Crusader Kings II вышла 14 февраля 2012 года на Windows, 24 мая 2012 года на Mac, 14 января 2013 года на Linux. В игру входит много исторических личностей: Уильям Завоеватель, Карл Великий, Гарольд Годвинсон, Роберт Жискар, Харальд III Суровый, Эль Сид, Константин X Дука, Харун аль-Рашид, Алексей I Комнин, Альфред Великий, Саладин и др.
Геймплей
Игра симулирует развитие династии с 1066 по 1453 год. Аддоны Old Gods и Charlemagne позволяют начать с 867 и 769 года, соответственно. С помощью стратегических войн, браков, убийств и многих других средств игрок ведет свою династию к успеху. Что считать успехом, всецело предстоит определять игроку. Единственная цель игры – заработать как можно больше очков престижа, чтобы обойти исторические европейские династии в вымышленном рейтинге престижа. Самые престижные династии Crusader Kings II – Капетинги, Рюриковичи и Габсбурги. Игра завершается, если текущий персонаж умирает и не оставляет наследников.
В игре работает система генетики и образования, поэтому дети наследуют многие черты, культурные и религиозные убеждения, навыки от родителей и опекунов. Ввиду этого браки обладают стратегическим значением: игрок должен выбирать партнеров с наилучшей наследственностью. Желание получить хорошее потомство может конфликтовать с другими интересами, например, иногда лучше получить наследника с нежелательными чертами, зато, благодаря браку, сформировать выгодный альянс с другим правителем.
Игрок может выбрать почти любые области, но есть и такие, которые без модов не являются игровыми, в частности: теократии (в том числе Папство), священные ордена / наемники (например, Тамплиеры и Каталонская компания). Мусульмане, язычники и республики становятся игровыми с аддонами Sword of Islam, The Old Gods и The Republic соответственно.
В игре 5 уровней власти, четыре высших доступны со старта:
1) Император, Самрат, Кайзер, Басилевс, Шахиншах, Падишах, Каган, Калиф, Царь.
2) Король, Шах, Деспот, Султан, Ясный Дож, Король-епископ, Хан, Принц-мэр. Титул «Король» эквивалентен «эрцгерцогу», если его носитель преклоняется перед Императором или персоной с эквивалентным титулом.
3) Герцог, Дукс, Сатрап, Эмир, Дож, Гранд-принц, Верховный вождь, Принц-архиепископ, Гранд-мэр, Ярл, Мелкий король, Калиф.
4) Граф, Шейх, Вали, Марзпан, Вождь, Лорд-мэр, Принц-епископ, Митрополит (в православных нациях).
5) Тимариот, Шаман, Мэр, Епископ, Патриций. Только Патриций из этого списка доступен как игровой персонаж, при наличии аддона The Republic. Так сделано потому, что мелкая власть почти не оставляет пространства для интриг.
Базовая провинциальная единица игры – графство. В каждом графстве есть определенное количество «холдингов», но не более 7. Холдинги бывают 3-х типов: замок, город и храм. Замком правит Барон, городом Мэр, храмом Епископ. Каждый холдинг встречается в разных культурных и религиозных вариациях (например, у мусульман вместо храма мечеть). Как правило, столица графства расположена во владениях барона, но иногда, особенно в Италии, столица находится в храме или в городе. Например, Рим – графство с храмовой столицей, Венеция – графство с городской столицей. Дворянин должен управлять замковой столицей, иначе в доходе будет штраф из-за «неправильного типа холдинга»; городские холдинги следует давать мэрам, храмовые епископам. При наличии аддона The Republic можно управлять прибережной республикой вроде Венеции, Дженоа или Готланда.
Совокупность холдингов, управляемых одним персонажем, называется владениями. Количество владений для каждого персонажа ограничено и зависит от его черт. Если у персонажа холдингов больше, чем позволено, он столкнется не только со штрафами, но и с недовольством вассалов. Таким образом, игра принуждает отдавать землю вассалам, формируя базовые принципы феодализма.
Совет
У каждого правителя есть совет, состоящий из 5 членов. Канцлер (Великий визирь у мусульман) отвечает за дипломатию и умеет фабриковать требования своей лиги к графствам других персонажей. Маршал – командир военных сил лиги, в мирное время может обучать войска, подавлять восстания и помогать исследовать военную технологию. Стюард может собирать налоги, следить за строительством новых зданий и помогать развивать экономические технологии. Главный шпион может обнаруживать заговоры, красть технологии иностранцев, создавать шпионские сети, полезные для убийств. Придворный капеллан (Имам у мусульман, Патриарх у православных, Провидец у язычников) может обращать людей в религию лиги, улучшать дипломатические отношения с религиозными деятелями уровня Папы Римского, помогать в исследовании технологий культуры.
