Сегодня представляю вам свой самый необычный блог. Несколько лет назад, ползая по паутине интернета, я наткнулся на статью человека рассказывающего как он, в одиночку, хочет сделать игру. Не обладая девелоперским опытом и даже основами программирования и 3DМакса. Ну вы знаете этих романтиков - все хотят, но ни у кого из них не получается. Я сам много таких встречал. Хотя, именно этот человек меня зацепил. Дело в том, что он не просто рассказывал, о том что хочет, но и предоставил свои наработки. Да, выглядело это еще очень и очень сыро. Но в словах этого человека чувствовалась достаточная воля и способность дойти до приемлемого результата. Я был в числе первых, кто протестировал его, уже тогда, работающею игру. И мысленно пожелав ему удачи продолжил свой путь.

Спустя года два, наверное, услужливый ВК порекомендовал мне игру «Сирия» в жанре Tower Defense. На удивление разработчиком игры оказался тот самый «романтик»! Он все-таки смог ее сделать в одиночку! За эти 2 года игра стала вполне себе играбельна и приобрела даже, круг поклонников. Среди которых есть и автор этого блога. Сегодня ваш покорный SibRusich взял интервью у Сергея Мещерского (создателя игр «Сирия» и «Диамант»). Специально для Gamebomb.



С чего все началось? Почему вы захотели сделать собственную игру «с нуля»?

Началось всё с того, что захотелось мне сделать игру, а так как я любил Tower Defense, то и выбрал именно этот жанр. Начинал с нуля, программированием до этого не занимался, поэтому первым делом сел штудировать литературу и познавать азы. Выбрал язык программирования ActionScript 3.0 и платформу - Flash. Неделя на спартанский образ жизни и зубреж Колина Мука (автор книги «ActionScript 3.0 для Flash» - прим. SibRusich). Через неделю я был готов начинать. На первый проект ушёл месяц - это была игра со скуднейшей графикой, но по какой-то причине, она понравилась многим людям по геймплею. Выложился в ВК, естественно не прошёл отбор, зато с помощью этого неудачного опыта нашёл дизайнера и отныне мы с ним делаем всё вместе. Новые игры пошли на ура (относительное ура, т.к. мы не можем пока тягаться с монстрами-корпорациями), на данный момент у нас ещё 2 игры, это «Syria TD» и «Диамант».



Когда игра Сирия уже приобрела свой окончательный вид, сложно было продвинуть ее в ВК и Одноклассники? Какие требования эти соцсети выдвигают? В какой бюджет может уложится игра подобная «Сирии»?

Наш бюджет составлял 0 рублей. Да и тратить не на что, всё делали сами. ВК брало условную плату для проверки приложения, а потом плату побольше, для фичеринга в 
«Новых» (попадение в каталог на самое видное место), но это не более 8 тысяч рублей. Требования простые: игра должна работать, использовать функции API VK и быть хорошо оформлена на субъективное мнение опытного модератора. Точно такие же требования у ОК (только бесплатно). Мы прошли сразу и нам дали добро на фичеринг. В общем, не сложно и при сносной графике пройдёт большинство.

Какой движок игры используется в «Сирии»? Собирается ли он выходить на Аndroid или iOS платформы? Что нового планируется в игре? Пробовали ли выйти на Steam Greenlight?

Движок полностью собственный. В этом и была цель, сделать с нуля, полностью своё. Названия движок пока не имеет. Android и iOS - планируем, ищем человека, который бы смог это портировать, если не найдём - сами тогда. Из новых фишек - хотим сделать мультиплеер, но в очень оригинальном стиле с минимумом затрат, пока не знаем, что получится. GreenLight - да, хотим, как руки дойдут, так и опробуем.



Вы как человек, уже прошедший нелегкий пути от 
«идеи до реализации», что можете посоветовать начинающим? С чего лучше начать тем, кто задумался о собственной игре? Какими инструментами пользоваться? Обо что может «запнутся» новичок?

