YU-NO: A Girl Who Chants Love at the Bound of this World – японская приключенческая визуальная новелла, впервые вышедшая в 1996 году на компьютере PC-98, позже портированная на Sega Saturn и Microsoft Windows без сексуального контента оригинальной версии. Протагонист перемещается по параллельным мирам, решая тайну пропажи своих родителей. Хотя параллельные миры – популярная в научной фантастике концепция, игра использует концепции из физики, математики, философии, истории и религии, чтобы сформировать уникальную вселенную. «Автоматическая расходящаяся система картографирования» (A.D.M.S.) отображает разветвленные параллельные миры и сюжетные линии, что помогает игроку перемещаться по миру.
YU-NO написал и спродюсировал Хироюки Канно, синтезаторный саундтрек сочинил Рю Умемото, Рю Таками и Казухиро Канаэ, ранее работавший над играми компании C's Ware, в частности, Eve Burst Error (1995). YU-NO была принята хорошо, стала влиятельной в Японии, повлияла на многочисленные визуальные новеллы, манги и аниме.
В 2017 году 5pb. разработала и издала ремейк игры для PlayStation Vita и PlayStation 4. Также игру адаптировали в хентай-анимацию из 4 частей, мангу, новеллы, аниме-сериал (апрель, 2019) от Feel. Позднее мультсериал Feel лицензировала для Америки компания Funimation.
Название
«Граница этого мира» в названии отсылает к месту, которое протагонист посещает в конце игры. Ю-но – имя ключевой девочки истории. Название игры – отсылка к рассказу «Зверь, кричавший о любви в сердце мира», написанному Харланом Эллисоном.
Геймплей
Версии для PC-98 и Sega Saturn имеют мелкие отличия, ниже описывается первая версия.
Игрок путешествует между параллельными мирами, используя отражающее устройство. С помощью камней устройство обозначает позиции возвращенных локаций, так что могут восстановить свои следы и войти в альтернативную вселенную. В игре действует система A.D.M.S., которая в любое время отображает экран, показывающий направление продвижения игрока по разветвленным сюжетным линиям. Похожие системы позже использовались в игре Radiant Historia (2010) и PSP-версии Tactics Ogre: Let Us Cling Together.
A.D.M.S.
Когда приближается сюжетное разветвление, мигает индикатор на отражающем устройстве. Когда игрок решает развивать сюжетную линию, его маршруты записываются в «карте расходимости», а устройство проигрывает звук. Игрок должен собрать 8 драгоценных камней, служащих источником энергии отражающего устройства. Карта расходимости показывает расположение всех драгоценных камней в сюжетных линиях, даже если игрок не добрался до них. Так A.D.M.S. используется для поиска по параллельным мирам. Карта расходимости отображает время слева направо, а одновременные параллельные миры показываются вертикально.
Другая примечательная фишка – «сохранение драгоценного камня». Посредством драгоценных камней можно оставлять пометку на карте расходимости, драгоценный камень при этом теряется. Позже карту расходимости можно открыть, и игрок сможет мгновенно вернуться к метке и забрать драгоценный камень. Если сохранение камня произошло до точки сюжетного поворота, игрок может исследовать один сценарий, затем быстро вернуться и исследовать альтернативный сценарий. Эта функция – сродни сохранению или загрузке игры. Ключевые предметы можно переносить из одного мира в другой посредством сохранения камней.
Пролог и эпилог
Секции в начале и конце игры выполнены в более традиционном стиле геймплея визуальных новелл, там игрок выбирает в меню команды типа «Смотреть» или «Говорить». В этих секциях нет разветвлений, и нельзя использовать отражающее устройство.
Разработка
Ранее сделав успешные приключенческие игры DESIRE (1994) и EVE Burst Error (1995) в C's Ware, Хироюки Канно и Рю Умемото были наняты в ELF, чтобы создать игру с высоким бюджетом. Канно предложил историю, которую делал с юности. Бюджет позволял ее всецело реализовать. Как в прошлых проектах, Канно и Умемото тесно сотрудничали. Все важные сюжетные моменты детально обсуждались ради достижения взаимосвязи сюжета и музыки. Музыкальные композиции отражали настроения и эмоции персонажей, а не персонажей или локации. Умемото, будучи с детства талантливым математиком, а также приверженцем дзен-буддизма, математическими методами применил символические элементы своей религии в композициях.
Релизы
PC-9801
26 декабря 1996 года YU-NO вышла в качестве игры для взрослых на NEC PC-9801. Это была последняя игра для операционной системы MS-DOS, разработанная ELF. Цена на то время составляла 9,800 иен. Вышли версии на дискетах и CD. Дисковая версия включила аранжировки музыки, в остальном была идентична версии с дискеты.
Sega Saturn
4 декабря 1997 года YU-NO вышла на консоли Sega Saturn с рекомендуемым минимальным возрастом – 18 лет. Цена составила 7,800 иен. На диск вошел дополнительный контент, позже разосланный по почте с версией PC-98, встроенной в эту версию. Как в версии для Windows, были удалены некоторые отсылки на инцест. Графику перерисовали с большим количеством цветов, добавили сегменты анимации, заново аранжировали музыку, добавили голоса персонажей, два драгоценных камней (теперь их стало 10), удалили откровенные сексуальные сцены.