Законы
В игре 2 типа законов: налог и законы новобранцев. Они определяют налоги, которые должны платить вассалы игрока, и необходимое количество новобранцев. Существуют законы правопреемства, делящиеся на гендерные и наследственные законы. Законы правопреемства имеют фундаментальное значение, поскольку в случае невозможности представить наследника династии игра завершается. Как правило, наследование идет по мужской линии, но есть возможность наследования по женской линии. Гендерные законы бывают 3-х видов: наследование для мужчин, наследование для женщин в случае отсутствия наследника-мужчины, наследование вне зависимости от пола (только в культуре басков и в катарской религии после патча 2.0.1). В одном из патчей разработчики добавили законы предпочтения наследника-женщины и исключения наследника-мужчины, но эти законы работают только после модификации базовой игры.
Законы наследования таковы:
- Гавелкайнд: самый распространенный закон. Наследие делится между всеми детьми, старший получает главный титул. Этот тип наследования расширяет владения на 30%, но после наследования владения оказываются разъединенными. У нефеодальных племенных правителей используется модификация закона: выборный гавелкайнд: следующий правитель избирается из вассалов, титулы старого правителя делятся между тремя кандидатами, набравшими наибольшее количество голосов.
- Феодальные выборы: наследник, выбранный вассалами, получает главный титул. Этот закон повышает важность мнения вассалов, но создает риск того, что королевство уйдет из рук династии игрока, и тогда его наследники будут вынуждены становиться вассалами нового короля.
- Старшинство: все титулы наследует самый старший член династии. Недостаток подхода обычно в том, что правитель приходит к власти в пожилом возрасте, поэтому его правление длится недолго.
- Первородство: все титулы наследует первый ребенок. Вероятно, это самый выгодный тип наследования, но он связан с небольшим штрафом престижа за безземельное потомство.
- Турецкое наследование: доступно любому мусульманскому лидеру, одновременно является единственным типом наследования для него. Сын наследует большинство титулов отца.
- Выборы патриция: введен в аддоне The Republic. Единственный тип наследования для торговых республик. Наследник выбирается с учетом возраста, престижа и уникального финансирования из пяти патрицианских семей. Наследником может быть только мужчина.
- Инвеститура: единственное наследование для епархии. Наследник может быть назначен по бесплатной инвеституре или Папой Римским по папской инвеституре. Если назначенного наследника нет, игра выбирает персонажа из двора епископа или, при отсутствии подходящего при дворе, создает нового персонажа.
- Открытые выборы: единственный тип наследования в республиках. Игра выбирает персонажа из правителей республики или, если не находит такового, создает нового персонажа.
- Танистрия: работает в кельтской культурной группе. Подобно выборной системе, позволяет выбирать наследника вассалам, но, ограничивает выбор членами текущей династии. Введен в январе 2013 года с патчем 1.09.
- Младший сын: тип наследования по умолчанию в Ильханате, Золотой Орде и баронстве Альтенбург. Младший сын получает все титулы умершего правителя. Введен в январе 2013 года с патчем 1.09.
- Назначение: используется феодальными вассалами Святых Орденов (так называемыми Командирами). Все феодальные титулы, подаренные Грандмастером, возвращаются к нему после смерти одаренного.
- Папское правопреемство: избранные кардиналы выбирают следующего Папу. Наследование используется Папой только в том случае, если у игрока есть аддон Sons of Abraham.
У персонажей уровня Короля и Императора есть специальный набор доступных законов под названием «Законы коронованной власти». Эти законы симулируют власть, которую монарх имеет над своими вассалами. Например, по «закону автономных вассалов» монарх не может отменять титулы вассалов, а вассалы, пользующиеся уважением, предоставляют своей лиге только новобранцев. В «абсолютном законе коронованной власти» вассалам запрещены войны между собой и с иностранцами, и поставлено в необходимость предоставление значительного количества новобранцев.
Военное дело
Войну ведут солдаты 3-х типов: войска свиты, новобранцы и наемники. Новобранцы приходят бесплатно из владений персонажа, а также от вассалов. Чем чаще игрок использует новобранцев вассалов, тем слабее становятся убеждения вассалов. Количество наемных войск зависит от законов королевства и убеждений вассалов лиги. В патче 1.07 была введена свита, которую можно увеличивать в зависимости от технологического уровня и размера королевства. В отличие от новобранцев, стоимость содержания которых постоянно растет, свита стоит денег только при создании, а утраты в ее составе восстанавливаются. В своем полном составе свита может быть бесплатной армией.
Наемники доступны в определенных количествах и определенной композиции из военных классов (тяжелая пехота, кавалерия, застрельщики и т.д.). Игрок может нанимать наемников из различных исторических организаций, например, из Каталонской компании. Также, в отдельных культурах есть родовые группы наемников: мусульманские правители могут нанимать мамелюков, русские печенегов, Византийский император варягов. Наемники требуют ежемесячной оплаты. Если у правителя не хватает денег, наемники или уходят, или объявляют войну бывшему работодателю.
