Вы когда-нибудь задумывались о том, откуда появились все эти сказки, что нам читают в детстве, пока мы мирно пускаем пузырьки изо рта в своей колыбели? Скорее всего, вы знаете сказания о Золушке, Красной шапочке, Белоснежке, Гензеле и Гретель как произведения созданные Шарлем Перро и Братьями Гримм. В действительности это всего лишь переложения на детский лад историй для взрослых, изданных в пяти томах под авторством Джамбаттисты Базиле примерно в 30-х годах семнадцатого века.  И «истории для взрослых”  это еще мягко сказано.

«Сказки сказок» Базиле — это очень циничные и жестокие сюжеты, в которых во всей красе показывается житие людей тех лет, пускай и с некоторыми фантастическими элементами. Но при всём этом, содержания в них бесконечно поучительные, учащие быть мудрыми даже самых закостенелых стариков. Поэтому не удивительно, что их переработали. Ведь дети впитывают всё как губки, и если дать им что-то наставительное в раннем возрасте, то с большой вероятностью они вырастут с хорошими моральными принципами.

«Страшные сказки» (не путать с сериалом) — киноадаптация сразу трёх сюжетов Базиле, не связанных между собой, но иногда пересекающихся, снятая талантливым режиссером Маттео Гарроне («Реальность», «Таксидермист», «Гоморра»), успевшим получить две золотые пальмовые ветви и быть номинированным на три, в том числе и за «Страшные сказки».  Так вот, если вы читали произведения Базиле, то сейчас же бросьте читать эту рецензию и бегите в кино, ибо фильм пусть и немного переиначивает некоторые моменты источника, но остается верен его смыслу, тем более, что в эпоху несмотрибельной творческой импотенции супергеройской россказни, где деньги правят балом,  новую киноадаптацию великих произведений — мы увидим еще не скоро.

Антуон, видел, что все вышло как задумано и макаронина легла, как ей подобает, к сыру, а капустный кочешок — к салу.

В первые минуты, не показывая никаких, в общем-то, сюжетных перипетий или какой-то интересной завязки, фильм уже заставляет влюбляться в себя, из-за своей превосходной картинкой. Я уже и не помню, когда кино поражало меня своими декорациями и костюмами, доставляя невероятное эстетическое наслаждение. Кажется,  у меня в последний раз это было с «Отелем Гранд Будапешт». И как в картине Андерсона, в «Cтрашных сказках» потрясающе красивый сеттинг, пронизанный готическим стилем, показывается с не менее потрясающей операторской работой. Тут мало сложных общих планов, но достаточно вспомнить самую первую сцену под водой, чтобы понять какую блестящую работу провел Питер Сушицки с камерой.

Может кого-то и разочарую, но должен сообщить, что тут нет той гротескной, эксплицитной жестокости, что присутствует в постмодернистком фэнтези, типа  «Игры престолов»

Второе, что мне очень понравилось, так это игра актеров, и перво-наперво меня, конечно же, поразил Тоби Джонс, сыгравшего одного из королей. Можно целую вечность говорить о его невероятно многообразной мимике, голосе (в оригинале), движениях. Это не гениально, но настолько профессионально, что Джонс полностью затмевает других актеров, среди которых нет ни кого, кто мало-мальски фальшивил в своих эмоциях. Так, например, Сальма Хайек действительно холодная, словно ледышка, королева, плевать хотевшая на своего мужа, а Бебе Кейв отлично вписалась в роль классической принцессы, мечтающей о принце на белом коне, который ублажал бы её дни и ночи напролет.

Наверное, свое отношение я не определил только к Венсан Касселю. Нет, сыграл он распутного государя на отлично, но как мне раньше казалось, Кассель уже играл очень похожие роли , поэтому ничего сверхъестественного в его вживании в образ нет. Ключевое словосочетание «раньше казалось». Я недавно обсуждал с подругой его роль в этом фильме, так та, услышав моё мнение, начала просто невероятную по своей продолжительности тираду о том, какой Венсан харизматичный актер, игравший всегда людей, вызывающих симпатию, а не отторжение, как здесь. Тирада оказалось довольно действенной, так что моё мнение остановилось где-то на середке. В конце концов, может быть учитель танцев соблазняющих своих учениц, кой образ примерил Кассель в «Черном лебеде»,  и вправду вызывает у кого-то обожание?

Услыхав эти новые вести своему дому, старуха до того рассвирепела, что уже полностью сбилась с компаса самообладания и вырвалась из стойла терпения: на глазах у пажа высоко задрав занавес своего убранства, она показала такую пасторальную сцену, что тут и Сильвио мог бы сказать: «Бегите, раскрывши глаза широко, с рогом...».

 Жанр сказок сам по себе предполагает короткость произведения, и попытка разрушения этого принципа приводит к тому, что мы видим в «Хоббите» Джексона — к затянутости. Казалось бы, что смотреть фильм по сказкам, хронометраж которого больше двух часов, будет скучным занятием. Но во-первых, сюжетных линий тут аж целых три, которые рассказываются со всеми интересными подробностями, а во-вторых, монтаж сделан так, что все эти линии чередуются, и устав смотреть на то, как две старухи мечтают помолодеть, дабы лечь на ложе вместе с королем, вы тут же перемещаетесь к бедной принцессе, что выдали замуж за великана.

… впрочем, есть небольшие, но очень точечно воздействующие моменты, где она присутствует. Вот этот, к примеру. Я далеко не циник, но даже я не удержался от мерзкого хихиканья в ладошку, после видения того, что произойдет через секунду.

И именно в монтаже фильм даёт очень неприятный зрителю сбой. Если в начале всё было более-менее нормально с отведенным временем на каждую сюжетную линию, то ближе концу начинает возникать некий дисбаланс. Особенно страдает линия с Сальмой Хайек, про которую, вполне возможно, вспоминали в самый последний момент. Это накладывает неприятный отпечаток на восприятие, из-за чего, после и во время просмотра, вспоминаешь происходившие события с трудом.

Однако Тадео не имел охоты томить столь великое множество народа ради особенного удовольствия своей жены; да и самому ему невмоготу было видеть такую толпу.

А в чем, собственно, смысл данной сказки для взрослых, спросите вы? Всё максимально просто и столь же крайне цинично — люди, по своей натуре, эгоистичны. Абсолютно всеми персонажами в этой картине руководят только собственные цели и желания.  Один лишь муж упомянутой королевы пожертвовал собой ради счастья своей жены. Тем по черному смешно видеться тот факт, что он умирает буквально на первых минутах фильма. Режиссер буквально говорит его смертью, что герои и благородные рыцари это давно уже вымерший вид, вымерший еще даже до средневековья. И стоит ли говорить, что люди, как молекулы воды, никогда не меняются?

Итог: Сказка на ночь, которую нужно держать подальше от детей.

Фильм «Страшные сказки» завораживает, иногда пугает, честно держит у экрана все два часа. Он красивый, умный, и даже со знакомыми всеми архетипами  умудряется преподносить что-то своё, уникальное. Всё что ему не хватает, так это более умелого монтажа. В остальном же, это идеально взрослая, реалистичная интерпретация всех тех сказок, что мы по многу раз перечитывали. Но от того, что она настолько реалистична, честно говоря, становиться порой страшно.