Прошло 1000 лет после событий, сформировавших систему Алголь в Phantasy Star II. Планета Мотавия резко преобразилась: от пышной и активной жизни к массивной пустыне. Вся магия пропала из мира, повседневная жизнь стала сложной. В довершение к этому, начали появляться монстры, а таинственный Зио стал собирать странный культ.
Чаз Эшли – молодой охотник за наживой, партнер знамени Алис Брангвин. Вместе они отправляются расследовать странные происшествия в подвале академии Пиата. Они не отдают себе отчета, что это начало путешествия, которое не только столкнет их с силами Зио и его темными мастерами, но и пересечет границы пространства и времени.
Геймплей
Phantasy Star IV – очень хороший пример типичной ролевой игры 16-битной эры. Главные элементы геймплея – исследование, взаимодействие с персонажами, пошаговые бои. Персонажи присоединяются к группе или выходят из нее сообразно с ходом сюжета. Часто их заменяют новые персонажи с похожими или столь же полезными способностями. У каждого персонажа есть набор способностей, который раскрывается, когда они доходят до определенных уровней или моментов сюжетной линии. Способности разбиты на две категории: Техники и Навыки.
Техники
Техники – это магические атаки, которые твои персонажи могут использовать путем траты технических очков (TP). К техникам относятся стандартные элементальные атаки (Фои, Ват и другие), эффекты вроде гравитации (Награ) и исцеления (Сар). У большинства персонажей есть некая магическая способность, исключение составляют персонажи-андроиды Деми и Врен.
Навыки
У каждого персонажа есть набор способностей, называемых навыками. У каждого навыка есть определенное количество применений (оно повышается, когда ты повышаешь уровень). Навыки обновляются только в точках сохранения и гостиницах (или в доме Алис), и, таким образом, лучше сохранять их до востребования, а не тратить их на ликвидацию слабых врагов.
Комбо
Некоторые заклинания и способности можно совмещать, чтобы создавать опустошительные атаки. Например, если осуществить Фои, Ват и Цу тремя разными персонажами (заклинания, каждое влияющие только на одного врага), заклинания совместятся в Трибластер – более мощную атаку, поражающую всех врагов. В игре несколько комбо-атак, во многих случаях они сочетают элементальное заклинание с техникой так, что элементальное заклинание поражает всех врагов.
Макросы
Бои в Phantasy Star IV протекают по раундам. В начале каждого раунда ты даешь каждому персонажу группы команду, которая, в общем случае, будет исполнена в порядке от быстрейшего персонажа к самому медленному (включая врагов). Однако, для некоторых из мощных комбо-атак нужно в определенном порядке осуществлять определенные навыки или техники. Для этого в Phantasy Star IV есть способность настройки макроса: список навыков и техник, выполняющихся в заданном порядке. Их можно использовать как ярлыки (например, если хочется, чтобы атаковали все персонажи) или для настройки мощных комбо-атак. Они являются очень уместным дополнением и реально помогают упростить бой; макросы убирают часть однообразия, характерного для жанра.
Транспортные средства
Важным аспектом игры является транспорт. Тут есть несколько видов, от обычного танка до высокотехнологичного ховеркрафта и древнего звездного корабля. Каждое из наземных транспортных средств имеет главное оружие и несколько навыков для использования. Это важнейшая выгода, поскольку монстры, с которыми ты бьешься, находясь в машине, обычно значительно сильнее, чем монстры в пеших боях. В игре есть точки, которые невозможно пройти без определенного транспорта. Такие точки образуют одни из ключевых сюжетных точек, из-за которых ты ищешь способ пройти препятствие.
Презентация
История Phantasy Star IV презентуется, как во многих RPG, через смесь разговоров и катсцен. Для придания «катсценам», обычно являющихся простыми разговорами, интереса, представлены панели оформления в стиле аниме, которое отражает персонажей и ситуации игры. Эти сцены являются одной из определяющих фишек игры, они отчетливо отделяют ее от игр Final Fantasy, которые в то время были доступны на Super Nintendo. В панелях используется много цветов, включая оттенки синего, неонового зеленого и розового. Другим определяющим элементом презентации является «след» персонажей. Каждый персонаж группы следует за лидером по следу длиной до 5 персонажей (максимальный размер группы). Это означает, что ты можешь видеть спрайт каждого персонажа, когда путешествуешь, и это дает ощущение группы, а не просто лидера с последователями.
Релиз
Игра вышла в декабре 1993 года в Японии. В Северной Америке релиз состоялся в феврале 1995 года, в Европе в декабре 1995 года. Изначально Sega заявляла, что не будет издавать игру в Европе. В Америке розничная цена игры была немного менее 100 долларов. Оформление обложки для европейского и американского релиза выполнил Борис Вальехо. На обеих обложках изображены Чаз, Рика и Руна, но на американской/европейской обложке их изображения отличаются от игровых.