Католическим правителям доступны Священные Ордена: Тамплиеры, Госпитальеры, Тевтонцы. Ордена можно покупать за очки благочестия, аналогично наемникам. Однако, они сражаются только против еретиков и тех, кто не исповедует христианство. В Крестовом походе или во время защиты от неверных в священной войне Ордена используются бесплатно. В аддоне Sons of Abraham все основные религии получили, по меньшей мере, один Священный Орден, а католическая вера получила два новых ордена.
Войны нельзя объявлять просто так, необходим повод, как и в других играх компании Paradox. Поводом могут служить территориальные претензии и религиозные несоответствия. Существует повод «вторжение», позволяющий персонажу завоевать всю территорию другого персонажа, но его может дать только Папа Римский или Православный Патриарх. У мусульман особая версия вторжения, позволяющая завоевывать соседские владения масштаба графств, а монголы могут беспрепятственно воевать с целыми королевствами. В патче 1.07 Византийская империя имеет повод «Имперское повторное завоевание», позволяющий посягать на герцогства, исторически входившие в состав Римской империи. В патче 1.08 эта возможность ограничена территорией восстановленной Римской империи.
Интриги
Во вкладке интриг игрок может обозревать различные «амбиции» и «заговоры», а при выполнении определенных условий принимать «решения». Амбиции определяют условия, при которых игрок получит определенные награды. В заговорах участвуют другие персонажи. Предметы заговора могут быть разными, от убийства до борьбы за титул.
В патче 1.07 введен новый вид заговоров: «фракции», сформированные вассалами против своей лиги, преследуют определенную цель, как то понижение авторитета власти или борьбы за независимость. Если заговор плохо подготовлен (процентное соотношение войск фракции по отношению к войскам лиги слишком мало), фракция посылает лиге ультиматум с требованиями. Если лига отклоняет ультиматум, начинается гражданская война.
Решения позволяют проводить праздники, летние ярмарки, большую охоту, турниры. Обычно, решения улучшают связи лиги с вассалами и придворными. В аддоне Sword of Islam появились специальные решения для мусульман, например, паломничество в Мекку. У Византийского императора после аддона Legacy of Rome также есть свой набор решений, как то возможность восстановить Римскую империю. В последующих аддонах были добавлены решения, работающие, когда персонаж имеет определенную черту или принадлежит к определенной религии либо культуре.
Религия
У каждой религии есть «моральный авторитет». Чем он ниже, тем больше шанс возникновения и расширения ереси. У крупных религий есть особые ереси: в католичестве это катары, в православии иконоборчество. Моральный авторитет зависит от различных факторов, включая количество священных мест (так, Рим для католиков), почтение к религиозному главе и исходы священных войн.
У крупных религий есть «религиозные главы»: Папа Римский у католиков, Вселенский Патриарх у православных, Калифы у шиитов и суннитов. Папа Римский начинает как независимый правитель масштаба короля, но может стать вассалом любого императора, если император поставит в Риме собственного антипапу. Православный патриарх по умолчанию является вассалом Византийского императора. С аддоном Sons of Abraham некоторые религиозные ереси в определенных ситуациях могут выдвигать собственных глав. Зороастрийцы и евреи начинают без религиозного главы, но, при выполнении определенных условий могут обрести его.
В категорию язычества в игре входят остатки древнескандинавского язычества, балтийские язычники (Ромува), финские язычники (Суоминуско), присутствующие и на северо-западе России, тенгриизм Степных людей, западноафриканское язычество и славянское язычество. После аддона Old Gods каждое язычество может, «реформировав» себя, обрести религиозного главу, улучшить сопротивление обращению в христианство или ислам, и также может начинать священные войны. В расширении Charlemagne были добавлены афганистанские зунбилы со своей верой, по сути это «наполовину реформированная» религия поклонения солнцу.
При наличии аддона Sunset Invasion язычество дополняется религией ацтеков. Тогда возможен вымышленный сценарий вторжения ацтеков в западную Европу.
Священные войны – фундаментальная особенность игры. Существует шаблонный повод для войны с чужими религиями, именуемый «Священной войной». Папа Римский, Калиф, глава зороастрийцев и евреев, а также лидеры реформированных языческих религий могут объявлять крестовые походы / джихады / великие священные войны против неверных. Войны могут вестись в разном масштабе, вплоть до масштаба королевства. Персонажи, которые присоединяются к масштабным священным войнам, получают «очки вклада». Войны против еретиков могут начинать только персонажи из «материнской» религии, например, против катаров могут воевать только католики.
Дополнительный контент
Paradox, как и для других своих последних игр, выпустила ряд патчей и аддонов для игры. Кроме того, существует несколько модов, включая мод по мотивам серии Elder Scrolls.
Скачиваем ))
Брать однозначно!