Давайте сразу уточним две, как мне кажется, не совсем очевидные вследствие последующего текста вещи, чтобы потом к ним не возвращаться: во-первых, я люблю «Звездные войны». Я бы даже сказал, что я ОЧЕНЬ люблю «Звездные войны», лелея с нежностью все киноленты как и оригинального образца, так и приквельного, и с восхищением  смотрю на проделанную работу по расширении вселенной, которую, правда, Disney с Джей-Джей Амбрамсоном отбросили для освобождения места под развертывания сюжетов в заявленной новоиспеченной трилогии, сделанной по свежекупленным правам на космосагу, что Лукас, по его словам, хотел передать в руки молодого поколения кинематографистов, подающих надежды, для привнесения чего-то нового в давно знакомую фабулу (забегая вперед, скажу, что если это действительно так и престарелый режиссер просто не захотел вдруг прикупить себе парочку дорогущих домиков где-нибудь в Малибу, то фильм ему, скорее всего, не понравился). 

Тут стоит уточнить, что пусть мне и довольно сильно нравится эта вселенная скай-фай фэнтези, я всё-таки не являюсь сумасшедшим фанатом, скупающим все фигурки, комиксы, конструкторы лего  и готовым сжечь в ритуальном костре любую игрушку ужасно милого плюшевого эвока или Джа-Джа Бинкса. Скорее, я, как и многие другие  на этой планете, имею теплые сердцу  воспоминания связанные с франшизой,  побуждающие пересматривать все шесть эпизодов по два раза в год, а также периодически перечитывать самые лучшие романы из всего того многочисленного числа книг, которые, во всяком случае, я надеюсь, станут выходить и дальше.

Вторая же вещь,  которая фактически нарушает своим существованием правила журналистского писания рецензий или беря немного пониже, скажем, школьного сочинения-рассуждения, состоит в необходимости сделать полный вывод о картине Амбрамса сразу же в начале статьи  — «Звездные войны: Пробуждение силы» это хорошее приключенческое кино в духе «тех самых» творений семидесятых и восьмидесятых(а если считать еще и ремастеренги, то и девяностых) годов выпуска. Более того — здесь все сделано для поклонников именно этих частей, начиная от встреч со старыми персонажами и заканчивая бессчетным количеством всяческих скрытых сообщений, отправляющих нас к воспоминаниям о битве на Хоте, Звезде Смерти и многим другим достопримечательностям, что остались яркими пятнами в памяти.

Но переходя к основной части обзора и разбору полетов (какая чудная аллегория в сравнении с фильмом, не находите?) хочется написать вот что: я всегда считал Джей-Джея бездарным режиссером. Все его проекты, будь то телесериальные про сон собаки или блокбастерные пародии на «Звездный путь», смотрелись настолько скучно и без какой либо изюминки, что порой я начинал думать о том, что «Мстители» по сравнению с ними — вверх развития творческой идеи, а не творческая импотенция творческой импотенции (читай: творческая импотенция в квадрате), как на самом деле оно и есть.

После просмотра седьмого эпизода извечного противостояния темной и светлой стороны Силы, я решил изменить мои взгляды, ибо как доказывает обозреваемая в данный момент лента — снимать экшен всё-таки Амбрас умеет (впрочем, в таком высказывании может быть виновата магия «Звездных войн»). Вот только в кино вскрылся другой нарыв, позабывшийся с окончания «Остаться в живых», кой прямо таки низводит все попытки «Пробуждения силы» скрыть свою предназначенность в срубе денег на популярной вселенной. Джей-Джей просто-напросто никакущий сценарист.

Вопросы к создателям возникли еще на стадии анонса, ибо зачем надо продолжать уже давно кончившуюся историю в шести сериях о далекой, далекой галактике. Более-менее правильным решением было бы снять спин-офф (что и делает Disney, но без оставления мечты о непрекращающимся источнике дохода в виде номерных фильмов), а не некую экстраполяцию старых сюжетов и моментов из 4,5,6-ых эпизодов, оставляющую лишь упоминание о приквелах в фразе об храме джедаев. Вообще, на протяжении всего хронометража создается такое ощущения, что второй трилогии и вовсе никогда не существовало: здесь даже штурмовики ходят до сих пор в своих ныне смешных классических бело-черных нарядах (хотя, надо признать, что и в предистории многие концепты были так себе).

Но кинодевелоперы не только отбросили все наработки по части дизайнов, которые да, конечно же важны, но ни настолько сколько ценен вклад первых эпизодов в плане глубины сюжета. В седьмой серии нет двух противоборствующих сторон с разными целями и способами их достижения. Вместо  представления противоречащих друг другу точек зрения — типичный детский сюжет с крапинками нарочитой и смешной жестокости, где есть плохие (они) и хорошие (мы), и который диктует развлекательная направленность жанра. Это присутствовало и раньше в «Звездных войнах», но прощалось из-за уникальности, на тот момент времени, такого произведения.  Причем, сам Лукас позже вырос из этого и смог отлично показать переход на темную сторону Энекина  в «Атаке клонов» и «Мести ситхов», при ужасной актерской игре Хейдена Кристенсена, вызывая горячие споры на форумах о том, чья же Сила правильнее.

