Dragon's Lair. Более поздняя вторая версия применила иные кабинеты, в инвертированном стиле. В комплект для преобразования вошли лазерный диск Space Ace, новые чипы памяти EPROM с игровой программой, дополнительная плата для добавления кнопок уровня навыка, замена оформления кабинета. Первоначально игра использовала плейеры Pioneer LD-V1000 или PR-7820, но сегодня существует комплект адаптеров, позволяющих использовать Sony LDP.
Порты
Для домашних компьютеров и игровых систем создали много версий Space Ace. В большинстве своем, с тем или иным успехом они старались подражать пышно анимированной графике аркадной версии. Сиквел для ПК, Space Ace II: Borf's Revenge, совместил новую анимацию со сценами из оригинальной игры, вырезанными из ПК-версии из-за больших требований к памяти. Наряду с дискетными версиями для Amiga и Atari ST, компания ReadySoft выпустила под Macintosh версию на CD с уменьшенным битрейтом видео; в данную версию вошел почти весь оригинальный контент.
В 1991 году Leland Corporation выпустила незначительно обновленную версию Space Ace в форме комплекта преобразования для недавно вышедшей Dragon's Lair II: Time Warp. В данную версию вошли более сложные движения (в том числе, диагональные), одновременно была оставлена лишь самая тяжелая сложность «Ас».
В 1993 году Space Ace вышла на Philips CD-i (Compact Disc Interactive). В 1994 году данная версия вышла на Sega CD.
В 1994 году Absolute Entertainment выпустила версию Space Ace на SNES. Однако, из-за ограниченной вместительности картриджа SNES игра превратилась в сайд-скроллер с уровнями по мотивам сцен из лазерного диска. Чтобы увидеть титры, игрок должен был получать ранг «Ас» на каждом уровне, что требовало почти безупречной точности и сбора дисков на уровне.
В 1997 году Digital Leisure Inc. выпустила коллекцию The Dragon's Lair Deluxe Pack со Space Ace и обеими аркадными играми Dragon's Lair. Также, компания выпустила версию Space Ace на DVD, поддерживаемую на большинстве DVD-плееров; в этой версии не было выбора уровня навыков, и игровой процесс стал несколько другим (в оригинале, когда игрок совершал ошибку, аркадная версия возвращалась приблизительно к последнему моменту игры, тогда как в DVD-версии игрок проходил всю сцену с начала). Похожий релиз на Blu-Ray произошел в 2008 году.
Эмулятор игр для лазерных дисков, DAPHNE, способен эмулировать и оригинальную версию, и версию 1991 года. Для него нужны файлы ROM и оригинальный лазерный диск. Заменить лазерный диск можно видеопотоком MPEG-2 и аудиопотоком Ogg. Данные потоки можно сгенерировать с оригинального лазерного диска или с DVD от Digital Leisure.
Как в случае с Dragon's Lair, в 2003 году Crossgen Publishing напечатала мини-серию комиксов. В серию вошли элементы из игры и из телеверсии Saturday Supercade (например, Ас случайным образом превращался в Декстера и наоборот, а не намеренно).
В декабре 2003 года в номера журналов PSW (PlayStation World) и XBW (Xbox World) включили бесплатные диски со Space Ace на одной стороне (а также трейлерами похожих игр) и трейлерами новых игр на другой.
В мае 2009 года игра стала доступна на iOS.
В октябре 2010 года Space Ace вышла на Wii в рамках Dragon's Lair Trilogy. В декабре того же года эта коллекция появилась на DSiWare.
17 февраля 2011 года Пол Голд из Digital Leisure Inc. подтвердил, что на PlayStation Network выйдет порт на PlayStation 3. Релиз случился 22 февраля 2011 года.
Версия для Android вышла 28 декабря 2012 года на Google Play.
В августе 2013 года игра появилась на Steam.
В июле 2015 года Ребекка Хайнеман выпустила версию под старый ПК Apple IIGS на GitHub.
Прием
4 журналиста из Electronic Gaming Monthly поставили версии для CD-i балл 7.75/10. Они назвали версию «идеальным до пикселя» переводом аркадной игры, но раскритиковали отсутствие реиграбельности.
GamePro негативно оценил версию для SNES: «неуклюжее управление – ты падаешь с уступов совершенно непроизвольно – и пикселизированная графика – катсцены, задуманные юмористическими, просто отвратительны – совместились в одну из самых неиграбельных игр на последней памяти». Фанатам аркадной версии GamePro рекомендовал предпочесть версию для Sega CD.
Рассматривая версию для Sega CD, GamePro отметил негативный эффект смешивания цветов из-за отражений, но похвалил сюжет, озвучивание, музыку и подытожил: «Space Ace отлично подойдет любителям анимации и игрокам, любящим Dragon's Lair». Журналист в Next Generation поставил версии 2/5, назвав сюжет «подростковым», а геймплей чрезмерно ограниченным: «единственным способом прохождения любого из 13 уровней является многократное прохождение – до наступления автоматизации реакций. Определенно, делать это можно научить и обезьяну».
Рецензент в Next Generation поставил ПК-версии 2/5: «Классика Дона Блата остается развлекательным мультиком, присоединенным к антитезе интерактивности… Space Ace выглядит и звучит почти так же, как оригинальное аркадное приключение, но, в конечном счете, не факт, что это хорошо».
Хотя Дон Блат намеревался сделать игру, которая превзойдет Dragon's Lair в демонстрации истинной анимации, большинство аркадных игроков не были впечатлены. Проблемой называли увеличенную сложность, нарекания вызвало первоначальное решение предлагать Space Ace только с новым кабинетом, без комплекта для преобразования. Также, Space Ace не посчастливилось выйти в разгар обвала рынка видеоигр в 1983-1984 годах, когда интерес потребителя ко всей индустрии существенно снизился. Кроме того, игроки не проявили большого интереса к игре, подобной сиквелу Dragon's Lair. Впоследствии, в Dragon's Lair II, студия Блата применила наработки из Ace.
Игроки на Steam за несколько лет написали 73 отзыва на Space Ace: 66 положительных и 7 отрицательных.
В популярной культуре
Краткий мультсериал по игре – из 12 эпизодов – вышел в 1984 году в блоке мультиков Saturday Supercade. Эпизоды показывали по Cartoon Network, и до сих пор их иногда включают в блок Boomerang's Boomeraction в качестве филлера.
В мультсериала «Самурай Джек» в эпизоде «Jack and the Farting Dragon» вспоминаются Space Ace и другие анимированные игры Дона Блата: когда Джек спрашивает, какой путь ведет к драконьему логову (Dragon's Lair), он получает ответ «левый»; когда он спрашивает, куда ведет правый путь, ответом служит «Space Ace».