Как бы банально это не звучало, но нельзя сдаваться, это первое и главное. Не могу назвать себя гуру и тем более давать советы, я всё ещё ученик. Сам я сделал выбор и пошёл в направлении геймдева ни отступая ни на шаг. Если можно использовать это, как совет - забирайте! Инструментов полно, но я, признаюсь честно, освоил лишь один и опять же не могу себе позволить сравнивать инструменты не пробуя их. Я вижу только один камень на пути любого дела, то, на чём спотыкается каждый второй: в определенный момент кажется, что ты устал и не можешь идти дальше. Отдохните и продолжайте - важен конечный результат, а не ваши труды. Какими бы сложными они не были.

Что ж, хороший ответ! Каковы ваши планы на будущее? Если ли идеи для будущих игр? Коллектив для реализации идеи? Ну и конечно же бюджет?

На данный момент мы активно развиваем нашу игру Диамант, ещё много работы над ней, но мечта должна быть. Конечно игра нашей мечты - это стратегия, для себя условно мы называем её «Сирия 2», но у неё будет другое, менее политическое название. Задумываем, как смесь жанров TD и RTS, с мультиплеером и выходом на международный рынок. Пока это только планы. Год назад в нашей команде появился серверник, так что нас уже трое. Я надеюсь, скоро появится ещё один человек, который будет заниматься 3d моделями для будущей игры. Вообще, расширение для нас неизбежно, я уверен. Мы видим перспективы развития и с радостью примем в команду тех, кто разделяет наши взгляды. О бюджетах пока рано говорить, сначала идея, потом уже деньги. У нас так.

 
Игра «Диамант» имеет оригинальных игровых помошников - големов.


Задумывались много раз. Но для того, чтобы собирать с людей деньги, нужно предложить что-то взамен. Я не очень люблю кормить людей обещаниями, когда знаю, что у нас ещё всё очень нестабильно. Вот если бы Сирия 2 была готова хотя бы на 70% - уже можно было бы говорить о сборе денег.

Полагаю, что Вы уже вошли в российскую девелоперовскую тусовку и наверняка знаете, что большая часть российских разработчиков обитает именно в соцсетях со своими проектами. Исключения, конечно же, есть - Gaijin, Nival и другие. Но этого явно мало. Когда же уже они начнут задумываться о больших проектах? Игроки ждут российскую GTA и Скайрим, а дожидаемся мы только очередные 
«веселые фермы». Что вообще, как вам кажется, ждет российский игрострой? Есть динамика на какое-никакое развитие этой этой отечественной индустрии?

Честно, я не вошёл ни в одну тусовку. Во-первых, маловат ещё, чтобы величать себя девелопером, во-вторых, маловаты наши проекты по количеству пользователей. Мы набираем обороты и вот когда наберём, тогда уже можно будет по «притусоваться" к тусовкам. Насколько мне известно, рынок игр в России сейчас очень слаб. В данном случае, я говорю про пользователей. Платят мало, не готовы покупать, по сравнению с Европой и США. Ну а производство - это отражение потребностей. Востребованы три-в-ряд и фермы - значит и делают их. Что касается разработчиков, опять же могу лишь предположить, что, возможно, опытному разработчику со стажем заплатят больше там, а не здесь.

А Вы сами в какие игры играете?

Сказать, что я прямо сижу и играю, будет неправильно. У меня всегда не хватает на это времени и я знаю, что это неправильно. Разработчик должен играть постоянно. Я люблю стратегии, люблю стелс-экшены и иногда RPG. Моими любимыми играми смело могу назвать старый добрый Star Craft, вся серия Splinter Cell, ну и конечно же Last of Us недавно полностью перевернул моё сознание.



Вот такой разговор получился у нас с Сергеем. Возможно, сегодня мы читаем первое интервью будущего основателя игровой компании уровня 
«Ubisoft». Ведь, когда-то пятеро братьев Гиймо, так же начинали с малого. И пока у нас есть такие преданные игроделу люди, значит у нас все еще есть шанс получить разнообразные российские большие проекты.