Сегодня представляю вам свой самый необычный блог. Несколько лет назад, ползая по паутине интернета, я наткнулся на статью человека рассказывающего как он, в одиночку, хочет сделать игру. Не обладая девелоперским опытом и даже основами программирования и 3DМакса. Ну вы знаете этих романтиков - все хотят, но ни у кого из них не получается. Я сам много таких встречал. Хотя, именно этот человек меня зацепил. Дело в том, что он не просто рассказывал, о том что хочет, но и предоставил свои наработки. Да, выглядело это еще очень и очень сыро. Но в словах этого человека чувствовалась достаточная воля и способность дойти до приемлемого результата. Я был в числе первых, кто протестировал его, уже тогда, работающею игру. И мысленно пожелав ему удачи продолжил свой путь.
Спустя года два, наверное, услужливый ВК порекомендовал мне игру «Сирия» в жанре Tower Defense. На удивление разработчиком игры оказался тот самый «романтик»! Он все-таки смог ее сделать в одиночку! За эти 2 года игра стала вполне себе играбельна и приобрела даже, круг поклонников. Среди которых есть и автор этого блога. Сегодня ваш покорный SibRusich взял интервью у Сергея Мещерского (создателя игр «Сирия» и «Диамант»). Специально для Gamebomb.
С чего все началось? Почему вы захотели сделать собственную игру «с нуля»?
Началось всё с того, что захотелось мне сделать игру, а так как я любил Tower Defense, то и выбрал именно этот жанр. Начинал с нуля, программированием до этого не занимался, поэтому первым делом сел штудировать литературу и познавать азы. Выбрал язык программирования ActionScript 3.0 и платформу - Flash. Неделя на спартанский образ жизни и зубреж Колина Мука (автор книги «ActionScript 3.0 для Flash» - прим. SibRusich). Через неделю я был готов начинать. На первый проект ушёл месяц - это была игра со скуднейшей графикой, но по какой-то причине, она понравилась многим людям по геймплею. Выложился в ВК, естественно не прошёл отбор, зато с помощью этого неудачного опыта нашёл дизайнера и отныне мы с ним делаем всё вместе. Новые игры пошли на ура (относительное ура, т.к. мы не можем пока тягаться с монстрами-корпорациями), на данный момент у нас ещё 2 игры, это «Syria TD» и «Диамант».
Когда игра Сирия уже приобрела свой окончательный вид, сложно было продвинуть ее в ВК и Одноклассники? Какие требования эти соцсети выдвигают? В какой бюджет может уложится игра подобная «Сирии»?
Наш бюджет составлял 0 рублей. Да и тратить не на что, всё делали сами. ВК брало условную плату для проверки приложения, а потом плату побольше, для фичеринга в «Новых» (попадение в каталог на самое видное место), но это не более 8 тысяч рублей. Требования простые: игра должна работать, использовать функции API VK и быть хорошо оформлена на субъективное мнение опытного модератора. Точно такие же требования у ОК (только бесплатно). Мы прошли сразу и нам дали добро на фичеринг. В общем, не сложно и при сносной графике пройдёт большинство.
Какой движок игры используется в «Сирии»? Собирается ли он выходить на Аndroid или iOS платформы? Что нового планируется в игре? Пробовали ли выйти на Steam Greenlight?
Движок полностью собственный. В этом и была цель, сделать с нуля, полностью своё. Названия движок пока не имеет. Android и iOS - планируем, ищем человека, который бы смог это портировать, если не найдём - сами тогда. Из новых фишек - хотим сделать мультиплеер, но в очень оригинальном стиле с минимумом затрат, пока не знаем, что получится. GreenLight - да, хотим, как руки дойдут, так и опробуем.
Вы как человек, уже прошедший нелегкий пути от «идеи до реализации», что можете посоветовать начинающим? С чего лучше начать тем, кто задумался о собственной игре? Какими инструментами пользоваться? Обо что может «запнутся» новичок?
Как бы банально это не звучало, но нельзя сдаваться, это первое и главное. Не могу назвать себя гуру и тем более давать советы, я всё ещё ученик. Сам я сделал выбор и пошёл в направлении геймдева ни отступая ни на шаг. Если можно использовать это, как совет - забирайте! Инструментов полно, но я, признаюсь честно, освоил лишь один и опять же не могу себе позволить сравнивать инструменты не пробуя их. Я вижу только один камень на пути любого дела, то, на чём спотыкается каждый второй: в определенный момент кажется, что ты устал и не можешь идти дальше. Отдохните и продолжайте - важен конечный результат, а не ваши труды. Какими бы сложными они не были.