В Японии игру первоначально анонсировали под названием Phantasy Star IV, но ко времени релиза переименовали в Phantasy Star: The End of the Millennium. Тогда игровая пресса рассматривала это решение как попытку прояснить, что игра не является продолжением Phantasy Star II. В западных релизах сохранилось название Phantasy Star IV, хотя название на заглавном экране, как в японской версии – Phantasy Star: The End of the Millennium. В компиляции Sega Genesis Collection названия были совмещены в «Phantasy Star IV: The End of the Millennium».
Phantasy Star IV была последней игрой серии до Phantasy Star Online (2000), сюжет которой мало относился к прежним играм.
Порты и ремейки
Игра была портирована на Sega Saturn как часть Phantasy Star Collection, вышедшей только в Японии. Был порт на Windows в 2004 году, а также включение в Sega Genesis Collection для PlayStation 2 и PSP. Также игра вошла в Sonic's Ultimate Genesis Collection, коллекции для консолей Xbox 360 и PlayStation 3. Включена была игра на Sega Genesis Mini.
Прием
Phantasy Star IV: End of the Millennium, в целом, встретили положительными обзорами, критики обычно одобряли элементы геймплея, но осуждали историю и графику. GamePro похвалил способность исследования фоновых изображений, удобство макросов и функции разговора, перевод. Однако, было сказано о раздражающей невозможности приобрести несколько предметов за раз, и высказан ряд критики в отношении сюжета – по мнению журналиста GamePro, он обыденный, часто несвязный, пренебрежительный к женщинам. Next Generation написал, что Phantasy Star IV, «будучи хорошей игрой, осталась в прошлых годах». Next Generation уточнил, что в других ролевых играх появились важные инновации как по графике, так и по геймплею, а Phantasy Star IV фактически осталась внешне и геймплейно такой же, как Phantasy Star II 5-летней давности. Четыре журналиста в Electronic Gaming Monthly назвали графику посредственной, музыку надоедливой, сюжет слишком тягучим, зато высоко оценили систему магии/техник, экипировку и общий геймплей. Sega Saturn Magazine (ранее Sega Magazine) написал, что графика устарела даже в сравнении с играми с Mega Drive/Genesis, что игра непонятна для новичков серии, но «преуспевает в создании кинематографических моментов, введении новых персонажей и сил, принятии многих странных и чудесных сюжетных поворотов». Mean Machines критиковал графику, анимацию и эффекты, но хвалил играбельность, историю, долговечность, называл игру «лучшей чистой RPG для Megadrive». GameFan критиковал перевод, но отметил: «графика красивая, музыка мощная, постоянные оригинальные идеи делают игру обязательной для энтузиаста RPG».
Ретроспективные обзоры были очень положительными. В RPGamer Сеферштейн превзонес игру: «одна из величайших RPG на моей памяти, с великолепной графикой, душевным саундтреком, захватывающей историей и невероятной боевой системой». Parn of RPGFan также назвал игру «одной из лучших когда-либо созданных RPG». Обзоры для релиза на Virtual Console были очень положительными. Корби Диллард в Nintendo Life сказал, что нельзя придумать лучшего конца 16-битной серии. IGN назвал игру одной из определяющих 16-битных ролевых игр, заявив, что «сюжетная линия и персонажи глубокие и цепляющие, миловидные катсцены в стиле аниме радуют глаз, а геймплей и классический, и уникальный для того времени». Tor.com описал игру как «амбициозную JPRG, идеальное завершение серии, берущее лучшие элементы каждой прошлой игры и соединяющей их в фантастическое приключение». Eurogamer отметил эпичный масштаб игры и порекомендовал ее всем, кто с трепетом относится к JRPG.
В 2007 году IGN поставил Phantasy Star IV на 61-е место в списке лучших когда-либо сделанных игр. В 2012 году тот же сайт разместил игру на 59-м месте в списке топ-100 RPG всех времен, отметив элегантно простые механики и влияние игры на Phantasy Star Online (помещенной на 23-е место в списке). В 2009 году Nintendo Power отметил игру, вместе с Phantasy Star II, как одну из величайших RPG всех времен. Complex Magazine в списке лучших игр для Sega Genesis поставил игру на 2-е место, определив выше только Gunstar Heroes.
Чтобы оставлять комментарии вам необходимо войти под своим аккаунтом. Если вы еще не зарегистрированы, то можете пройти экспресс-регистрацию, которая займет всего пару минут.