Windows
Версия с PC-98 была портирована на Microsoft Windows в рамках линейки ELF Classics. Эта версия вышла 22 декабря 2000 года. Графика и музыка остались неизменными, сексуальный контент вырезали.
Фанатский перевод
Патч с фанатским переводом версии Windows на английский язык вышел в сентябре 2011 года через TLWiki. В эту версию вставили голоса из версии Sega Saturn, откровенные сексуальные сцены, оригинальный саундтрек, компьютерную графику из Sega Saturn. Hardcore Gaming 101 похвалил патч за качество перевода, назвав его «одним из лучших примеров фанатских усилий в видеоиграх».
Ремейк
Ремейк в высоком разрешении вышел в марте 2017 года. В него вошли ремиксованный саундтрек и новые картинки. Дизайнером персонажей был Рё Наги из Ar Tonelico. Разработку провела 5pb., получившую права от прекратившей существование ELF. Анонсировали ремейк в декабре 2014 года, затем несколько раз релиз откладывали.
Spike Chunsoft выпустила английскую локализацию 1 октября 2019 года во всем мире для систем Windows, Nintendo Switch и PlayStation 4.
Адаптации
Pink Pineapple в 1998-1999 годах сделала и выпустила хентай-аниме из 4 эпизодов.
В 2016 году Feel в сотрудничестве с MAGES и Genco сделала новое аниме. Аниме дебютировало 2 апреля 2019 года на AT-X, Tokyo MX, ABC и BS Fuji. Оно представляло собой 6-месячный мультисериал с 26 эпизодами. Режиссером аниме был Тецуо Хиракава, персонажей сделала Маи Оцука. Казуя Танака был саунд-директором, Кейши Яонао и Рю Такуми сочинили музыку.
Хиракава говорил, что в аниме входят такие же персонажи и пути, как в оригинальную игру. Вместо вида от 1-го лица, как в игре, в аниме изображаются отношения девушек, окружающих Такую. Хиракава говорил, что аниме превзойдет игру по грязным шуткам, что Мио будет еще более «цундэрэ», а Канна еще загадочнее.
Манга
Манга от Марио Канеды выходила в журнале Enix's G Fantasy в 1997 и 1998 годах. Манга от Содзи Ишиды выходила в журнале Enterbrain's Comic Clear с 14 марта 2017 года по 15 марта 2018 года.
Прием
По статистике Digital Media Insider, к 30 ноября 1997 года было продано 45,844 копий оригинальной версии игры ( (30,553 на CD, 15,291 на дискетах), без учета прямых продаж ELF по почте. В годовом рейтинге Digital Media Insider за 1997 год CD-вариант игры был поставлен на 14-е место. В марте 1998 года издание Comptiq заявило, что уже продано более 100,000 копий игры.
Игра получила несколько наград, включая выбор читателей в «Гран-при видеоигр» от Blitz King в мае 1997 года, 9-е место в списке «Игра и героиня 1996 года» от E-Login, 5-е место в «Гран-при видеоигр» Comptiq в 1998 году.
Продажи версии для Sega Saturn, по сводкам, варьировались от 139,509 до 240,820 копий. Sega Saturn Magazine поставил игре 27/30, каждый из троих журналистов поставил 9/10. RPGFan дал игре 97%: по 100% за историю и управление, 85% за геймплей, по 80% за графику и за звук. Журналист Вуджин Ли сказал, что история замечательна, похвалил систему A.D.M.S. за реиграбельность и сказал: «мне кажется, игра всегда будет Самым лучшим графическим приключением, что от тебя, игравшего в множество таких игр – огромный комплимент».
Наследие
На Hardcore Gaming 101 Оден Сорли написал, что YU-NO помогла произвести революцию в жанре визуальной новеллы, особенно благодаря пробивной системе A.D.M.S. На Gamasutra он написал, что аудитория вскоре стала требовать масштабных сюжетных линий и музыкальных саундтреков схожего качества и амбиций, что «жанр стал абсолютно новой ареной для молодых художников и музыкантов, компании желали браться за свежие возможности. Рынок волновался из-за возбуждения и рисков, и стал рассадником творческой активности».
Согласно ITmedia, влияние YU-NO пошло дальше визуальных новелл и расширилось до современных работ Отаку. Мангака Тамики Вакаки, к примеру, сказал о влиянии YU-No на серии аниме и манги The World God Only Knows. О влиянии игры говорили такие авторы визуальных новелл и манг, как Ромео Танака, Пойойон Рок, Джун Маэда, Хикару Сакураи из Type-Moon, автор White Album 2 и Saekano Фумиаки Маруто, автор To Heart Тору Миназуки.
Согласно Anime News Network, YU-NO «считается в Японии одной из самых любимых повествовательных игр. Ее система параллельных сюжетных линий глубоко повлияла на повествование в визуальных новеллах». Согласно RPG Site и DualShockers, YU-NO повлияла на последующие визуальные новеллы вроде Fate/stay night и Steins;Gate.