Что ж, хороший ответ! Каковы ваши планы на будущее? Если ли идеи для будущих игр? Коллектив для реализации идеи? Ну и конечно же бюджет?
На данный момент мы активно развиваем нашу игру Диамант, ещё много работы над ней, но мечта должна быть. Конечно игра нашей мечты - это стратегия, для себя условно мы называем её «Сирия 2», но у неё будет другое, менее политическое название. Задумываем, как смесь жанров TD и RTS, с мультиплеером и выходом на международный рынок. Пока это только планы. Год назад в нашей команде появился серверник, так что нас уже трое. Я надеюсь, скоро появится ещё один человек, который будет заниматься 3d моделями для будущей игры. Вообще, расширение для нас неизбежно, я уверен. Мы видим перспективы развития и с радостью примем в команду тех, кто разделяет наши взгляды. О бюджетах пока рано говорить, сначала идея, потом уже деньги. У нас так.
Игра «Диамант» имеет оригинальных игровых помошников - големов.
Задумывались много раз. Но для того, чтобы собирать с людей деньги, нужно предложить что-то взамен. Я не очень люблю кормить людей обещаниями, когда знаю, что у нас ещё всё очень нестабильно. Вот если бы Сирия 2 была готова хотя бы на 70% - уже можно было бы говорить о сборе денег.
Полагаю, что Вы уже вошли в российскую девелоперовскую тусовку и наверняка знаете, что большая часть российских разработчиков обитает именно в соцсетях со своими проектами. Исключения, конечно же, есть - Gaijin, Nival и другие. Но этого явно мало. Когда же уже они начнут задумываться о больших проектах? Игроки ждут российскую GTA и Скайрим, а дожидаемся мы только очередные «веселые фермы». Что вообще, как вам кажется, ждет российский игрострой? Есть динамика на какое-никакое развитие этой этой отечественной индустрии?
Честно, я не вошёл ни в одну тусовку. Во-первых, маловат ещё, чтобы величать себя девелопером, во-вторых, маловаты наши проекты по количеству пользователей. Мы набираем обороты и вот когда наберём, тогда уже можно будет по «притусоваться" к тусовкам. Насколько мне известно, рынок игр в России сейчас очень слаб. В данном случае, я говорю про пользователей. Платят мало, не готовы покупать, по сравнению с Европой и США. Ну а производство - это отражение потребностей. Востребованы три-в-ряд и фермы - значит и делают их. Что касается разработчиков, опять же могу лишь предположить, что, возможно, опытному разработчику со стажем заплатят больше там, а не здесь.
А Вы сами в какие игры играете?
Сказать, что я прямо сижу и играю, будет неправильно. У меня всегда не хватает на это времени и я знаю, что это неправильно. Разработчик должен играть постоянно. Я люблю стратегии, люблю стелс-экшены и иногда RPG. Моими любимыми играми смело могу назвать старый добрый Star Craft, вся серия Splinter Cell, ну и конечно же Last of Us недавно полностью перевернул моё сознание.
Вот такой разговор получился у нас с Сергеем. Возможно, сегодня мы читаем первое интервью будущего основателя игровой компании уровня «Ubisoft». Ведь, когда-то пятеро братьев Гиймо, так же начинали с малого. И пока у нас есть такие преданные игроделу люди, значит у нас все еще есть шанс получить разнообразные российские большие проекты.
Спасибо Sib за интересное изложение.
по поводу того, что мы наблюдаем за восходящей звездой, тут тоже двояко, т.е. мне кажется, что у него сейчас самое лучшее время - время, когда он вкладывает душу, а если он потом на поток поставит игры и издатель от него будет требовать постоянно все новые и новые продукты, фанаты могут так же завыть типа "вот, раньше игры, так игры были, “Syria TD” и “Диамант” - игры на все времена, а теперь уже не торт"))
Единственное, что меня сдерживает - это оформление всех социальных отчислений.
От себя: Заметь что он пока не семейный.
А общем - привет! и больших успехов. ты молодец.