Я не выдержал давления глупости на моменте с чуть ли не зигующими штурмовиками и громко хлопнул себя ладонью по лбу сидя в кинозале, высказывая таким образом весь мой эпический фэйспалм к происходящему на экране. Давай же, мой талантливый режиссер, покажи нам, словно каким-нибудь детям, настоящую фашисткую Империю, ведь это так небанально и великолепно вписывается в фильм!

Однако, плоскость и простоту сценария можно было бы опять, как и в прошлых разах, простить, так как по настоящему хорошего приключенческого кино сегодня в индустрии практически нет (помимо «Звездных войн», в этом году внимания достоин один только «Безумный Макс»), если бы не просто таки феноменальная его вторичность. Дамы и господа, «Пробуждение силы» — это не полноценный эпизод и открытие новой вехи в космосаге, а всего-навсего… фанфильм, слепленный из маленьких отсылок, огроменного копиаста, вплоть до кадров, прежних частей, а также глупой и никаким образом не соединяющейся с давней сюжетной линией завязкой. Нет, правда, я пытался представить, что Империя может быть даже и не распалась после обезглавливания верховного командования в лице Дарта Вейдера и аж самого Императора, и которую возможно возглавили каких-то два хмыря, появившихся неизвестно откуда, но меня обрывал здравый смысл и общая состыкованность, или будучи точнее — несыстотыкованность событий, склад которых, как и упоминалась выше, вырван из старых серий.

Но если странные моменты оригинальных фильмов были объяснены Лукасом в начальных эпизодах, то нам остается пока что довольствоваться просто фактами, поставленными перед нами сценаристом, и что-то мне подсказывает, что нам в последующих частях никто ничего так и не объяснит. Седьмой эпизод спасает от полного провала в этом пунктике лишь наличие дорогих фанату персонажей, которые выплескивают на вас поток харизматичности и грусти от осознания величины времени, прошедшего с выпуска «Новой надежды», и введение каждого из которых сделано на наивысшем уровне (разве что с R2-D2 как-то не постарались) . 

«Я не убийца!» — кричит Финн и через несколько сцен преспокойно застреливает штурмовиков из бластера. Приключенческий экшен — что с него возьмешь, но на фоне всеобщей идиотии выглядят такие пацифистские речи  еще тупее. Собственно говоря, с диалогами в фильме вообще все плохо. То есть, они не то что глупые, а скорее очень банальные и скучные. Впрочем, есть и светлые моменты, заключающиеся в неплохих шутках. Особенно запоминается диалог между Финном и Реей, когда они убегают от обстрела и находят то, о чем я вам, пожалуй, сообщать не стану.  

В общем-то, в пример приквелам (опять-таки, там был замечательный МакГрегор в роли Обивана Кеноби и великолепный Иэн Макдайармид в образе Палпатина), актеры не играют бревен, а все нападки по поводу афроамериканца Джона Боейги оказались преждевременными волнениями почем зря. Но, как говорится, не может существовать бочка меда без ложки дегтя в ней. И я сейчас не про разделение сторон Силы,  а про главного злодея, если его можно так называть. Не буду портить вам удовольствия — стоит увидеть этот фейл своими глазами. Только упомяну, что в несостоятельности главгада, как и во всем другом плохом в новом эпизоде, виноват сценарист, придумавший его, а не актер, что идеально подходит под написанного персонажа и с блеском отыгрывает его.

Итог: Дорогой фанфильм за авторством Джей-Джея Джа-Джа Амбромсона

Повторюсь, «Звездные войны: Пробуждение силы» — это увлекательно киношное приключение, словно пришедшее из времен «Индианы Джонса», с проработанным и умиляющим своей дословностью фансервисом, заставляющим иногда закрывать глаза на объективные недостатки, и с правильно отработанным экшеном, где в воздушных баталиях участвуют X-Wing и Tie Fighter, своим видом вытаскивающие из глубин памяти детские воспоминания… Проблема в том, что сам по себе седьмой эпизод абсолютно ничего не значит. Он как рудимент организма, наподобие аппендикса, который необходимо отрезать, чтобы все стало вновь нормальным. Это собрание старых идей и собранное черти как.

Не знаю, что там станет дальше, но искренне надеюсь, что последующие режиссеры исполнят желание Джорджа Лукаса о добавлении во вселенную новых элементов, в предыдущем не использовавшихся. Ждем продолжений, дабы узнать, падет ли великая серия лицом в грязь из самоповторов или станет чем-то прорывным. А до их выхода, можно поностальгировать, посмотрев дорогой фанфильм от бездарного сценариста.